Teaching of chess-play as a tool of intellectual development of elementary schoolers 5 страница

стр. 106

Научная жизнь. "КРУГЛЫЙ СТОЛ" "КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ"

Автор: Т. Н. САВЧЕНКО, Г. М. ГОЛОВИНА

29 апреля нынешнего года в Институте психологии РАН прошел научный семинар, организованный лабораторией математической психологии ИП РАН. В настоящее время существуют различные трактовки феномена качества жизни (КЖ), включающие, в том числе и психологическую составляющую, и в соответствии с этим разрабатываются разные методы изучения и критерии оценки КЖ (А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко, В. П. Поздняков, И. А. Джидарьян, Г. М. Зараковский, А. А. Давыдов, Е. В. Давыдова).

Докладчики круглого стола представили различные подходы к исследованию качества жизни.

стр. 106

Г. Н. Савченко в своем докладе рассказала, что в настоящее время в лаборатории математической психологии ИП РАН существует комплексная программа разработки концепции качества жизни. Исследования ведутся коллективом лаборатории с 1995 г. Акцент делается на обобщении знаний в единой модели КЖ и проведении эмпирических исследований для наполнения этой модели. В настоящее время под КЖ понимается система объективных и субъективных показателей. Субъективное качество жизни (СКЖ) - это субъективное удовлетворение, испытываемое человеком в физических, ментальных и социальных ситуациях, или субъективное благополучие.

Автор определяет КЖ как интегральный показатель жизнедеятельности людей, который включает в себя как объективные, так и субъективные показатели. Объективные показатели характеризуют уровень жизнедеятельности человека, а субъективные - степень удовлетворения его потребностей и ценностных структур разного уровня. Разработка подходов к оценке субъективного качества жизни представляется важнейшей научной проблемой.

Основными гипотезами проведенного Т. Н. Савченко исследования явились, во-первых, предположение о том, что на восприятие качества жизни, с одной стороны, влияют культурные особенности, ценностные ориентации различных групп, с другой - существуют инвариантные факторы, которые присущи различным группам, такие, как: экономический и социальный факторы, индивидуальные особенности и, во-вторых, СКЖ взаимосвязано с характеристиками личности. Результаты исследования показали, что реконструированное факторное пространство в основном интерпретируется с помощью двух факторов: первый - когнитивная не рефлексивная оценка жизни, второй - эмоциональная.

Понятие СКЖ имеет различное наполнение не только для различных возрастных групп, но и внутри одной группы. Выявлено взаимовлияние субъективного качества жизни, удовлетворенности жизнью и субъективного экономического благополучия, интегральная структура которых определяется психологическими характеристиками, образом жизни, стилями поведения.

Подтвердилась гипотеза о том, что на представление КЖ влияют такие личностные характеристики, как уверенность в себе и мотивационная направленность. На показатель жизненной удовлетворенности практически не сказываются демографические факторы (пол, возраст). Их значимость определяется мерой вовлеченности человека в различные социально-экономические и социально-психологические сферы жизнедеятельности.

В заключение автор делает вывод о целесообразности использования показателей субъективного качества жизни и субъективного экономического благополучия для изучения социально-психологических феноменов, связанных с психологической адаптивностью людей.

В докладе Г. М. Головиной (ИП РАН) представлены результаты экспериментального исследования, показавшего, что субъективное качество жизни, удовлетворенность жизнью и отношение к социальному окружению являются системообразующими факторами поведения человека. Это позволило выделить четыре стиля поведения, которые условно были названы: "авантюрный", "творческий", "конформный", "обывательский".

Г. М. Зараковский (ВНИИТЭ) в докладе дал свое определение качества жизни, в соответствии с которым качество жизни - это обобщенное свойство соответствия всех элементов и процессов жизни потребностям, ценностям, установкам и целям носителя жизни (индивида или сообщества), проявляющееся в его переживаниях, оценках, поведении и состояниях.

Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально-позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

По мнению автора, в основе жизнедеятельности людей лежат разные группы интересов, потребностей, ценностей и целей, существенно отличающихся по их роли в жизни отдельного человека и общества. Одни из них лежат в основе удовлетворенности людей базовыми условиями жизни (потребность в питании, в жилище, экологически чистой среде, общении, принадлежности к определенной социальной группе, безопасности и т. п. Другие - в основе целенаправленной активности человека и его духовной жизни. Поэтому государственное регулирование качества жизни должно быть разнонаправленным.

Во-первых, необходимо формирование у граждан такого менталитета, который включает личностно значимые социально позитивные потребности, ценности и цели, а также стереотипы

стр. 107

поведения, свойственные гражданскому обществу. Во-вторых, - создание объективных условий, обеспечивающих повышение жизненного потенциала и удовлетворенности жизнью всех слоев населения. В-третьих, - формирование и активация "человеческого капитала" в целях совершенствования и ускорения социально-экономических процессов. Таким образом, считает Г. М. Зараковский, улучшение качества жизни населения - это не только цель государственного регулирования, но и основная социальная политика.

В докладе А. В. Барановой и В. А. Хащенко (ИП РАН, лаборатория социальной и экономической психологии) представлен социально-психологический подход к исследованию качества жизни. В рамках постановки проблемы исследования качества жизни авторы рассматривают актуальность изучения данного феномена, современное состояние исследований проблемы качества жизни, соотношение понятий "образ жизни", "уровень жизни", "качество жизни", "стиль жизни", основные подходы к изучению качества жизни в зарубежной и отечественной науке. Подробно представлены особенности и характеристики сущности качества жизни как научной категории, современная трактовка данного феномена, концептуальные основы и методы его эмпирического исследования.

Полученные результаты позволяют авторам охарактеризовать, во-первых, эмпирические компоненты качества жизни (экономическое, социально-психологическое благополучие, семейное и личное благополучие, личная свобода и безопасность, комфорт условий жизни), структура которых является динамичной и определяется конкретной, сложившейся формой взаимодействия социально-экономических и социально-психологических факторов при определяющей роли последних; во-вторых, субъективные "пространства" оценки качества жизни (социальное, социально-психологическое, персональное), которые соотносятся с таким триединством, как отношение личности к миру, другим и себе (С. Л. Рубинштейн), а также с тремя основными мирами: внешним, социальным и внутренним, выделяемыми в социальной философии (Ю. Хабермас); в-третьих, эмпирическую типологию респондентов по критерию выраженности компонентов качества жизни, дифференцируемую также по социально-демографическим характеристикам, уровню экономико-психологического статуса и адаптационным возможностям (пять типов); в-четвертых, структуру психолого-экономических факторов, детерминирующих оценку респондентами уровня качества жизни в современных условиях (экономическая свобода (независимость), личная успешность, позиции и убеждения личности, самостоятельная деловая и экономическая активность, сберегающее поведение, материальная обеспеченность семьи, отношение к бедным и богатым людям, субъективная оценка зависимости личности от уровня дохода, психологический комфорт и возможность самореализации). Таким образом, представленные теоретические основы и результаты эмпирического исследования А. В. Барановой и В. А. Хащенко демонстрируют перспективность разрабатываемого авторами подхода к исследованию качества жизни в контексте взаимодействия социально-психологических и экономических факторов, а также позволяют решать ряд теоретических и практических задач.

В дискуссии принял участие А. Н. Лебедев, считающий, что с проблемой качества жизни связано становление личности в общении и деятельности. По его мнению, для системного исследования нужны новые методы, которые бы соотносили характеристики личности с ее социальными представлениями. В дискуссии также приняли участие Г. М. Головина, А. Л. Журавлев, А. В. Юревич.

Подводя итоги семинара, директор института психологии РАН А. Л. Журавлев дал положительную оценку содержательной стороны круглого стола. Он подчеркнул: осознана сложность предмета исследования, описано предметное поле, и, несмотря на различие точек зрения исследователей, произошло продвижение в их взаимопонимании. Определены теоретические и методологические проблемы, концепция, критерии и компоненты качеств жизни.

Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, ИП РАН, Москва

стр. 108

Наши рекомендации