Памятка родителям от ребенка

Чаще всего это мы - родители, взрослые - даем советы сво­им детям. Но давайте прислушаемся к их советам.

«Памятка родителям от ребенка» - это не только своеобраз­ный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой сувере­нитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.

^ Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

^ Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

^ Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это при­учит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я от­кликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.

^ Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с тол­ку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить по­следнее слово за собой.

^ Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.

^ Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».

^ Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

^ Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «ны­тиком».

^ Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сде­лать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в каче­стве прислуги.

Ваш ребёнок

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

Признаки агрессивности:

- по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непред­сказуем.

- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чув­ствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины: Нарушения эмоционально-волевой сферы:

• неумение ребенка управлять своим поведением;

• недостаточное усвоение ребенком общественных норм по­
ведения, общения.

• Неблагополучная семейная обстановка:

• отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
— нет единства требований к ребенку;

• ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

• физические (особенно жестокие) наказания;

• асоциальное поведение родителей;

• плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруд­нения;

• Трудности обучения.

• Психологический климат в дошкольном учреждении.

Советы родителям

• Упорядочьте систему требований, следите за своими по­
ступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные
правила.

• Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

• Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой
он есть.

• Направьте его энергию в положительное русло, например
в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции,
управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс,
ушу), а также рисование, пение.

• Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фикси­руйте на них внимание окружающих.

• Включайте ребенка в совместную деятельность, подчерки­вайте его значимость в выполняемом деле.

• На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией,
служит для ребенка своеобразным «развлечением».

• Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим по­
ведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким
людям.

• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хоро­ший, добрый!»

• Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление
доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «есте­ственную возрастную агрессивность» и научится быть гуман­ным и добрым.

• Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессив­ные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.
Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; по­
рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть
свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молот­
ком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запус­тить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мя­чом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору;
покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче
крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

• Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ре­бенка непосредственно перед их проявлением, остановите зане­
сенную для удара руку, окрикните ребенка.

Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в соци­ально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словес­ной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпени­ем, объяснением, поощрением.

Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка 1-й шаг - стимуляция гуманных чувств:

-стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

* учите его не сваливать свою вину на других;
-развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к дру­гим: сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

* «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

* «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не по­
жалеет».

* Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш.

* Предложите помириться с обиженным ребенком («Ми­рись, мирись и больше не дерись...»).

2-й шаг - ориентация на эмоциональное состояние дру­гого:

— стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию дру­гого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например:

* «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

* Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как оби­дели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Ле­ну!»

- «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь
усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»

3-й шаг - осознание агрессивного и неуверенного поведе­ния или состояния:

- помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмо­циональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

-постарайтесь понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

- стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и не­
уверенного поведения детьми;

-стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ре­бёнка-жертвы;

-чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

- чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из кон­фликтной ситуации;

-объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

- расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «кон­тролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо
делать;

- спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего ста­новится сердитым, теряет над собой контроль;

- объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «кон­тролировать» собственную агрессию.

Например:

- «Ты стукнул Веру потому, что... а ещё почему?»

* Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордоч­ку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую морду
у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему
у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребён­ку-жертве притеснения.)

* «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё по­
чему?»

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

— помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные
состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями
и поведением;

- учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;

— учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что
ему нравится или не нравится;

-учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физиче­ской агрессией;

- стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребён­ку, склонному к агрессии: «Если кто-то на тебя лает, то не надо
лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния: стимулируйте по­ложительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрес­сивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное по­ведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний: — у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребён­ка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;

- у взрослого: помните, что у вас есть много способов изме­нения поведения.

Наши рекомендации