Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 1 страница

1. ЛИЧНОСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ НА ЯЗЫКЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ОБРАЗНЫХ ГЕШТАЛЬТОВ

Каждый человек живет во времени, и время его жизни не исчезает бесследно, а вовлекается в глубины субъективной психи­ческой реальности, формируя внутренний мир, который законо­мерно включает в себя представления о прошлом, о настоящем и будущем личности. Прошлое существует в нашей памяти (прожи­тых годах и событиях, их заполнявших; в воспоминаниях: радост­ных и печальных) и в структурах нашей личности, в характере, складывавшемся в те далекие годы, когда прошлое было настоя­щим. Прошлое никуда не исчезает, оно продолжает существовать в нас самих, и каждый раз, когда мы принимаем какое-то решение, мы сознательно или бессознательно опираемся на прошлый опыт (когда-то мы так поступили, и у нас все получилось). Незнакомые люди нам нравятся или не нравятся в зависимости от того, на кого из наших давних знакомых они похожи, или от того, чьи поступки из нашего прошлого напоминают нам их поступки. На­конец, сегодня мы знаем о мире только то, что узнали в прошлом.

Будущее неизвестно, но люди не могут не думать о нем, а думая, не воссоздавать его в планах, мечтах, страхах, надеждах. Поэтому-то будущее также существует, существует в образах нашего внутреннего мира. Во внутренней психической реальности одно­временно существуют несколько различных вариантов будущего, некоторые из которых закономерно осуществятся, а другие оста­нутся в виртуальной форме. Но присутствие в нашей психике всех этих вариантов, равно как и прожитых лет, предопределяет наше настоящее — наши решения и поступки. Когда мы поступаем не

____ __ _Глава третья___________ 107

так, как нам подсказывает прошлый опыт, мы делаем это потому, что хотим достигнуть какой-то цели в будущем. Например, вол­нующие образы грядущей счастливой жизни заставляют нас пере­носить текущие трудности и методично работать над воплощением этого варианта будущего в жизнь. Бывает и наоборот, слишком навязчивые образы мрачного будущего (страхи) сковывают нашу энергию и волю и постепенно подавляют нас и в настоящем [41].

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

Поэтому так и хочется порой «заглянуть внутрь» психической реальности и «увидеть», что же там «находится», чтобы понять человека с его сегодняшними проблемами и помочь ему. Исследо­ванию жизненного пути посвящено много работ [76, 66]. Однако «чужая душа — потемки», а психологи лишены возможности не­посредственно наблюдать структуру психики другого человека [54, с. 49], поэтому приходится вновь и вновь обращаться к интроспек­ции, что мы и сделали в настоящем исследовании. Чтобы преодо­леть основные недостатки классической интроспекции: крайний субъективизм испытуемых в оценке своего опыта и невозможность сравнивать данные, полученные двумя разными людьми, — мы применили новую систему получения и анализа образного мате­риала, опирающуюся на адаптированную к задачам исследования стратегию НЛП.

Первым принципиальным моментом в нашей работе был подход к образу как к изображению (по Л. М. Веккеру и Б. Ф. Ломову [35]). Представление образа в виде изображения позволило нам сформу­лировать второй важный принцип нашего исследования. Мы ре­шили отказаться от анализа содержания сознания, заключенного во внутреннем образе, потому что именно содержание наиболее субъективно и изменчиво, а провели анализ формальных харак­теристик образа, выделяемых методологией НЛП: особенностей его формы, величины, места расположения в пространстве вообра­жения (по Р. Бендлеру и Д. Гриндеру [12, 20]).

В основу работы положена известная техника временных линий нейролингвистического программирования (С. и К. Андреасы) [12]. Данная техника творчески переработана под углом зрения лично­стной организации времени и апробирована на российской выборке.

Временная линия — это последовательность образов (мыслен­ных картин), в которых индивидуум представляет события свое­го прошлого, настоящего и возможного будущего. Обычно мы пред­лагали респондентам представить четыре образа прошлого: 20-лет­ней, 10-летней, 5-летней и годичной давности; один образ, от­носящийся к настоящему времени; и пять образов будущего: через 1 год, через 5 лет, через 10 лет, через 20 лет и через 50 лет.

Ю8 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов...

Иногда предлагалось представить' дополнительный образ «через 100 лет». Всего 10—11 образов.

Для стандартизации представлений всем испытуемым предла­гается воображать в картинах одно и то же максимально общее событие, например, «как они умываются», «как чистят зубы» или «как принимают пищу» и т. п. Если испытуемый утверждал, что он «не умеет представлять образы» (безобразный тип мышления), то ему предлагалось представлять мнимые картинки.

Образно представляя эти события, испытуемый как-то их рас­полагает в пространстве своего воображения. Одни образы ему пред­ставляются ближе, больше, ярче; другие — дальше, меньше, ту­маннее. Далее испытуемый сообщает интересующие эксперимента­тора характеристики своих образов.

В результате мы получали информацию о следующих формаль­ных особенностях мысленных образов прошлого, настоящего и бу­дущего у каждого испытуемого.

— Субъективное местоположение образа в пространстве вооб­ражения: где именно человек представляет ту или иную картину своей жизни относительно самого себя — впереди, позади или во­круг себя, справа или слева от себя, выше или ниже.

Выделялись: восходящая линия будущего (образы будущего последовательно поднимаются вверх), горизонтальная (образы бу­дущего на одной прямой) и нисходящая (образы будущего опус­каются вниз).

— Субъективное расстояние до образа: как далеко от себя испытуемый представляет ту или иную картину своей жизни. Обычно оценивалось относительное расстояние — ближе или даль­ше от испытуемого представляется последующий образ относитель­но предыдущего.

— Субъективный размер образа: насколько большими или ма­ленькими представляются испытуемому эти картины. Оценивался также относительный размер — большим или меньшим представ­ляет испытуемый последующий образ относительно предыдущего.

Выделялись: расходящаяся линия будущего (образы будуще­го последовательно увеличиваются) и сходящаяся (образы будущего последовательно уменьшаются).

— Цвет, яркость и четкость каждого образа.

— Представление себя в образе: диссоциированное или ассо­циированное. Если испытуемый на задание экспериментатора «представить, как вы гуляете по улице 5 лет назад» представлял изображение самого себя, гуляющего по улице, — это диссоцииро-ванный образ. Если же он представлял окружающую обстановку, улицу, то это — ассоциированный образ.

— Объективированность образа: показатель описан Л. М. Век-кером и Б. Ф. Ломовым. Он характеризует расположение образов

_______ _ Глава третья _________ 109

во внешнем по отношению ксебе пространстве (образ объективи­рован) или во внутреннем, «внутри головы» (образ необъективи­рован).

Кроме этого у линии прошлого и будущего анализировались еще два параметра:

— Структурированность линии — закономерное представле­ние образов во внутреннем пространстве. Структурированная линия представляет собой функцию от времени, образы располагаются во внутреннем пространстве максимально упорядочение, каждая по­следующая картина появляется непосредственно после предыду­щей, образуя линию. Обычно эта линия близка к прямой, но иногда может быть и более сложной формы. Неструктурированной считалась такая линия, в которой внутренние образы располагались во внутреннем пространстве психики беспорядочно. Иногда их место зависело от реального положения предмета, например, ис­пытуемый представлял свою ванную комнату слева от себя, потому что она и на самом деле была в левой части квартиры.

Отдельно анализировались: «разрывы», «перегибы» в ровной последовательности образов и «особо выделяющиеся образы» (самые большие или самые маленькие). С их помощью на основе свободных ассоциаций давалась психологическая интерпретация событий.

— Сцепление между образами: характерно для структуриро­ванных линий. После того как испытуемый представил ряд своих временных образов в пространстве воображения, испытуемому пред­лагалось «мысленно передвинуть крайний образ». При этом у части испытуемых остальные образы оставались неподвижными (отсут­ствие мысленного сцепления), а у других самопроизвольно пере­мещались вслед за первым (наличие сцепления). Если сцепление наличествует, то не имеет значения, какой именно образ двигать — все равно смещается вся линия.

В наших экспериментах принимало участие 111 человек, муж­чин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет, у которых организация времени исследовалась описанной выше оригинальной методикой. Часть испытуемых имела среднее образование и на момент обсле­дования обучалась на курсах; другая часть имела высшее образо­вание и обучалась в аспирантуре.

Таким образом, мы получили возможность «заглянуть во внут­ренний мир» человека и по множествам характеристик образов увидеть, как он организует время своей жизни во внутреннем плане. Но что же означает каждый из выделенных нами пара­метров?

В концепции личностной организации времени, развиваемой школой К. А. Абульхановой-Славской, для анализа способов орга­низации жизни предложена совокупность трех понятий, трех пространственно-временных ценностно-смысловых образований:

110 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов.^

«жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспек­тива». Жизненная позиция есть результирующая достижений лич­ности, она как бы аккумулирует ее прошлый опыт и одновременно является потенциалом ее будущего. Траектория жизненного дви­жения личности определяется как «жизненная линия», которая, соответственно, имеет восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный характер (с точки зрения самовыражения, само­реализации личности). И наконец, К. А. Абульхановой предложена оригинальная классификация перспектив: психологические, лич­ностные и собственно жизненные [7].

Первые есть собственно когнитивная (сознательная) способность личности предвидеть будущее, прогнозировать его, структурировать и видеть себя в будущем. Однако когнитивная перспектива не содержит в себе готовности реализовать прогнозируемое будущее. Личностный потенциал, содержащий мотивационное устремление в будущее, связан с другой перспективой — личностной, т. е. ре­альной личностной возможностью реализовать намеченные пла­ны. Третья перспектива — жизненная — создается предшествую­щей жизнью и выражается в жизненной позиции личности. Жиз­ненная позиция может быть тупиковой и закрывать личности всякую возможность продвижения в будущее, несмотря на наличие хорошо продуманных планов и огромного мотивационного желания их осуществить. В других случаях жизненная позиция, наоборот, может открыть перед личностью новый уровень возможностей, которые остается только реализовывать.

В нейролингвистическом программировании методика исследо­вания временной организации (положенная нами в основу нашей модели) носит название «временная линия». Даже по названию термин близок к понятию «жизненная линия». Будучи построенной в пространстве—времени носителя в виде последовательности об­разов, временная линия и в действительности представляет собой «траекторию жизненного движения личности». Такое совпадение представлений, полученных в двух совершенно не связанных на­правлениях психологической науки, является очень интересным и доказательным.

ЖИЗНЕННАЯ ЛИНИЯ

Итак, как пишет К. А. Абульханова, жизненная линия «имеет восходящий или нисходящий характер, прерывистый или непре­рывный». Что такое прерывистый или непрерывный характер жиз­ненной линии и как он может проявляться в нашей модели? Как мы отмечали в предыдущих работах [28,30], на линии прошлого у человека отражаются события его жизненного пути — наиболее

_ ___ ____ __ Глава третья_______•• __ ___ _11_1

тяжелые физические и психологические травмы (клиническая смерть, попытка суицида и т. п.) разрывают линию прошлого, таким образом, выражая прекращение жизненного движения лич­ности в данном году, появление нового движения личности или, возможно, по истечении времени движения изменившейся личнос­ти. Это, если так можно сказать, насильственное прерывание жиз­ненной линии. Парадоксальным образом личность подвергается насилию со стороны жизни, причем имеется в виду жизнь, запол­ненная какими-то событиями. Разрыв в этом случае всегда ини­циируется какими-то событиями в жизни человека.

Согласно проведенному нами исследованию [30], в образах ли­нии прошлого — ретроспективы — нашли свое отражение следую­щие особенности жизненного пути личности:

• — События, представляющие угрозу для жизни индивидуума:

попытки самоубийства, клиническая смерть, тяжелые физические травмы. Обычно события такого рода приводили к разрыву ретро­спективы.

Испытуемый А., 36 лет. Образы 30-, 20- и 10-летней давности находятся слева от него, образуя прямую. Образы 5 и 1-летней давности находятся далеко впереди от него, также на одной прямой. С помощью построения дополнительных образов выясни­лось, что критическая точка, точка разрыва — возраст 30 лет. Оценка субъективной валидности данных, полученных с помощью нашей методики: испытуемый довольно давно решил, что жить стоит только до 30 лет, в 30 лет предполагал уйти из жизни, предпринял даже слабую попытку суицида. (На момент обследо­вания, естественно, был жив.)

• — Потери родных и близких, психологические травмы. Со­бытия такого рода часто сопровождались появлением темных, не­подвижных, маленьких, нечетких картин, соответствующих воз­расту происшествия, часто такие образы располагались ниже со­седних. Если событие оказывало влияние на последующую жизнь, мог наблюдаться перегиб линии.

Испытуемая Б., 32 года. Образы 30-, 27-, 25-летней давности постепенно увеличиваются в размерах и расположены, далеко сле­ва. Образ, относящийся к восьмилетнему возрасту, — неожиданно маленький, темный и располагается внизу слева. Последующие образы тоже относительно маленькие, постепенно поднимаются и выходят на прежний уровень только к 15-18-летнему возрасту. Оценка субъективной валидности: в 8 лет у испытуемой была глубокая психологическая травма, связанная с насилием по от­ношению к ней других людей, последствия которой, по ее словам, она ощущала все школьные годы.

• — Вытеснение неприятных и тяжелых переживаний. Визу­ализация образов, соответствующих времени вытесняемого пере-

112 _Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов...

живания затруднена. Испытуемые утверждают, что они «ничего не могут вспомнить», «ничего не могут придумать», при попытках сделать это они испытывают неприятные эмоции. Если же образы в конце концов и представляются, то они очень нечеткие, и на их визуализацию потребовалось значительно больше времени, чем на остальные.

Испытуемая В., 28 лет. Достаточно легко представляла об­разы 20- и 10-летней давности. Образ 5-летней давности не появился, появилось какое-то тяжелое чувство. Вслух испытуемая пожаловалась на то, что она вообще плохо помнит события того времени. Переживание было обусловлено трудными первыми рода­ми. Вытеснение психологического материала, вероятно, было свя­зано с тем, что ребенка очень ждали и хотели. Вероятно, испы­туемой было неприятно связывать долгожданного малыша с бо­лезненными переживаниями.

• — Этапы жизненного пути. Этапные жизненные события (переезды, изменения статуса) обычно приводили к перегибу линии в точке соответствующего возраста. Это не сопровождалось ни ухуд­шением образов, ни тяжелыми чувствами.

Испытуемый Г., 30 лет. В его линии прошлого 2 отчетливых перегиба, попадающих на период 5-7 лет и 12-15 лет. Первый перегиб испытуемый связал с тем, что «в этом возрасте я на­учился читать», а второй— «я написал свое первое стихотворе­ние и понял свое призвание».

Следует учесть, что предлагаемая классификация в достаточной мере условна. У некоторых людей даже самые тяжелые пережи­вания не могут поколебать их жизненной линии и выражаются разве что едва заметным уменьшением образа. У других людей и небольшая психологическая травма может разорвать линию, если они придают ей большое значение.

В наших исследованиях [30] было выявлено два уровня орга­низации личностью своего времени: сознательный — ориентирован­ный на существующие в обществе социальные нормы и представ­ления, и неосознаваемый — более глубинного, экзистенциального характера. Вероятно, жизненная линия интегрирует особенности как неосознаваемого, так и сознательного уровня организации жиз­ни и жизненного пути личности. Для оценки сознательного пласта мы просили испытуемых дать характеристику своему уже прой­денному жизненному пути, разделить его на этапы и отметить самые важные в их жизни события. Разделяя свою жизнь на этапы, испытуемые преимущественно ориентировались на обыден­ные представления (а именно на существующее в обществе пред­ставление о том, что жизнь складывается из детства, отрочества, юности и зрелого возраста). При этом начало и конец каждого этапа большинство испытуемых соотносили со временем своего

Глава третья _____113

приобщения к определенному социальному институту или событию (поступление в школу, окончание школы, поступление в вуз, окон­чание вуза, начало трудовой деятельности, армия, реже вступление в брак и рождение ребенка).

Однако, как это видно из приводимых выше примеров, на более глубоком личностном уровне, на уровне существования прост­ранственно-временных образных гештальтов получили свое отра­жение совсем другие события жизненного пути человека, прежде всего жизненно важные как для самого человека, так и для вы­живания всего рода человеческого. На временной линии отразились события, представляющие собой угрозу для жизни индивидуума;

сильные эмоциональные потрясения, психологические и физичес­кие травмы [30].

Интересно, что в качестве значимых (или этапных) событий рождение ребенка называли и мужчины, и женщины, но только у женщин оно отражалось на уровне образных представлений, при­водя к перегибу временной линии или изменению образов. Довольно часто критические точки временных линий приходились на время переездов испытуемого из города в город. Вероятно, в детском, подростковом и юношеском возрасте переезд воспринимается как ломка всей прежней жизни и начало новой. Что же касается социально значимых событий (основываясь на которых, человек сознательно организует свою жизнь), то они получили удивительно незначительное отражение на временной линии. При этом те из них, которые все-таки приводили к перегибу линии, чаще всего сопровождались каким-либо другим событием (тем же переездом).

Другой интересный полученный факт — то, что на уровне об­разных гештальтов у некоторых испытуемых запечатлелись собы­тия их внутренней жизни, связанные с личностным ростом. Это такие события, как «осознание смысла собственной жизни», «про­светление», «написание первого стихотворения» и т. д. Это озна­чает, что внутренняя жизнь человека может быть настолько на­пряженной, что сравнима по силе воздействия на подсознание с факторами, влияние которых закреплено на биологическом уровне продолжения рода, сохранения жизни).

События прошлого формируют внутренний мир человека, из­меняя пространственно-временные характеристики образов-пред­ставлений о том или ином этапе своей жизни. Еще раз подчеркнем, что изменяются именно формальные характеристики образов, имеющих отношение к данному жизненному периоду, поскольку содержание каждого образа было максимально нейтральным и не имеющим никакого отношение к происходящим в это время со­бытиям (картина того, «как испытуемый умывался в это время»). Следовательно, происходящее в это время с испытуемым отразилось на каком-то очень глубоком уровне организации психики, приводя

]Л^_Соотнощение осознаваемых и неосознаваемых механизмов...

к изменению всего образного слоя, относящегося к этому возрасту. Например, все (любые) образы, относящиеся к году тяжелой болез­ни, представляются испытуемому черно-белыми, хотя образы Дру­гих лет жизни — цветными.

Другие виды разрывов во временной линии не связаны с каки­ми-то событиями в жизни человека и отражают тенденции личности разрывать траекторию своего развития в данной точке. Главным образом, это касается разрывов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Временная линия, действительно, может образовывать трансспективу, понимаемую В. И. Ковалевым как некое временное образование, соединяющее в настоящем перспек­тиву (будущее) и ретроспективу (прошлое) и дающее возможность «сквозного видения» и сквозного движения по образам в любом направлении, как из прошлого в будущее, так и из будущего в прошлое [65]. Ярким примером сквозной временной линии может быть следующая модель.

Испытуемый П. Линия прошлого составлена из образов, ко­торые находятся в нижней половине пространства воображения (картины, прошлого с течением времени приближаются к испы­туемому, постепенно поднимаясь, но никогда не доходят до сред­ней линии); настоящее он видит перед собой в виде небольшой картины, а линия будущего удаляется вверх. Все образы находятся на одной прямой и представляют собой функцию от времени. Испытуемый легко визуализирует образы, как прошлого, так и настоящего и будущего.

Наше эмпирическое исследование позволяет следующим обра­зом уточнить теоретическое понятие трансспективы, введенное В. И. Ковалевым: он был прав, утверждая возможность связи про­шлого, настоящего и будущего в категории «видения», т. е. в категории, связанной с образной сферой. Однако не подтвердилось его убеждение в универсальном характере трансспективы как не­прерывной связи (линии) прошлого, настоящего и будущего у всех людей — это лишь одна модель подобного способа.связи наряду с существованием иных.

В других случаях временная линия прерывистая. Примером прерывистой жизненной линии может быть следующая модель.

Испытуемый Р. Линия прошлого удаляющаяся (образ «-20 лет» находится возле испытуемого, «-10» отступает дальше влево и т. д., картина событий, приходящихся на прошлый год, находится «далеко влево» ), образ настоящего окружает испытуемого со всех сторон, а линия будущего приближается справа (образы, близкого будущего находятся «далеко вправо» и с возрастанием времени постепенно приближаются). Эта линия разорвана в двух местах:

прошлое никак не связано с настоящим, а настоящее с будущим. Каждое время существует в психике испытуемого как бы. само

_________________Глава третья______________115

по себе, без всякой связи с остальными. Мы. не исследовали этот феномен детальнее, но можно предварительно предположить, что подобная жизненная траектория может свидетельствовать о каких-то личностных особенностях индивидуума.

Другая характеристика жизненной линии, по К. А. Абульхано-вой, это ее нисходящий или восходящий характер, что в теорети­ческом ключе могло показаться скорее метафорой. Как показали исследования [140, 141, 151], в целом пространство воображения личности не однородно: одни его области являются более значи­мыми, более важными, они «бронируются» для наиболее «ценных» образов; другие области, наоборот, говорят о незначительности отраженных в образе событий. Но наиболее ярко ценностная асим­метрия, действительно, проявляется на оси «вниз—вверх». Про­странство «внизу» обычно представляется менее важным, личность «помещает» там картины второстепенных событий, образы мало значимых людей. Пространство «вверху», наоборот, привлекает повышенное внимание, сюда личность относит образы значимых людей и событий. Возможно, нисходящий или восходящий харак­тер жизненной линии непосредственно отражается на временной линии. Линия, направленная вниз, носит нисходящий характер, линия, направленная вверх, носит восходящий характер. Хотя, скорее всего, это не единственный способ выражения характера жизненной линии.

Таким образом, временная линия превращается в личностный вектор, наиболее ярко проявляющийся на линии будущего. Вос­ходящий характер вектора будущего, как было показано в нашем исследовании, говорит о самоактуализирующейся личности (в тер­минах А. Маслоу), о гармоничном сочетании творческих и целе-волевых качеств, с одной стороны, личностных тенденций и за­просов общества — с другой. Человек с восходящим вектором бу­дущего обладает творческими и интеллектуальными способностями, уверенностью в себе и своих силах, хорошей приспособленностью к обществу, общественным нормам и требованиям, самообладанием и высокой самооценкой.

К. А. Абульханова также связывает существование жизненной линии с самореализацией личности, ее саморазвитием. Однако понятие саморазвитие шире, чем понимаемая по А. Маслоу само­актуализация. Именно поэтому восходящий характер жизненной линии может выражаться на временной линии и другим способом, нежели направлением личностного вектора.

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Перспектива •— одно из важных понятий в личностной органи­зации времени. Как мы уже отмечали, в рамках концепции лич-

116 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов...

ностной организации времени существует не одна перспектива, а несколько. При этом две перспективы: когнитивная и личностная, получают свое отражение на нашей модели. Что же касается жиз­ненной перспективы, то, согласно основным положениям теории, она связана с жизненной позицией. Как нам кажется, обе они больше связаны с сознательным уровнем организации психичес­кого, и поэтому в меньшей степени проявляются в языке простран­ственно-временных образных гештальтов.

По определению, когнитивная перспектива отражает способ­ность личности предвидеть будущее, прогнозировать и структури­ровать его. В наших исследованиях способность к прогнозированию и планированию будущего проявлялась уже в момент построения временной линии. Некоторые испытуемые легко представляли кар­тины будущего, и картины эти обладали четкостью и яркостью. Другие испытуемые затруднялись в представлении образов буду­щего (имеются в виду случаи, когда человек испытывает сложности в визуализации практически всех образов будущего, а не какого-нибудь одного, ибо последнее может быть связано с планированием неприятного события). Образы будущего появлялись у испытуемого с большим трудом, часто спустя некоторое время, и были нечет­кими, мутными, туманными.

Испытуемый И; 23 года. Отказывается представлять образы. будущего, мотивируя это тем, что «поскольку я не знаю детально, что там будет, как я могу это представить в образе.». При повторной просьбе экспериментатора («мол, что бы ни случилось, умываться-то ты. все равно будешь» ) с большим трудом и спустя значительное время вообразил несколько нечетких картин. Еще некоторое время спустя он отметил, что «от опыта остался очень неприятный осадок».

На момент обследования испытуемый находился на перепутье жизненного пути, он закончил вуз по не актуальной и теперь не интересной даже ему специальности и уже некоторое время нахо­дился без работы и без средств к существованию, что привело к развитию пессимизма.

Представление образов будущего характеризует когнитивную перспективу. Чем быстрее появляются образы будущего, чем они субъективно «более четкие и яркие», тем лучше разработана у дан­ного испытуемого когнитивная перспектива. Чаще всего хорошая визуализация образов вела к структурированности линии будущего. Поэтому показатель «структурированность линии будущего» также связан с существованием когнитивной перспективы, но в меньшей мере, чем предыдущий.

Испытуемый О., 23 года. Образы прошлого приближаются слева, настоящее видит перед собой, будущее представлено яркими большими картинами, постепенно поднимающимися вверх. Мето-

__ _____ ______ Глава третья .„_..___________ 117

дика'вызвала у испытуемого интерес, по завершении эксперимен­та он выразил настойчивое желание рассказать эксперимента­тору содержание своих видений. Этот испытуемый также за­кончил вуз. Но какая разница между двумя этими выпускниками! Незадолго до эксперимента испытуемый О. участвовал в конкурсе, получил стипендию и поступил в аспирантуру в Америке, куда и собирался поехать через некоторое время.

Мотивационный компонент представлений о будущем (личност­ная перспектива) связан с особенностями уже выстроенной в вооб­ражении субъекта последовательности образов будущего. А способ­ность построить эту последовательность была связана с когнитивной перспективой. Главной характеристикой личностной перспективы является показатель «сцепления» образов будущего. Сцепленной считалась такая линия будущего, если при попытке мысленно подвинуть один из образов остальные самопроизвольно приходили в движение и двигались за перемещаемым образом. Соответственно, если остальные образы не двигались и перемещаемый образ дви­гался изолированно, то линия будущего считалась не сцепленной. Показатель сцепления линии будущего положительно коррелировал с такими личностными особенностями, как уверенность в себе, своих качествах, с социальной уверенностью, твердостью характера и приспособленностью к социуму, с целеволевыми характеристи­ками и образовательным уровнем испытуемых [23, 29].

Говоря о перспективе, невозможно не остановиться на пред­ставлениях испытуемых о продолжительности своей жизни и их отношении к смерти.

Исследователи часто полагают, что у каждого человека суще­ствуют представления о возможной продолжительности их жизни. Эта гипотеза положена в основу методики А. А. Кроника, пред­лагавшего респондентам назвать предполагаемый год смерти, но от­вергается К. А. Абульхановой как универсальная особенность пси­хологического времени. Полученные нами результаты частично свидетельствуют в пользу этого первого представления: продолжи­тельность жизни у некоторых людей буквально «запрограммиро­вана» на уровне пространственно-временных образных гештальтов. Картины будущего времени такими испытуемыми представляются все меньших и меньших размеров, достигают, наконец, размера точки и далее не представляются вообще. В других случаях, и то с большим трудом, представляются лишь картины окружающей обстановки, но себя в ней испытуемый увидеть не может. Обычно такая временная линия на сознательном уровне сопровождается представлениями об ожидаемом конце жизни именно в этом воз­расте.

Наши рекомендации