Практическое занятие (4 часа)

V. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Характеристика юридической психологии как науки.

Семинарское занятие (2 часа)

Цель занятия: сформировать знания о предмете, методах и задачах юридической психологии, возможности использования психологических знаний для познания самого себя и саморазвития.

План занятия

1. Групповая дискуссия по контрольным вопросам.

2. Выполнение практического задания 1.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает юридическая психология?

2. Что является предметом юридической психологии?

3. Каковы принципы и задачи юридической психологии?

4. Каковы методы исследования юридической психологии?

5. Какие общественные предпосылки обусловили возникновение юридической психологии как самостоятельной отрасли психологических знаний?

6. Каковы основные этапы развития юридической психологии в Западной Европе и России?

7. Каковы основные направления научных исследований в юридической психологии?

8. Какими знаниями и умениями вооружает юриста юридическая психология?

9. Каковы связи юридической психологии с другими науками?

Литература

Основная:

Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Издательство Норма - М, 2008. - С. 44-52;

Романов В.В. Юридическая психология.- М., 2004.- С.8-15;

Дополнительная:

Аминов И.И. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.И. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-415 с.

Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: уч. пос. для вузов.- М.: Дело, 2005.-384 с.

Тема 2. Психологические феномены и их проявления в правоприменительной деятельности

Практическое занятие (4 часа)

Цели занятия:Закрепить знания о психологических феноменах и их проявления в сфере права

План занятия

1. Групповая дискуссия по контрольным вопросам.

2. Рассмотрение вариантов заданий по теме.

3. Психологический тренинг. Тренировка памяти, внимания, наблюдательности. Диагностика индивидуальных особенностей памяти и внимания. Выполнение практических заданий 2,3

Вопросы для самоконтроля

1. Основные виды и свойства ощущений (латентность, модальность, адаптация, сенсибилизация, синестезии, пороги ощущений).

2. Психологическая характеристика восприятия: понятие, виды и основные свойства (константность, предметность, осмысленность, целостность).

3. Внимание: виды (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное); свойства (концентрация, объем, распределение, переключение, истощаемость и др.).

4. Память: виды, свойства. Законы памяти, их учет в деятельности сотрудника ОВД.

5. Мышление: понятие и виды.

6. Роль потребностей в регуляции поведения человека.

7. Мотивы: возможности осознания и изменения, формирование мотивации личности.

8. Установка: понятие, виды. Роль потребности и ситуации в формировании установки.

9. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психологическая характеристика аффекта, стресса, фрустрации.

10. Дать определение понятия «личность». Социально-психологическое и правовое содержание понятия «личность».

11. Охарактеризовать известные теории личности.

12. Соотношение биологического и социального в развитии личности.

13. Что такое «социальная роль» личности? В чем выражаются психологическое содержание и значение для личности, ее ролевого поведения?

14. Раскрыть психологическое содержание конформного поведения личности. Факторы влияния на степень конформности человека.

15. Характеристика психологической структуры личности. Ее значение для юридической деятельности.

16. Что такое мотивы и потребности? Как они влияют на поведение человека?

17. Компоненты направленности личности, их характеристика. Влияние направленности личности на выбор человеком вариантов поведения.

18. Психологическая структура поведенческого акта.

19. Какое значение для личности имеют такие качества, как самооценка, самоуважение, самоконтроль? Их влияние на поведение, социальную деятельность человека.

20. Современные представления о темпераменте:

21. Понятие «характер» в психологии:

22. Задатки и способности: психологическая природа индивидуальных различий людей;

23. Правила определения свойств темперамента человека, особенностей его характера, своеобразия его личности по внешне наблюдаемым признакам поведения.

Литература

Основная:

Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Издательство Норма - М, 2008. Часть 1. Раздел 2. Гл. 2 – 9;

Васильев В.Л. Юридическая психология СПб, 2005, гл. 8

Дополнительная:

Лурия А.Р. Маленькая книжная о большой памяти // Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В.Петровского. М., 1977.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. С. 71-77 (Рубинштейн С.Л.): 258-268 (Дункер К.); 332 – 341 (Теплов Б.М.).

Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: уч. пос. для вузов.- М.: Дело, 2005.

Немов, Р.С. Психология: учеб. для вузов в 3 кн. Кн.1 : общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 687 с (Гл. 7 Ощущение и восприятие. Гл. 8. Внимание. Гл. 9 Память. Гл. 11. Мышление).

Прыгунов П.Я. Развитие воображения и необходимых сенсорных умений //Практикум по юридической психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО « МОДЕК», 2002. - С 122 – 142.

Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. Статьи: Эффект края (С. 469); Эффект недавности (С. 470); Эффект первичности (С. 471); Эффект незавершенного действия, Эффект Зейгарник (С. 470).

Романов В.В. Юридическая психология-М., 2004.

Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Наши рекомендации