Оммуникативная сторона общения.

Структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действий, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивная заключается в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее. Каждая из сторон общения требует детального и тщательного рассмотрения.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде. В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий). Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

- околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;

- зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;

- кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;

- место и время общения;

- запахи: индивидуальные или окружающей среды;

- почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения - психологическая категория. Так как общение - довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

3. Общение как взаимодействие.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей , с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Интеракция - взаимодействие людей в ходе общения. Это личный контакт двух или трех человек, в результате которого происходит изменение в сознании и поведении участников общения.
Интеракция (в узком смысле) – система взаимообусловленных индивидуальных, психологических или предметных действий, связанных циклической причинной зависимостью.
Поведение каждого из участников одновременно выступает как стимул и реакция на поведение остальных.


Три характеристики, обусловливающие эффективность интеракции:

1. Согласованности позиции участников общения: трансактный анализ, с точки зрения которого каждый участник может принимать одну из трех позиций:

1) Родитель ( надо, должен ) - совокупность правил, руководств, предубеждений, предрассудков. Проявляется в оценочном отношении к другим. Нормативное начало.
2) Ребенок ( хочу ). С одной стороны, это увлеченность, любознательность, а с другой - обидчивость, капризность, стремление манипулировать.
3) Взрослый - позиция личностного смысла ( комбинация модальных глаголов хочу и надо ) - основа реалистического поведения человека, направленная на сбор объективной информации. Действует не с точки зрения эмоций, а разумно. С позиции взрослого мы можем хладнокровно размышлять.

Виды трансакций:

1) Дополнительные трансакции - позиции участников совпадают.
Авторитарный родитель - послушный ребенок
2) Пересекающиеся трансакции - позиции не совпадают и может возникнуть конфликт.
3) Скрытые трансакции - взаимодействие происходит на двух уровнях:
- внешний (социальный)
- скрытый (психологический)

Модель пристроек - согласование позиций.

Три типа пристроек:

1) Пристройка сверху - стремление доминировать над другими участниками общения.
2) Пристройка снизу - стремление к подчинению в общении.
3) Пристройка рядом - стремление к равенству, партнерству.

2. Согласование ситуаций и стиля взаимодействий.

Модели ситуации взаимодействия:

- ритуалы
- полу-ритуалы
- игры
- открытое общение

1) социально-ориентированные
2) предметно-ориентированные
3) личностно-ориентированные

Стили взаимодействия:

1.
Ритуальный стиль. Мы используем культурный, социально стандартизированный набор действий, заранее заготовленный. Участники не стремятся раскрыться друг другу как неповторимые индивидуальности.

2.
Императивный стиль. Мы используем формы прямых приказов и требований. Стремление контролировать или принуждать кого-то к каким либо действиям.

3.
Манипулятивный стиль. Стремление скрыто управлять, оказывать влияние на кого-то.

4.
Гуманистический стиль. Стремление участников общения к взаимной поддержке.


Со стилем общения связана самопрезентация - способ управления восприятия партнером себя.

3. Типы взаимодействия. Определяет только форму общения:

1.
Кооперация - сотрудничество, координация единичных сил участников ( упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).

2.
Конкуренция - анализ сконцентрирован на конфликте, силы участников сталкиваются.


Существует два вида конфликта:

1.
Деструктивный - чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу "на личности", чем и порождает стрессы. Характерные черты: "экспансия" - расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний; "эскалация" - наращивание напряженности, включение большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

2.
Продуктивный - чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения.


Основные характеристики интеракции как стороны общения.

1. Предметность интеракции. Должна быть внешняя цель по отношению к участникам.
2. Доступность для внешнего наблюдения и регистрации.
3. Ситуативность. Длительность и интенсивность интеракции зависит от конкретных условий взаимодействия людей.
4. Рефлексивная многозначность. Проявление неосознаваемых намерений.

Механизмы взаимодействий - психологические воздействия и влияния. Воздействия – это способы организации словесной и эмоциональной информации для достижения определенных изменений в сознании и поведении участников коммуникативного взаимодействия.

Четыре группы факторов определяют эффективность воздействий:

1) Свойства субъекта воздействия.
2) Особенности объекта воздействия
3) Качество отношений, которые складываются между субъектом и объектом воздействия
4) Особенности ситуации, в которой протекает воздействие

Каждый из нас восприимчив к воздействию, но в разной степени.

1.
Степень участия объекта в процессе передачи информации. Чем более активно объект участвует в процессе, тем лучше он восприимчив к воздействию.

2.
Уровень психологической защиты объекта. Многоуровневая психологическая система, функция которой предотвратить разрушительные воздействия.


Психологическая защита сост из трех фильтров по Кириченко:

1) На внешнем, социально - психологическом уровень – фильтр безопасности. Выполняет некую общую внешнюю защиту. Человек, опираясь на стереотипы, выявляет в другом человеке опасные черты.

2) Фильтр интересов. Отделяет значимое взаимодействие от незначимого по принципу: полезна информация/не полезна, интересна/не интересна.

3) Внутренний фильтр - фильтр доверительности. Отсеивает людей по принципу доверия/недоверия. Мы не боимся раскрыться во всей полноте и неоднозначности. Естественно, не все могут пройти через этот последний фильтр.

Методы психологического воздействия:

1) Заражение – передача эмоционального состояния от одного участника общения к другому. Происходит неосознанно.

2) Внушение – преднамеренное снижение сознательности и критичности объекта.

3) Убеждение – построено на том, что мы стремимся так обосновать свои мысли, чтобы собеседник принял и осознал их, как свои.

4) Подражание – активное восприятие и попытка воспроизведения человеком в своем поведении каких-то черт.

Интерактивные процессы:

1) Аттракция. Качество отношений между людьми. Формируется положительное отношение к воспринимаемой информации. Симпатия, готовность к взаимодействию.

2) Аффирмация. Связан с формированием эмоционально значимых отношений. Человек стремится стать членом какой-то группы.

3) Фасцинация. Создание контекста для передачи информации, который препятствует ее потере и помогает формировать позитивный образ коммуникатора.

4) Фасилитация. Процесс оказания помощи при принятии решений повышенной сложности или важности.

4. Общение как познание людьми друг друга.

Социальная перцепция - процесс восприятия, понимания и оценки человека человеком.

Социальная перцепция включает в себя:

  1. процесс восприятия наблюдаемого поведения
  1. интерпретацию воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий
  1. эмоциональную оценку
  1. построение стратегии собственного поведения


Четыре основных процесса социального познания:

  1. Внимание
  1. Интерпретация - наделение информации значением.обусловлена базовыми убеждениями объекта социального познания.
  1. Суждение - процесс формирования впечатлений и принятие решений с использованием интерпретированной, доступной информации.
  1. Память.


Типы социального познания:

  1. Рациональный человек. Стремится упорядочить структуры.
  1. Наивный психолог. Полагается на представления, которые сложились у него о том или ином типе людей.
  1. Производитель данных.
  1. Когнитивный скупец. Склонен экономить свои суждения.
  1. Когнитивно - аффективный. В ситуации общения условием точности социального познания является постоянный обмен информацией. Познавательные процессы сопровождаются эмоциональными процессами.


Занимая в социальном познании более пассивную позицию, именно наблюдаемый является автором сообщения. В качестве текста выступает его внешний облик и поведение, а в качестве замысла - истинное внутреннее состояние, чувства и намерение, которые должен воспринять и понять наблюдатель.

Для построения адекватного поведения, наблюдатель должен иметь:

  1. высокий культурный уровень
  1. высокий рефлексивный уровень
  1. высокий интеллектуальный уровень
  1. высокий уровень личностной зрелости
  1. обширный репертуар поведенческих реакций


Наблюдаемый - автор сообщения, которое предстоит воспринять, понять, интерпретировать наблюдателю.

В момент восприятия человек предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния.

Человеческое лицо - наиглавнейший источник восприятия информации о воспринимаемом человеке ( мимика и глаза ).

Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Результат процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, так как в зависимости от этого им будет применен тот или иной механизм социального познания.

Механизмы социального познания:

  1. Межгрупповые:
  1. Социальная стереотипизация. Воспринятие и оценка социальных объектов на основе упрощенных, стандартизированных и зачастую искаженных представлениях о них.
  1. Социальная категоризация. Распределение людей по определенным категориям на основе сходства по каким-либо признакам.
  1. Групповая идентификация. Процесс отношения себя и других людей к какой-либо группе за счет отождествления с обобщенным образом члена данной группы.
  1. Социальное сравнение. Процесс познания людьми самих себя за счет сравнения с другими людьми.


Межгрупповая дискриминация - установление различий между своей и другими группами.

2. Межличностные:

  1. Идентификация - отождествление себя с другим. Понимание партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее.
  1. Эмпатия - понимание партнера по общению, эмоциональное соприкосновение с его мыслями и чувствами, принятие в расчет его точки зрения, даже проявление сочувствия, но действие по-своему.

  2. 3) Рефлексия - осознание человеком, как его воспринимает партнер по общению.

    4) Децентрация - способность рассматривать события с позиции других людей.

    5) Физиогномическая редукция - восприятие, понимание и оценка собеседника, которые основаны на том, что мы соотносим его внешность с определенными культурными эталонами.

    6) Каузальная атрибуция - механизм объяснения причин поведения того или иного человека.

5. Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

· вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;

· выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

· начать решение основной задачи общения.

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения — это своего рода искусство. Хороша здесь уместная шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием — присвоить собеседнику желательное качество: "Зная Вашу старательность...", "Вы такой настойчивый...". Не менее эффективна похвала в адрес собеседника, напоминание о приятных событиях, сообщение интересной информации.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: "Помогите, пожалуйста", "Вот кстати", "Как хорошо, что Вы рядом" и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием "поделись трудностями" для включения партнера в активное совместное обсуждение.

Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уровня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его "зеркалом", войти в его образ:

повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая);

поставить его в роль эксперта: "Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы" и т.д.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование — подчинение также необходимо для обеспечения успешного делового общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: "пристройка сверху", "пристройка снизу" и "пристройка на равных". Практически это градации использования так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помощью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навязывание собеседнику определенной дистанции служат отличительными признаками классической техники доминирования — "пристройка сверху". Противоположные признаки — приниженная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру — "пристройка снизу". Партнерское взаимодействие — синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисунка обмена взглядами — "пристройка на равных".

В том случае, если негласная договоренность о распределении ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, например, собеседник избрал роль "мудрого наставника", то нужно соответственно либо принять роль "почтительного ученика", либо тактично добиваться желательного распределения ролей — два эксперта.

Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект асимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта асимиляции . 1

оммуникативная сторона общения. - student2.ru 1 См.: Практические методы оптимизации межличностаого общения. — М., 1987. — С. 5.

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций.

При разногласиях обязательное правило успешного обсуждения — контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его личностью, его личными качествами 2 .

оммуникативная сторона общения. - student2.ru 2 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. — М., 1987. — С. 6.

На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Если же общее решение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение. Наиболее полно особенности методов обсуждения и аргументации рассмотрены в упоминавшейся ранее книге П. Мицича "Как проводить деловые беседы".

В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие деловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта — приветливость.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ И ЕЕ ГРАНИЦЫ


Малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что яв­ляется основой для возникновения эмоцио­нальных отношений, групповых норм и группо­вых процессов, по мнению Г. М. Андреевой.

В этом определении каждое из научных на­правлений может найти свой интересующий аспект: для интерактивной психологии важен факт взаимодействия, для когнитивистов — существенным является возникновение норм и ценностей.

Для отечественной социальной психоло­гии отправной точкой становится наличие совместной социальной деятельности. В этом случае определение может звучать следующим образом: «Малая группа — это группа, в ко­торой общественные отношения выступа­ют в форме непосредственных личных контактов».

Приведенное определение содержит основ­ной признак, отличающий малую группу от большой: общественные отношения выступа­ют в качестве непосредственных личных контактов, в которых реализуются обществен­ные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Остается дискуссионным вопрос о верх­нем и нижнем пределах малой группы.

В большинстве исследований число членов малой группы колебалось от двух до семи, что определяет нижний предел малой группы как диаду. Однако ряд исследователей по­лагает, что наименьшее число членов малой группы должно соответствовать трем триады. Этот спор разрешить не представляется воз­можным.

Так же остро стоит вопрос о верхнем преде­ле малой группы. Исследуя объем оперативной памяти, ^ Джон Миллер открыл число 7 ± 2, что было принято социальными психологами в качестве верхней границы малой группы. Аргументом являлся тот факт, что при контактах человек мог удержать в памяти только 7 ± 2 чле­на группы. Дальнейшие эксперименты показа­ли несостоятельность такого подхода.

Экспериментальная практика демонстрирует различные показатели: 10—20 человек, а в ис­следованиях ^ Джекоб Леей Морено (автора социометрической методики) изучались группы 30—40 человек (школьные классы, студенче­ские группы и т. п.).

В этой связи остается актуальным подход, используемый отечественной школой социаль­ной психологии, когда в качестве малой груп­пы рассматривается реально существующая группа, выступающая как субъект деятель­ности.

Такое решение обосновано, так как размер группы определяется эмпирически процессом совместной деятельности.

В современных исследованиях управления наиболее оптимальным считается состав груп­пы в 5—9 человек, но не более 12.
Малая группа, как и всякая другая общность людей, сплочена единством духовной жизни и психики, имеющим свои особенности, которые несводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые проявляются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей.
Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП


В настоящее время известно около пятиде­сяти оснований для классификации.

Американский психолог М. Шоу распределил малые группы по шести категориям в зави­симости от привлекательности аспектов груп­повой жизни для авторов, давших определения:

1) восприятие членами группы отдельных парт­неров и группы в целом;

2) мотивация членов группы;

3) групповые цели;

4) организационные (структурные) характеристи­ки группы;

5) взаимосвязь;

6) взаимодействие членов группы.

Ч. Кули подразделял малые группы на пер­вичные и вторичные (нет непосредственных контактов, для общения используются посред­ники, например, средства связи).

Э. Мэйо предложил деление малых групп на формальные (создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций; цели задаются извне, на основе задач, стоящих перед организацией, в которую включена дан­ная группа) и неформальные (возникают и действуют вне рамок официальных организа­ций; обычно возникают и существуют на основе личных интересов их участников, цели могут совпадать или расходиться с целями официаль­ных организаций). Неформальная группа может создаваться внутри формальной, а может воз­никнуть и сама по себе. Проблема соотношения формальных и неформальных групп имеет значение при исследовании вопроса управления и руководства.

Третья классификация подразделяет малые группы на референтные и группы членства. Она введена ^ Г. Хайыеном, который экспери­ментально показал, что часть членов опреде­ленных малых групп разделяет нормы, приня­тые не в этой группе, а какой-либо иной, на которые они и ориентируются.

Референтная группа — это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом кото­рой он хотел бы стать. В этой группе индивид нахо­дит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.

Нереферентная группа — малая группа, психология и поведение которой чужды или без­различны для индивида.

Антиреферентная группа— группа, пове­дение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает или отвергает.

Последняя классификация, является перспек­тивной для прикладных исследований, особен­но в сфере изучения противоправного поведе­ния подростков, где остро стоит вопрос: почему группы членства перестают быть привлекатель­ными, почему подросток сопоставляет свое по­ведение с другой группой?

Существует еще деление на открытые—за­крытые группы. В основе лежит степень откры­тости группы влияниям общества. Закрытость часто используется обществом для достижения задач, не считаясь с последствиями закрытости для ее членов (например, полярные экспедиции).

Основнымифункциями малой группы являются:
а) функция социализации проявляется в том, что именно в малой группе индивид знакомится с нормами, традициями, ритуалами и прочими законами жизни, принятыми в обществе. В такой малой группе как семья человек целенаправленно готовится к будущей жизни, познает окружающий мир, овладевает первичными навыками коллективного труда и т. д.

б) существование таких групп, как рабочая бригада, экипаж самолета, научная лаборатория, учительский коллектив и проч., обусловлено необходимостью выполнения определенной работы. Эти группы называют «инструментальными». Их основной функцией является достижение целей, осуществление тех дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку.

в) экспрессивная функция группы, т. е. удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, уважению и доверию. В группе люди делятся своей радостью, отмечают то или иное событие, нередко избавляются от неприятных чувств.

г) функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в своем признании и ценности, человек ищет точку опоры в других.

д) функция поддержки особенно ярко проявляется в трудовой солидарности рабочих бригады, корпоративности представителей научных школ, круговой поруке преступной группировки и т. д.

Наши рекомендации