Глава 4. 3. фундаментальные игры

4. 3. 1. Общие черты

Данные игры направлены на выживание и становление личности человека, характеризующиеся постоянным недостатком энергии, которой едва хватает на простое жизнеобеспечение. Это предопределяет наличие характерных только для “фундаментальных” внешних признаков. Их отличает невысокий вкус в выборе и ношении одежды и некий консерватизм. Последнее проявляется в мышлении, в предпочтении опираться на знания и привычки, чем на реальные события. Можно сказать, что они воспринимаются как бы “выпавшими” из времени, как в мышлении, так и внешнем облике.

В контакте с внешним миром особое значение они придают своему внутреннему содержанию и своим достоинствам, никак не увязывая свое “Я” с конкретной ситуацией. Внешности, как инструменту общения с внешним миром, значения не придают. Фактор



времени для них не существенен, и потому время не ценят, что проявляется в длительных и, по сути, бесцельных разговорах на разные темы личного характера, развивающих совместное индульгирование. Такие беседы и обсуждения позволяют им самоутвердиться или отточить узкопрофессиональные знания и навыки.

Их внутренний мир проявляется во внешности и среде обитания, которые в свою очередь служат отражением их профессии, интересов и личных и семейных достижений. Добавим, они с удовольствием облачаются в форменную одежду.

Основная движущая сила их жизни - страх перед будущим. Отсюда особое значение придается умению экономить, а навыки “работы руками” считаются достоинством высшего порядка. Непременный атрибут их обитания - низкий жизненный уровень, порой на грани бедности, являющийся и следствием, и источником их правовой проблемности.

Кроме того, данные игры ориентированы на прошлое: будущего нет, ибо оно находится в примитивных рамках “выживания”. Это зачастую отражается в облике, проявлении чувств и эмоций, поведении, разговорах. Их речь изобилует словами и фразами типа: “проблема”, “не хуже, чем у других”, “не хуже, чем раньше”.

Для “фундаментальных” характерны идеи и практика группового выживания, командного единомыслия, действий и ответственности. Отсюда и уход от ответственности за жизнь, и стадное чувство, и наличие “хозяина”. Они подвержены различным идеологическим и религиозным манипуляциям, следуя экстремальным позициям, не понимая и не ощущая наличия умеренных направлений. Поэтому они либо полностью верят в чудо, либо верят только в го, что можно “потрогать”.

Эти игры “накопительские”: они копят все - от ненужных вещей до знаний; при этом они вообще не могут избавляться от старого - старых связей, вещей, теорий, привычек. Испытывают панический страх перед переменами и будущим, перекладывая ответственность за свою судьбу на “тактиков” и хозяев.

В их мышлении особую роль играют законы, как социальные, так и групповые, нормы общежития, соответствие “правильной” позиции; при этом им намного удобнее жить по “неписаным законам”. Им также характерно постоянное наличие “врага”, как материального, так и виртуального - это их объединяет. Они не выдерживают силового воздействия - “ломаются”; поэтому придают особое значение “наращиванию мышц” и единству группы.

Фундаментальные - великолепные исполнители, но с весьма низкими креативными способностями. Так, прекрасно разбираясь в сиюминутных ситуациях и конкретных делах, они не могут создать ничего принципиально нового. Их умственная деятельность заключается в накоплении “архивной” информации и выстраивании на ее основе различных комбинаций - своеобразная игра в “детские кубики”.

Характерной особенностью является твердая вера в то, что всем окружающим интересны и полезны их мнение и советы. Данная особенность связана с тем, что все дела внутри группы - общие; потому и окружающий мир они воспринимают как “набор” групп. Они крайне редко “замечают” собеседника - им важно только то, что они сами говорят; причем чувствуют себя “специалистами” во всем, с чем сталкиваются.

В этих играх существуют два основных уровня - “реалист” и “моралист”.

4. 3. 2. Реалист

Образ жизни. При стабильных условиях жизни участники данной игры получают фиксированную заработную плату, на которую и живут: предпочитают работать в

достаточно устойчивых структурах, в частности, государственных или на “сильного хозяина”. Весь день расписан по часам на “много лет вперед”: просыпается, завтракает, едет, как правило, общественным транспортом, даже при наличии собственного автомобиля, на работу, сидит до обеденного перерыва; в обед позволяет себе заняться собственными делами - пойти в магазин или почитать, например. Далее, сидит строго до “звонка”, после чего едет домой. Дома сразу же включается в элементарные бытовые домашние дела: такие люди привыкли делать все сами, что, с одной стороны, обусловлено ограниченными денежными возможностями, с другой, ценностью “золотых рук”. В этой игре достоинство не в том, чтобы купить “готовое”, а в том, чтобы что-то сделать собственными руками, все время сравнивая: “Он сам сделал стол, который не хуже, чем в магазине”. Именно “не хуже” постоянно звучит в их речи. Слово “лучше” они просто не знают.

Основные темы разговоров - это о выживании, дороговизне сегодняшней жизни или удовлетворении естественных потребностей, где купить побольше и подешевле. Причем все разговоры идут в негативе, эти люди - пессимисты. Общественных мест, таких, как ночные клубы, бары или рестораны, они -избегают, обосновывая тем, что у них либо “много других дел”, либо “это - места для бездельников”.

Среди них наиболее авторитетны те, которые с минимальными денежными затратами получают готовый продукт: качество в расчет не берется. Экономить для “реалистов” - значит зарабатывать. В этом отношении “реалист” - самая материальная игра, именно в ней максимально развита любовь к материальным “вещам”. Последнее часто приводит к появлению и “накоплению” разрушительного чувства зависти, которого, необходимо отметить, в других играх нет - там оно заменено духом конкуренции.

Эти люди живут в “стабильных” правилах, не понимают перемен, нарушают закон только по мелочам (“несуны”), гордятся низкооплачиваемой, но стабильной государственной работой, с ужасом воспринимают предложение по переходу в частную фирму со значительным увеличением зарплаты, объясняя это тем, что любая коммерческая структура - нестабильна.

Тем не менее они как никто другой отстаивают правильность своего образа жизни, свои ценности, правила группы, говорят много о человеческих ценностях, гуманизме. При посягательстве на значимые элементы их существования они проявляют верх агрессии с проявлениями жестокости. Однако “реалист” никогда не возьмет на себя ответственность за что-либо, хотя любит обсуждать достоинства силы характера, собственных решений.

Вся их игра ведется на “натуральном” хозяйстве, собственноручном труде, тесном контакте и взаимной поддержке, полном уходе от ответственности за собственные решения: решениям предпочитают привычные действия.

Реалисты настолько заняты решением бытовых задач, что на оценку происходящего у них нет ни сил, ни времени. Именно поэтому взгляды на мир передаются из поколения в поколение, от родителей к детям, внутри “группы”.

Так как эта игра полностью основана на “натуральном хозяйстве”, то ценной считается только та идея, которая может принести что-либо натуральное, вещественное. Такое приземленное мышление и отсутствие “чувства времени” являются мощным ограничителем в разработке и тем более в реализации длительных проектов, не говоря о генерировании абстрактных идей. Следует особо подчеркнуть, что





глава 4. 3. фундаментальные игры - student2.ru все идеи и вещи, значение которых ими не осознается и если нет возможности их использовать с конкретной пользой, ими отбрасываются в сторону, как ненужные.

Как отмечалось выше, время как категория в данной игре не существует, они живут текущим моментом: реалисты прошлого века и сегодняшнего дня мало чем отличаются - игра “выпала” из хода истории. Можно даже сказать, что люди этой игры оторваны от цивилизации. Они используют только те плоды цивилизации, без которых уже невозможно обойтись: телевизор, радио, метро. Они передвигаются только по знакомым им маршрутам и не склонны к обновлению без крайней на то необходимости.

Эти игра работает на страхах: “реалист” всегда чего-то боится. Чем больше людей “напугает” своими страхами, тем увереннее себя чувствует. Игра “реалистов” лишена собственной энергии, и ее игрокам приходится “отбирать” энергию у окружения. Вот почему, разрешив однажды реалисту контактировать с вами, впоследствии становится огромной проблемой его отлучение.

Вместе со всем сказанным именно реалисты за счет групповой сплоченности, отсутствия чувства времени и склонности “хватать все, что плохо лежит”, а также “натурального хозяйства” превосходно себя чувствуют в нестабильных условиях: война, революция, смена власти. В такие исторические моменты они активизируются - думать не надо, а только “хватать”. Стабилизация ситуации возвращает их в естественную социальную позицию.

В этой связи представляется целесообразным выделить как отдельно стоящий, но вытекающий из стабильного, тип “реалистов эпохи перемен”. В эти эпохи особенно проявляется их склонность верить в “чудеса”, навыки “несунов” и солидарность собственной группы, полностью преображая их: они начинают чувствовать себя крайне уверенно и проявляют яркую успешность. Оставшись без хозяина, они пытаются навязать социуму правила и ценности своих групп, принуждая “растерявшихся” из других игр жить по их правилам. От естественного, “расписанного для них ритма” жизни они переходят к “праздному образу жизни”, считая себя настолько успешными, что перестают выслушивать чье-то мнение вообще - уверены, что они - хозяева жизни. В эти дни проявляются черты, противоположные их характеру, склонность к гигантизму, “крутизне”, транжирству денег: всё самое большое и дорогое - дома, машины, украшения. Группы реалистов сплачиваются, становясь больше; на смену “нытью” приходит агрессия. Тем не менее их поведение и действия больше похожи либо на “военные действия”, либо на “авантюры”: и то и другое попирает общепринятые нормы. Их внутренний протест “вырывается на поверхность”. Но проходит время, другие уровни игр адаптируются и стабилизируют социум, в итоге реалисты возвращаются в свои привычные рамки существования. Их взлет был стремителен, но краток.

Взаимоотношение с окружающими. Между собой реалистов связывает взаимное чувство “единства” и переложения ответственности друг на друга: вины перед родителями, соседями, окружающими. В голосе звучат ноющие, плачущие интонации, обвинения в своих проблемах окружающих. Как только в речи человека слышите просящие интонации или ноющие нотки, - это реалист.

В игре “реалистов” нет самостоятельных: реалист не может принять решения без помощи окружения или соответствия своих действий с его мнением: каждый шаг обсуждается всеми близкими и друзьями.

Он всегда знает, чего не хочет, но никогда не знает, что хочет лично для себя. Реалист втягивает в свою игру, используя чувства жалости и дружбы или

меркантильный соблазн - “сделать скидку” на какой-либо товар. Достаточно часто “удержание” в игре происходит через “советы более опытных и старших”.

Если вы проявили мягкость в отношении реалиста, то вам с каждым разом будет сложнее отказать ему в “мелочи”, и неожиданно вы понимаете, что все свое время тратите на “его спасение” - решение его проблем. Причем любую услугу они воспринимают как должное; и часто оказанную им услугу они вменяют вам в вину или вообще ее не признают. Заканчивается близкое общение с реалистами тем, что у вас нет времени на себя, нет личного времени - только “групповое брожение”.

Ценности и слабости. Особое внимание реалисты уделяют основным “функциональным” элементам: не замерзнуть, “чтобы было, в чем ходить”. Именно поэтому “реалист” покупает прочную вещь, часто отделанную всякой мишурой - чем больше и ярче “бижутерия”, тем лучше. При этом их вещи выглядят “тяжело” -громоздкая обувь, прочные рубашки, что соответствует их глубокому убеждению: элегантность и надежность - понятия несовместимые. Мало эстетики заметите в таких внешних проявлениях, как уход за лицом, руками, прической.

Аналогично “реалисты” относятся и к собственному здоровью: лечатся постоянно и от всего, но среди пяти рассматриваемых уровней реалисты держат пальму первенства по количеству людей, страдающих хроническими заболеваниями. Поэтому неслучайно повышенный интерес к болезням и их использованию как важный аргумент в игре является одним из признаков и неотъемлемой частью игры “реалистов”.

Их жизнь ограничена правилами, как стенами: они - “рабы” правил. Правила реалистов устанавливаются не только социумом, но и группой - “законы стаи”; причем последние намного важнее первых. Эти понятия лежат в основе любых их контактов с внешним миром, что, естественно, учитывается другими играми. Полезно отметить ещё одну особенность реалистов, заключающуюся в том, что они как никто другой высоко почитают разные социальные ролевые элементы - дипломы, удостоверения, должности.

Вот таков обобщенный портрет реалистов, составляющих самую многочисленную категорию из пяти рассматриваемых в данной книге уровней социальных игр. Следует только добавить, что реалиста достаточно просто отличить от других игр. Внешне - это ординарный, лишенный энергии человек, неопрятный, не имеющий единого стиля в одежде. Реалисты всегда ходят группами, общаются и живут “кланами”; внешне похожи друг на друга, что является наиболее характерным и важным признаком в определении причастности к той или иной игре. Их также выдают темы разговора и интонации голоса, о чем говорилось выше: негативное обсуждение земных и конкретных вещей -логика линейна, а суждения однозначны.

4. 3. 3. Моралист

Естественно, что многие характеристики фундаментальной игры: “реалиста” и “моралиста” во многом схожи, но не без отличительных особенностей. Так, сразу заметим, что именно с игры “моралист” начинается социализация. Если реалист замкнут на вещах и деталях, то у моралиста появляется желание сравнивать. Кроме того, в этой игре зарождается процесс отделения от окружающих, индивидуализация.

В целом, для моралиста характерна огромная внутренняя борьба между старыми ценностями и появившимися желаниями, но пока без конкретного результата, ибо он еще не осознал своих истинных целей.



основной признак моралиста - это личная позиция и уверенность в своей правоте, что, к сожалению, находит выражение в постоянных и долгих, лишенных смысла спорах; при этом его мышление линейно и мыслит, в основном, аксиомами и штампами, подтверждающими его жизненную позицию. Последнее объясняется его приверженностью и поклонением авторитетам, что закладывается в детстве родителями, передающими ребенку свой взгляд на мир, свою жизненную позицию. Как правило, моралисты представляют огромный отряд “белых воротничков”: служащие, менеджеры, научные работники, учителя, работники здравоохранения.

Однозначность и линейность моралистов проявляются в четком и неоспоримом знании того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, в упрямом отстаивании правды во всем, посвящая свою жизнь борьбе с неправдой и их “подлыми” носителями. Моралисты своим особым достоинством считают жизненное кредо: “Говорить правду и то, что думаешь”. Они объединяются только под идею и против кого-то; при этом никогда не предпринимая решительных практических действий, ограничиваясь “шумовыми эффектами” за “правое дело”.

Моралисты, в отличие от реалистов, могут сами решать, что для них хорошо и как им проводить время. Поэтому в доме моралиста уже предусматриваются необходимые удобства, но еще прослеживается элемент долговечности. Особое значение придается “интеллектуальным” товарам: книги, компьютер, телевизор как источники информации для ведения длительных споров и дискуссий по широкому кругу вопросов. “Лобовой атаки” моралисты не выдерживают и сразу уходят на позиции реалистов.

Моралистов отличает склонность к поведению и действиям скандального характера как в обыденной жизни, так и на различных судебных разбирательствах. Их переубедить практически невозможно. Это их делает прекрасными бюрократами, особенно необходимыми в различных государственных и муниципальных структурах, в которых они чувствуют себя защищенными и значимыми, что способствует их “застреванию” в этой игре. Они оказывают заметное влияние на реалистов, ибо по сути своей моралисты - это социализированные “реалисты”.

Отличительные особенности моралиста. Во-первых, только моралисты ставят превыше результата честность, что выражено в часто ими употребляемой фразе: “Мы ничего не имеем, но все, что мы имеем, - заработано честно”. Во-вторых, они стараются носить новые вещи, как правило, недорогие, без особых претензий на соответствие веяниям моды. Это также находит отражение в отсутствии какого-либо внимания к своему имиджу, как единому стилю. Но в отличие от реалистов огромное значение придают аккуратности.

Далее. Они ценят знания, но больше как объемы архивной информации; при этом не обладают навыками мышления и комбинаторики.

“Классический набор” моралиста - это достаточный уровень жизни, например, дача, машина, квартира, но с отставанием от уровня жизни “управленческих игр” на 15-20 лет.

Другая особенность моралистов заключается в том, что они практически не догадываются о существовании других игр. Это - следствие их линейности. Признак линейности также просматривается в некой геометрической симметрии одежды, логике, обстановке жилья. Только в доме моралиста на стенах развешаны фотографии родственников и/или картины, ясные по содержанию и соответствующие его жизненной позиции.

Моралист не имеет осознанных целей, но привержен своей позиции. Отсюда его действия бесцельно хаотичны, но с упрямой верой в осмысленность своих действий, тем самым утверждая, что мир должен подстраиваться под него, а не наоборот. В последнем проглядывается основная причина его пребывания в состоянии устойчивого конфликта с окружающим миром. Это также находит отражение в его облике, лице, выражающем перманентное несогласие.

Он постоянно демонстрирует, что работает больше других и требует от других такой же самоотверженности в работе, зачастую лишенной мало-мальского смысла. Имеет пристрастие к вмешательству в “чужие” дела и к неспровоцированным высказываниям различного рода советов.

Консерватизм, боязнь перемен и неизвестного являются их неотъемлемыми характеристиками, что проявляется в ориентированности на прошлое, а также в обделённости позитивными эмоциями. Отсутствие положительных эмоций - это их слабое место.

Моралисты фетишизируют понятие “наука”: чем наукообразнее, тем лучше. Они стремятся все объяснить, для них не существует чудес - все непознанное несет опасность, пытаясь все обнаруженные факты “вписать” в свои теории, а те, которые в них “не вписываются”, - отбрасываются.

Психология и НЛП, как области, работающие с линейным сознанием, имеют благодатную почву в лице моралистов, которые, в силу своих способностей подновлять свои рамки, укрепляя их фактами, становятся апологетами одномерных теорий и технологий. Кроме того, как уже упоминалось, внешность моралиста соответствует его “внутренней начинке”. Такое свое понимание он проецирует на окружающий мир, то есть воспринимает имидж человека, как его внутреннее “Я”.

Моралист - никудышный актер: все внутренние переживания мгновенно отражаются на лице. При этом он как никто другой чувствует энергетику человека: слабого начинает поучать, сильному - подчиняться.

Следует особо заметить, что моралист всегда сдерживает развитие личности известного ему человека. Так, если он почувствовал, что потенциал его партнера начинает усиливаться и переходит на “полосу разгона”, то делает всё, чтобы заблокировать “взлет” своего коллеги. Это и предопределяет смысл игры “моралистов”: стать сильным среди слабых. Возможно, это следствие того, что моралисты - продолжение реалистов. Причем это первая игра, где начинает высвобождаться энергия, но, к сожалению, она используется лишь для сравнений: чем больше энергии, тем изощреннее сравнения. Именно умение сравнивать, помимо архива - “инвентарного списка”, и называется интеллектом в игре “моралисты”.

Итак, отличительная черта моралистов - это правильность: “правильные” одежда, мысли, работа, дом. Модель мышления возникла на базе родительских принципов. Они не склонны к изменениям, воспринимаются как ординарные люди -“как все”. Моралист не сделает “свободную” карьеру, не заработает много денег, хотя внутри - огромная “значимость”. Но она не может быть реализована, ибо вместо применения полученной информации, он растрачивают свою энергию на ее оценку, не оставляя энергии на движение.

В окружающей среде моралиста можно легко заметить по линейности выводов, четкой ролевой позиции, вечной занятости, по обвинениям в недобросовестности, по “навешиванию” ярлыков окружающим.





влиянию общественного мнения или мнения авторитетов; болезненно чувствителен к различного рода насмешкам и иронии.

Самый отличительный признак моралиста - привычка спорить.

Игра “моралистов” содержит возможность накопления энергии для “броска” вверх. Это происходит через понимание того, что могут существовать различные точки зрения, следует сместить акцент осмысления с оценок на результат и перейти к конкретным и результативным действиям.

Наши рекомендации