Стороны школьной жизни, вызывающие тревожность у учащихся начальных классов 4 страница
Поддерживать ребенка — значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.
Подчеркнем еще раз: родитель, стремящийся поддержать своего ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.
Для того, чтобы поддержать ребенка, родитель сам должен испытывать уверенность, он не сможет оказывать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится принимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности.
Родителю необходимо понимать роль поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: "Ты мог бы и не пачкаться!", "Ты мог бы быть и поосторожнее!", "Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!", "Ты должен был смотреть, когда это делал я!". Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа "Ты мог бы сделать это лучше" приводят ребенка к выводу: "Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь".
Родители должны научиться помогать ребенку видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого родитель должен знать, какие силы внутри семьи и в ее окружении способны привести к разочарованию. По мнению американских психологов Дрейкурс и Динкмейер, этими силами являются:
1. Завышенные требования родителей.
2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).
3. Чрезмерные амбиции ребенка.
Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет получать все награды в детском саду, то теперь они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.
Что касается сиблингов, то родители могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.
На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в "камень на шее" всей группы.
Как поддерживать ребенка? Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Еще раз повторим: подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей — его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю. Между тем, именно в такие моменты родитель должен предельно четко показать ребенку, что "хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность". Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Федя играл в баскетбол в составе школьной команды. Его отец очень гордился тем, что Федя увлечен этим видом спорта, и сын с отцом часто тренировались вместе. Федя прекрасно играл дома, но во время игры в команде становился ужасающе неловким. Однажды он сделал такое количество ошибок, что тренер удалил его. Оба, и Федя, и отец, были крайне огорчены. Что должен был сделать отец? Он должен был отметить успешные игры Феди, заброшенные им мячи или проведенные передачи и, в целом, тот вклад, который внес Федя в игру всей команды. Например, разговор между Федей и отцом мог бы происходить следующим образом:
Федя: Мы действительно провалили эту игру, особенно я.
Отец: Звучит так, будто ты один виноват в том, что команда проиграла.
Федя: Не только мы проиграли, но я вылетел в первом же периоде. Я плохо играл.
Отец: Я догадываюсь, тебе кажется, что ты вообще не можешь играть в баскетбол, но вспомни: ты играешь лишь первый год.
Федя: Я никогда не смогу играть как мой старший брат.
Отец: Может это и так, но посмотри, как ты передал мяч и выскочил из ловушки.
Федя: Да, мне это удалось. Слушай, папа, ты будешь по-прежнему тренироваться со мной?
Отец: Конечно, я действительно этого хочу!
В данном случае Федя проверял себя, а заодно и отца, чтобы убедиться, хочет ли тот по-прежнему заниматься с ним.
Необходимо помнить, что, обсуждая с ребенком его поведение, родитель должен постараться подчеркнуть, что вполне доволен ребенком как личностью. Это можно сделать, сказав: "Ты допустил несколько ошибок, но посмотри, как ты..." Этим противопоставлением родитель дает ребенку понять, что можно совершать ошибки, но его в большей степени интересуют успехи ребенка, а не его промахи.
Родитель должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие "Я-концепции" и чувство адекватности ребенка. В течение дня родитель имеет несколько возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку Ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь — научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: "Ты можешь это сделать".
Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:
— Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим!
— Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
— Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.
Таким образом, родитель вскоре научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.
Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителя в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.
Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: "Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами". Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: "Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим".
Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
— забыть о прошлых неудачах;
— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
— позволить ребенку начать "с нуля", опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от родителя некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на семейном совете родитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ребенка чувства адекватности и самоценности. В этой ситуации родитель может помочь ребенку выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения родителя, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех всей семье. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя. Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.
14. Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:
— Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
— Ты делаешь это очень хорошо.
— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше;
— Ты мог бы сделать это намного лучше;
— Эта идея никогда не сможет быть реализована;
— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует родительским ожиданиям.
Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.
Когда я выражаю удовольствие от того, что делает мой ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:
— отдельных слов ("красиво", "аккуратно", "прекрасно", "здорово", "вперед", "продолжай");
— высказываний ("Я горжусь тобой", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс", "Я рад твоей помощи", "Спасибо", "Все идет прекрасно", "Хорошо, благодарю тебя", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал");
— прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
— совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
— выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Переход от младшего школьного возраста к подростковому и младший подростковый возраст являются сложным периодом в развитии личности ребенка. Именно в этом возрасте, как отмечено в работах психиатров и патопсихологов (А.И.Захаров, 1982, В.В.Ковалев, 1985, А.Е.Личко, 1979, и др.) впервые проявляются симптомы многих психических заболеваний. Эти симптомы непросто отличить от обычных возрастных проблем.
Практический психолог, наблюдая, изучая и решая те или иные личностные проблемы младшего подростка, сталкивается с целым рядом сложнейших и неоднозначных вопросов:
— трудности ли это, типичные для переходного возраста, которые при комфортных психологических условиях благополучно пройдут с возрастом?
— может быть, эти трудности и не являются симптомами психических заболеваний, однако могут стать причиной психологического неблагополучия в будущем?
— не свидетельствуют ли эти трудности о серьезных психических расстройствах ребенка?
Школьный практический психолог должен уметь принять ответственнейшее решение: достаточно ли подростку, имеющему личностные проблемы, помощи психолога или для решения его проблем требуется привлечение, вмешательство других специалистов, например, детского психиатра.
Поэтому такое большое значение в работе детского практического психолога имеет диагностика особенностей личности младших подростков.
Для решения таких диагностических задач весьма эффективным оказывается применение проективных методов. Во-первых, диагностические техники этого типа интересны, занимательны для детей, обеспечивают более живой и непринужденный контакт ребенка с психологом. Во-вторых, по данным ряда авторов (Е.Т.Соколова, 1976, 1980), они обладают психокоррекционным эффектом, что существенно в работе психолога с трудными детьми. Так, например, наши данные, полученные в результате обследования 40 детей 11—12 лет из массовой школы и 30 их ровесников, госпитализированных в детскую психоневрологическую больницу с диагнозами "психопатический синдром", "патохарактерологическое развитие", подтвердили большие возможности диагностического комплекса "Проективное интервью" (Й.Шванцара и колл., 1978, В.Михал, 1986), который мы и рекомендуем к использованию в работе с ребенком (подробнее об этой методике и особенностях ее применения см.: Д.В.Лубовский, 1992).
Эта методика отвечает всем необходимым требованиям:
— она адекватна возрасту, интересна, доступна и понятна детям 10—12 лет;
— она направлена прежде всего на изучение отношений подростка с другими людьми;
— она предполагает изучение всех уровней общения ребенка с другими людьми как деятельности, позволяет исследовать не только осознанные цели в общении с другими людьми, но и не осознаваемые актуально мотивационно-смысловые аспекты общения.
Направленность методики на изучение отношений подростка с другими людьми существенна по двум причинам. Прежде всего, как показано во множестве исследований, межличностное общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте — деятельностью, в которой формируются личностные новообразования. Кроме того, как установлено в патопсихологических исследованиях (Б.С.Братусь, 1988), отношение к другому человеку является наиболее приемлемым критерием, позволяющим разграничивать нормальное и аномальное развитие личности.
Между тем многие наиболее употребительные патопсихологические методики (например, классификация, пиктограмма, толкование пословиц и др.) раскрывают свойства личности через свойства познавательной деятельности. Поэтому для работы с младшими подростками необходимы диагностические методы, исследующие особенности личности через свойства межличностных отношений, и прежде всего — отношений подростка к другим людям.
Краткое описание методики. Диагностический комплекс проективного интервью предложен чехословацким исследователем В.Михалом (1978,1986). Проективное интервью состоит из трех частей — собственно интервью "Волшебный мир", теста незаконченных предложений и серии рассказов по рисункам "Детский мир". Как отмечает автор методики, возможно использование этих тестов по отдельности, но наибольшие диагностико-коррекционные возможности они имеют при комплексном применении.
Комплекс проективного интервью предназначен для детей 7—12 лет. Первая часть комплекса относится к методикам катарсиса (Е.Т.Соколова, 1980). В интервью психолог предлагает ребенку выбрать для себя любую, какую тот захочет, роль в волшебной стране, а затем просит его идентифицироваться со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет. В этой роли ребенок оказывается последовательно в волшебной стране, а за тем в привычном ему мире — у себя дома, в школе, в компании друзей. Затем ребенка спрашивают, что он сделал бы для себя самого и для психолога. Далее "всемогущество" волшебника ослабевает, и ребенку предлагается более пассивная роль — выбрать, во что или в кого он хотел бы превратиться, его спрашивают, в какое животное он хотел бы превратиться, после чего психолог называет ряд животных "на выбор". Далее следует тест "Золотой возраст", вопрос о том, хотел бы испытуемый стать ребенком противоположного пола, после чего психолог выводит ребенка из роли волшебника. Далее он выясняет отношение ребенка к своему имени и фамилии, после чего следуют тест "Три желания" и три проективных вопроса о страхах, радостях и огорчениях ребенка.
Итак, вопросы охватывают все стороны отношений ребенка с другими людьми и способствуют изучению самоотношения ребенка. Данная методика является хорошим средством установления контакта с ребенком, дает ему возможность пережить в форме игры многие значимые для него проблемы, в чем и заключается ее психотерапевтический эффект.
Вторая часть комплекса представляет собой список из 24 незаконченных предложений. Предложенный В.Михалом вариант представляет собой модификацию теста Сакса ST-22 для детей. Тест относится к методикам дополнения и, отчасти, к ассоциативным методикам. Он состоит из предложений об отношении ребенка к родителям, братьям, сестрам, детским формальной и неформальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также о целях, ценностях, конфликтах и значимых переживаниях. Таким образом, тест незаконченных предложений, как и первая часть комплекса проективного интервью, направлен на изучение отношения ребенка ко всему своему окружению и к себе самому.
Третьей, заключительной частью диагностического комплекса проективного интервью является серия рассказов по рисункам, получившая у автора методики название "Детский мир". Одни рисунки наиболее часто вызывают у детей ассоциации, связанные с семьей, школой и компанией детей или подростков, а другие направлены на исследование отрицательных переживаний (страхов, тревоги и т. д.). Как любая апперцептивная методика, она предназначена прежде всего для изучения мотивов личности, не осознаваемых актуально.
Итак, все три части интервью относятся к различным типам проективных техник. В любой из них имеются возможности для изучения наиболее важных сторон межличностных отношений ребенка (с родителями, с другими авторитетными взрослыми, с друзьями среди сверстников), поэтому методики, не дублируя данные друг друга, освещают проблемы ребенка с разных сторон.
Интерпретация данных. В целом интерпретация результатов диагностического комплекса носит качественный характер. Как и в любой проективной методике, каждый ответ ребенка сам по себе может служить лишь основанием для подтверждения или отвержения гипотез о природе его проблем, но не поводом для окончательных диагностических суждений. Детскому психологу-практику следует отказаться от представлений об однозначной связи между ответом ребенка и определенной личностной проблемой или, тем более, психопатологическим симптомом. Подобное заблуждение, к сожалению, достаточно типично для практиков, впервые приступающих к диагностической работе с помощью проективных методов. Кроме того, хотелось бы напомнить, что любой неоднозначный результат, свидетельствующий о психологическом неблагополучии, следует интерпретировать в пользу ребенка. Так, если данные не являются однозначным свидетельством декомпенсации в отношениях ребенка с кем-то из числа значимых близких, то следует сделать вывод о том, что проблемы ребенка носят ситуативный характер и не привели к формированию аномалий личности.
В интерпретации первой части диагностического комплекса проективного интервью основой служат объяснения ребенка, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и об его реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика, поскольку по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, о субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает формальный анализ высказываний — их развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
Имеются данные о популярных ответах на вопросы интервью "Волшебный мир". Так, на вопрос о том, в кого ребенок хотел бы превратиться в сказочной стране, большинство детей отвечают, что хотели бы стать сказочными персонажами. Ответы на данные вопросы отражают и самооценку ребенка. Так, достаточно типичным, хотя и более редким, является ответ "Остаться самим собой", что чаще всего свидетельствует о принятии ребенком себя, довольно высокой самооценке. Другой, значительно менее распространенный вариант ответа — упоминание какой-либо обыденно-житейской профессии ("шофером") — является признаком заниженной оценки ребенком своих возможностей.
На вопрос о том, что дети сделали бы в волшебной стране, будь они волшебниками, наиболее распространенный вариант ответа — избавление от зла и несправедливости сказочных героев. Неблагополучным признаком являются негативные по эмоциональному тону ответы, в которых говорится об обыденно-житейской ситуации ребенка.
Ответы на вопрос о том, что ребенок сделал бы у себя дома, в школе и в компании друзей, дают всестороннее представление об его социальной ситуации, об осознанных переживаниях, связанных с ней. Наиболее типичны ответы о благоустройстве дома, школы, о подарках для близких, друзей и одноклассников. Признаком серьезного неблагополучия могут быть негативные переживания в ответах на все вопросы данной группы.
Ответы на вопрос о том, что ребенок хотел бы сделать для себя, отражают рефлексию его собственных потребностей, самооценку. Так, например, ответ "Учился бы без двоек и троек" свидетельствует о невысокой оценке ребенком своих возможностей в учебе. Вопрос о том, что ребенок сделал бы для психолога, раскрывает его особенности отношения к авторитетным взрослым. "Благополучным" вариантом ответа является, например, такой: "Сделал бы то, что вам нужно".
В следующей части интервью идентификация ребенка с ролью всемогущего волшебника ослабевает, и ему предлагается менее активная роль. На вопрос о том, в кого или во что хотели бы они превратиться, дети чаще всего называют животных. Ответ "Ни в кого, хочу самим собой остаться", как и в первом случае свидетельствует в пользу предположения об удовлетворенности собой, самопринятии. Животные, которых называют дети, как правило, являются внешне привлекательными.
Задавая следующий вопрос, экспериментатор называет ребенку ряд животных: "Хотел бы ты превратиться в таких животных, будь ты волшебником, или нет, и почему?" Мотивировки положительного и отрицательного выбора в ответ на вопрос "Почему" могут быть проанализированы и качественно, и количественно. Прежде всего мотивировки могут быть разного рода: "В собаку — не хотел бы, потому что она в конуре сидит, гавкает"; "В кошку — хотел бы, она ласковая, симпатичная". Если в первом случае ребенок мотивирует свой выбор некоторой жизненной характеристикой данного животного, то во втором — качествами, присущими не только животным, но и людям. Собранные воедино мотивировки последнего рода могут дать косвенный психологический портрет ребенка, выявляя черты, которые он отрицает у себя, и черты, которые он приписывает себе или считает желательными. Такой вариант качественной интерпретации данных наиболее интересен при изучении образа Я ребенка.
Количественная интерпретация данных заключается в подсчете того, сколько характеристик ребенок приписывает себе и сколько отрицает у себя. По нашим данным, у учеников обычной школы эти величины приблизительно равны, а у детей, госпитализированных в психоневрологическую больницу, больше (хотя и незначительно) число характеристик, которые они отрицают у себя. Вероятно, дети, имеющие значительный негативный опыт взаимоотношений с другими людьми, формируют свой образ Я во многом через отрицание того, что слышат о себе: "Я не такой, каким вы меня видите".
Следующие вопросы предполагают еще меньше возможностей для "волшебника". Так, в одном из них ребенку предлагается выбрать один из трех возрастов: взрослый, младенческий или свой собственный. Принятие ребенком своего возраста является одним из признаков удовлетворенности собой. В ответах на данный вопрос наиболее значительны различия между мальчиками и девочками. Так, девочки довольно часто говорят, что хотели бы превратиться в маленького ребенка, а это совершенно не характерно для мальчиков. Таким образом, ответ мальчика, утверждающий, что он хотел бы превратиться в маленького ребенка, является признаком неблагополучия, в отличие от такого же ответа девочки. По данным В.Михала, ответы на данный вопрос имеют отчетливую возрастную динамику — младшие школьники, особенно в возрасте 7—8 лет, предпочитают идентификацию с маленьким ребенком значительно чаще, чем младшие подростки.
Следующий вопрос направлен на изучение идентификации ребенка со своим полом. Девочки иногда говорят, что хотели бы превратиться в мальчиков, мотивируя свой выбор большей силой, активностью и авторитетностью противоположного пола, мальчики выбирают идентификацию с противоположным полом лишь в исключительных случаях, а в младшем подростковом возрасте — почти никогда. Положительный ответ на данный вопрос у мальчиков может свидетельствовать о проблемах в усвоении полоролевых стереотипов.
Заключительная группа вопросов не связана с ролью волшебника. Вопрос об отношении ребенка к своему имени и фамилии является, по мнению В.Михала, одним из наиболее существенных для изучения самооценки ребенка, его отношения к себе. Интересно, что желание, чтобы ребенка звали иначе, считается менее серьезным признаком конфликта, чем выраженное негативное отношение к своему имени и фамилии. Только в том случае, если у ребенка в большинстве ответов на вопросы, изучающие самооценку, имеются признаки неудовлетворенности собой, можно сделать вывод о низкой самооценке. Аналогично, вывод о любой другой особенности личности ребенка не является обоснованным, если он базируется лишь на одном или двух ответах на вопросы интервью.
Интервью завершается тестом "Три желания" и тремя проективными вопросами о страхах, радостях и огорчениях ребенка. Желания детей В.Михал делит на три группы: эготропные, т. е. желания для себя, аллотропные, или желания для других людей, и синтропные — желания для группы, включающей самого ребенка. Ответы на тест отличаются большим разнообразием и заметно изменяются с возрастом. Так, у младших детей преобладает эготропная направленность желаний, затем она уменьшается, а в раннем подростковом возрасте вновь возрастает. У мальчиков отмечается несколько большее количество эготропных желаний, чем у девочек. Следует отметить, что на ответы детей о трех желаниях оказывает существенное влияние социальная ситуация. Так, в конце 80-х гг. наиболее распространенным аллотропным желанием детей было избавление человечества от экологических катастроф (прежде всего, радиоактивного заражения) и стихийных бедствий, года два спустя — устранение товарных дефицитов, а еще через некоторое время — снижение цен. Этот факт подтверждает, что в ответах детей на вопросы интервью отражаются знаемые, осознанные мотивы и потребности. В остальном дети чаще всего называют жизненные блага для близких и вещи, утилитарные предметы (в том числе игрушки) для себя.
По ответам на заключительные три вопроса интервью можно судить о способности ребенка к рефлексии собственных переживаний. Ответ "Не знаю" младшего подростка свидетельствует о недостаточном развитии этой способности или, возможно, о высокой значимости какой-либо проблемы, вызывающей страх. На вопрос, чего больше всего боятся дети, наиболее часто подростки отвечают, что боятся глобальных бедствий, некоторых людей ("бандитов", "жуликов"). Довольно распространенный ответ на данный вопрос — "Ничего".
На вопрос о том, что больше всего радует детей, они чаще всего упоминают праздники, учебные успехи и подарки. Судя по ответам, наибольшие огорчения у детей вызывают неуспехи в учебе и ситуации, "когда ругают, наказывают", а также неисполнение желаний. По данным нашей работы с методикой, учебная деятельность для младших подростков значима не меньше, чем межличностное общение со сверстниками (во всяком случае, на осознанном уровне). В целом об интервью "Волшебный мир" можно сказать, что оно обладает большими диагностическими возможностями.