Социально-психологические функции движения
Принято считать, что почти любое массовое общественное движение осуществляет по отношению к потребностям людей, как минимум, три основные социально-психологические функции. Во-первых., это познавательная функция: участвуя в любом социальном движении, люди обычно получают новую для себя социально-политическую картину мира и соответствующую ей информацию.
334 Часть 3. Массовые социально-психологические явления
Во-вторых, инструментальная функция: в движении люди обычно быстро овладевают новыми для себя способами активного влияния на текущую социально-политическую жизнь, овладевают новыми поведенческими навыками.
В-третьих, идеологическая функция: взамен прежних, старых и уже утраченных иллюзий (например, «коммунистической идеи») в движении они обычно обретают новые верования и убеждения (например, взгляды общедемократического толка).
Помимо этого существует и ряд иных функций, носящих более индивидуально-психологический характер. Эти функции сводятся к содействию в реализации целого ряда существенных человеческих потребностей. Среди них особенно выделяется потребность в регуляции собственных эмоциональных состояний — участие в массовом движении дает возможность как для взвинчивания, нагнетания эмоций, так и для их ослабления через разделение с другими людьми. Как правило, молодежь идет в массовые движения преимущественно за первым, люди зрелого возраста — прежде всего за вторым. Отметим также свойственные человеку потребности в идентификации себя с большой общностью, в поиске смысла социального бытия (как и жизни вообще), в самореализации и т. д. Все они, в большей или меньшей степени, вносят свой вклад в сложный мотивационный комплекс, влияющий на вступление человека в движение и участие в нем.
Мотивы участия в движении
Движение должно выполнять названные выше основные социально-психологические функции в самом общем виде. Конкретно же каждого человека привлекает в разные движения что-то свое, предельно специфическое. Известны четыре основных группы психологических мотивов, привлекающих людей в массовые движения.
1. Эмоционально-аффективная мотивация. Цель таких людей проста, понятна и
вполне очевидна —эмоциональное соучастие в тех акциях и действиях, которые
устраивает движение. Их привлекают яркие лозунги, видные лидеры, массовые
митинги и демонстрации. Они готовы даже к тому, чтобы эмоционально разде
лять проблемы движения, переживать основную для него проблемную ситуа
цию. Устав от обедненной в эмоциональном плане «текучки» повседневной жиз
ни, эти люди стремятся в движение, чтобы компенсировать эмоциональный
дефицит. Обычно именно они составляют большинство практически в любом дви
жении, делают его реально массовым. Однако «общественным» или, тем более,
«политическим» делают его уже не они. Эти люди никогда не будут учить уставы
и изучать программы движений. Они, скорее, пойдут, будучи сильно эмоциональ
но увлеченными и вовлеченными, на баррикады, чем сядут за парты в сети полит
просвета. Помните В. И. Чапаева в изображении Д. И. Фурманова? Он никак не
мог выучить номер нужного Интернационала, однако отдал жизнь за револю
цию — потому что «любил ее очень». Для таких людей смысл участия в движе
нии — удовлетворение той самая основной массообразующей потребности, кото
рая и стягивает людей в значительные общности: это потребность в регуляции соб
ственных эмоциональных проблем.
2. Ценностно-рациональная мотивация. Она включает не столько эмоциональный,
сколько осознанный, рациональный выбор именно тех ценностей и высоких иде-
Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 335
алов, достижением которых занято данное конкретное движение. Это подразумевает достаточную степень знакомства человека с программами движения, с его идеологией и, на основе такого знакомства, предпочтение именно его всем другим. В таких случаях сама цель данного движения признается желательной, справедливой, необходимой. Как правило, люди, руководствующиеся такой мотивацией, образуют меньшинство, но это и есть «правящее меньшинство», основной костяк данного движения. Как мы увидим дальше, это и есть «актив», те самые «партийцы», «твердые искровцы», которые обычно как раз и способствуют институцио-нализации движений в партии. Среди ценностно-рациональных мотивов выделяют политические, этические, религиозные и др.
3. Традиционные цели. Достаточно часто люди идут в движение потому, например,
что их родители, родственники, друзья и знакомые участвуют или когда-то уча
ствовали в этом или близком ему движении. Люди часто голосуют за кандидатов
такого движения на выборах, потому что так всегда было принято голосовать в их
семье, в их округе, среди их знакомых. Прочная традиция постоянно голосовать
за левые силы, например, существует в так называемом «красном поясе» Парижа,
в районах, примыкающих к французской столице. Это совершенно особая, тради
ционная разновидность массы, существующая как бы по законам социально-пси
хологической инерции.
4. Рационально-преднамеренная мотивация. Она обычно сводится к тем сугубо кон
кретным, обычно личным выгодам, которые может обрести человек, вступив в
движение. Это «шкурная» мотивация. Исходя из нее, в свое время очень многие
люди вступали в бывшую КПСС, исходя из нее же, потом спешили «переписать
ся» в демократы. Так, в ситуациях, подобных послеавгустовской (1991 г.) в Рос
сии, на глазах многократно возрастало число «героев», желающих получить хоть
какое-нибудь вознаграждение со стороны победителей. Понятно, что данная мо
тивация очень редко откровенно признается со стороны увлеченных ей людей —
обычно она или глубоко скрыта или даже рационализирована под ценностно-ра
циональную мотивацию, причем иногда неосознанно для самих людей.
Следует разделять мотивы вступления в движение и мотивы участия в нем. Так, для значительного числа людей, вступающих в массовое революционное движение, непосредственным побудительным толчком для присоединения могут стать и часто становятся эмоции и чувства — переживания гнета и несправедливости, солидарность с противниками угнетателей, восхищение мужеством и героизмом бойцов и т. п. Однако само политическое движение, включая людей в себя, не ограничивается и не удовлетворяется таким, исключительно эмоциональным уровнем их решения. Задачей любого движения является внедрение своей идеологии в сознание как своих членов, так и широких масс. Движения стремятся к тому, чтобы сделать своих членов сознательными участниками, действующими не только под влиянием чувств.
В конечном счете мотивы людей многообразны. Главное отличие движения от партии состоит в определенной свободе проявления этих мотивов — прежде всего в свободе членства, в отсутствии «демократического централизма», «железной дисциплины», заявлений, рекомендаций и учетных карточек в картотеке райкома. Вступить в массовое общественное движение может практически любой человек — для этого достаточно его личного желания. Дальше же возникает множество вопросов для са-
336 Часть 3. Массовые социально-психологические явления
мого движения и его руководства. Основные среди них следующие. Каким будет большинство членов движения? Не захлестнет ли движение исключительно эмоционально-аффективная или традиционная мотивация, особенно распространенные среди легко увлекающейся молодежи? Не уведет ли это большинство в сторону от тех целей и идеалов, ради которых и создавалось движение? Вот тогда, не имея возможности контролировать разрастающиеся, действительно массовые и потому самоуправляемые движения, руководители и создают партии.