Тема 19. Типология конфликтов.
Вариант 19.
1. Виды и структура конфликта.
2. Стадии протекания конфликта.
3. Укажите причины:
а) внутриличностного конфликта;
б) межличностного конфликта;
в) межгруппового конфликта;
г) организационного;
1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;
2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;
3) фрустрация;
4) конфликт между формальной и неформальной группой.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует рассмотреть само определение понятия «конфликт». Укажите, что основу конфликтных ситуаций составляет столкновение противоположно направленных интересов, мнений и целей. Рассмотрите наиболее распространенную типологию конфликта, выделяющую: внутри личностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой. Охарактеризуйте эти типы. В чем принципиальное различие межличностных и межгрупповых конфликтов? Назовите иные классификации конфликтов. Рассмотрите структуру конфликта.
Во втором вопросе важно рассмотреть общие стадии протекания конфликта: формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, снятие или разрешение конфликта, пост конфликтную ситуацию.
В третьем вопросе следует не просто соотнести типы конфликта и их причины, но и охарактеризовать эти причины. Укажите, какие факторы способствуют в большей степени конфликтам в организации. Назовите общие деструктивные и конструктивные функции конфликта.
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000.
Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004.
Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.
Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005.
Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.
Рамендик Д.М. Управленческая психология. Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
Тема 20. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.
Вариант 20.
1. Понятие «профилактика конфликта».
2. Переговоры как способ разрешения конфликтов.
3. Рассмотрите на конкретном примере – что выгоднее участникам переговоров: максимально большой общий выигрыш или собственный?
Методические рекомендации
В первом вопросе следует рассмотреть понятие «профилактика конфликта» указав, что оно состоит в распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем, возможности их возникновения. Укажите, в чем сущность двух уровней причин конфликта (социального и психологического). Охарактеризуйте известные вам типы конфликтных личностей. Как можно нейтрализовать их негативную роль?
Во втором вопросе важно проанализировать понятие «переговоры» и указать в чем их особенность. На какие модели завершения конфликта могут быть ориентированы переговоры. Какие две основные стратегии, используют для ведения переговоров и какая стратегия предпочтительнее.
При ответе на третий вопрос следует учесть, что одной из особенностей переговоров является зависимость участников друг от друга. Однако, в условиях конфликта, любые переговоры связаны с противоречивыми интересами сторон. Приведите конкретный пример переговоров в конфликтной ситуации.
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000.
Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004.
Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.
Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005.
Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.
Тема 21. Стресс и его природа.
Вариант21.
1. Понятие «стресс» и его виды.
2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом.
3. Соотнесите понятия и их определения:
а) аффект;
б) стресс;
в) фрустрация;
г) депрессия;
1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
2) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;
3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос важно охарактеризовать понятие «стресс», указать, кто из исследователей впервые проанализировал это явление. Назовите и охарактеризуйте виды стресса. Одинаково ли действуют на людей одни и те же раздражители, если нет, то чем это обусловлено. Чем отличается понятие «стресс» от «стрессор». Перечислите и охарактеризуйте фазы стресса. Ответьте на вопрос - являются ли стрессы необходимым условием жизни людей.
Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы – поддается ли стресс управляющим воздействиям. Назовите способы его предупреждения. Проанализируйте: подвержены ли стрессу больше слабые люди, чем сильные; являются ли стрессорами высокие притязания; легко ли определить источники стресса.
Третий вопрос предполагает не только выбор правильного ответа, но и подробный анализ перечисленных психологических понятий. Приведите конкретный пример из деловой практики.
Литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1999.
Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях. Учебное пособие.- М.: ГУУ, 2003.
Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М., 2001.
Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса.- СПб.: Питер, 1998