Саморегулирующаяся система
НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Г. Екатеринбург
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В А Л Е О Л О Г И Я
Учебно-методическое пособие
Для самостоятельной работы студентов
специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
специальности 080505 «Управление персоналом»
Разработчик:
к.б.н., доцент Сапогова Н.В.
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________И.К. Кощеева
«_________» _______________ 2010г.
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета
социальной психологии
__________________Л.Б. Перелыгина
«_______»_____________2010 г.
ПРИНЯТО И
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ
Протоколом заседания
Ученого совета факультета
№__5_ от «__27__»_января__2010г.
© НОУ ВПО Гуманитарный университет
© Сапогова Н.В., 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Введение в курс. Организм как живая, открытая
саморегулирующаяся система……………………………………5
1. Гуморальная регуляция функций в организме человека………….5
1.1. Общая характеристика эндокринной системы…………………5
1.2. Функции желез внутренней секреции…………………………...6
2. Нервная регуляция функций в организме человека……………….12
2.1. Функции спинного мозга и отделов
ствола головного мозга…………………………………………..12
2.2. Функции больших полушарий…………………………………..15
3. Задания для самостоятельной работы……………………………….16
Тема 2. Современные представления о здоровье………………………..17
Тема 3. Физическое здоровье. Двигательная активность – ведущий
фактор физического здоровья. …………………………………..18
Тема 4. Питание – как базисный фактор физического здоровья……….27
Тема 5. Биоритмы и физическое здоровье человека…………………….31
Тема 6. Психическое здоровье – как составляющая
здоровья человека………………………………………………...33
Тема 7. Социальное здоровье и факторы его определяющие.
Стадии и формы социализации………………………………….35
Тема 8. Химические зависимости, воздействие на здоровье
и их профилактика………………………………………………..36
Библиографический список……………………………………………….40
Приложения………………………………………………………………...41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Здоровье человека представляет собой такое его состояние, которое отражает гармонию таких составляющих здоровья человека, как соматическое и физическое здоровье, психическое, социальное, нравственное и духовное здоровье. Гармоничное единство всех составляющих здоровья является важным фактором формирования здорового образа жизни и профилактики различных заболеваний.
Понимание связи организма человека с окружающей средой и зависимости состояния здоровья от отношения человека к нему будет способствовать развитию у студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» валеологической культуры и мышления, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.
Организация режима труда с учетом индивидуальных особенностей человека, с учетом его социальных возможностей и потребностей является одним из ведущих факторов, определяющих здоровье человека на биологическом, психологическом и социальных уровнях. В этой связи очень важным является формирование валеологического мышления у студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом».
Целью данного учебно-методического пособия является изучение студентами различных методов определения состояния биопсихосоциальной сферы у человека, формирование у студентов умений и навыков оценки физического, психического и социального здоровья.
Задачи данного учебно-методического пособия.Студенты должны:
- освоить методы оценки уровня физического развития, оценки здоровья, определения функциональных возможностей организма;
- сформировать навыки определения состояния психического и социального здоровья;
- развить умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
В соответствии с целью и задачами студенты должны:
- научиться работать с теоретическим материалом;
- применять полученные знания при профессиональном подборе программы отдыха и труда человека;
- уметь оценивать состояние физического и психического здоровья;
- определять функциональные возможности организма;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В учебно-методическое пособие включены задания для самостоятельной работы по всем темам курса. В каждой теме содержатся основные теоретические положения, даны описания методов оценки состояния физического, психического и социального здоровья. В конце учебно-методического пособия имеются приложения, содержащие табличный материал, тексты опросников и ключи для их обработки, образцы бланков для выполнения тестов.
Тема 1. Введение в курс. Организм как живая, открытая и
саморегулирующаяся система.