Или приглашение мастера по желанию группы.

ПРОГРАММА

Обучения и подготовки консультантов с использованием методов гештальт-терапии и системного консультирования

Программа повышения квалификации для психологов, врачей, социальных работников, коучей, тренеров и др. , организованная Институтом системных технологий и консультирования совместно с Международным университетом психологии и управления (Санкт-Петербург).

Гештальт-терапия («гештальт» в перев. с немецкого - образ, целостность, фигура) представляет собой феноменологически-экзистенциальное течение в психотерапии, созданное Ф. Перлзом в 40-х гг., и является одним из наиболее востребованных в современной психологии. Этот подход основан на целостном восприятии человека и учит осознанию того, что происходит «здесь и сейчас» на всех уровнях: телесном, эмоциональном и ментальном. Психотерапевтический процесс сосредоточен на умении чувствовать, ощущать и осознавать себя и свое присутствие в мире, видеть целостно и системно. Целью клиентов является осознание того, что они делают, как они это делают, каким образом они могут изменить себя и в то же время научиться принимать и ценить свою личность в настоящем, развитие и становление целостности личности.

Программа включает в себя 20 семинаров по 30 академических часов (всего 600 часов) и предполагает прохождение терапии в группе, изучение базовой теории, супервизии, работу в малых группах, отработку навыков по подготовке и ведению групп, бизнес-консультирование. При этом, начиная с первого семинара, студенты могут пробовать себя в индивидуальном консультировании.

Общая протяженность обучения от 2-х до 4-х лет.

За весь период обучения каждому студенту для защиты и сертификации необходимо пройти 50 – 100 часов индивидуальной терапии.

Предпочтение на первом блоке отдается личной терапии в группе – около 40 % времени группы. Предполагается активная собственная терапия в группе в течение 12 семинаров, отработка первичных навыков индивидуального консультанта, личная терапия – 50 часов, после успешного прохождения этого цикла переход на второй цикл

Цели учебного курса:

· Предоставить возможность получения опыта работы с личными проблемами в гештальт-терапии,

· Способствовать осознанию личных стереотипов и своих сильных сторон,

· Поощрять опыт личностного роста.

Структура образования в ИСТиКе состоит из 2-х блоков обучения:

Первый блок - 12 семинаров (подготовка индивидуального консультанта и личная терапия в группе) «Основы гештальт-терапии. Подготовка индивидуального консультанта» -350 академических часов (1,5 – 2 года).

Предполагает знакомство с методом, личный терапевтический опыт в группе, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода и системного консультирования.

Второй блок – 8 семинаров: «Ведение групп и бизнес-консультирование»

Первый блок - 12 семинаров (подготовка индивидуального консультанта и личная терапия в группе) «Основы гештальт-терапии. Подготовка индивидуального консультанта»

Семинар 1

Основы Гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни гештальт-терапии, основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм/среда, феноменологический подход, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта по Гудмену, цикл опыта, творческое приспособление, теория и функции self).

Динамика self. Сопротивления. Утрата ego-функции и основные типы прерывания контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.

Тренинг социальной синзетивности. Экзистенциальные права личности: право на жизнь и уважение. Личная терапия в группе.

Семинар 2

Методология практики: основные стратегии работы гештальт-терапевта, терапевтическая позиция, профессиональное самосознание. Работа с внутренней феноменологией клиента. Работа на границе контакта.

Сопротивления. Утрата ego-функции и основные типы прерывания контакта: Кофлуэнция. Типы работы с конфлуэтными клиентами и с конфлуэнцией в терапевтической сессии. 20-ти минутные работы под супервизию и др

Основные типы прерывания контакта: Интроект. Типы работы с интроектом в терапевтической сессии. Личная терапия в группе.

Семинар 3

Сопротивления. Утрата ego-функции и основные типы прерывания контакта: Проекция. Типы работы с проективнми клиентами и с проецией в терапевтической сессии. 20-ти минутные работы под супервизию и др.

Теория и практика гештальт-терапии (диалог, терапевтические отношения, перенос и контр-перенос в гештальте, аффективная жизнь человека, процессуальное видение, редуцированные формы терапевтического взаимодействия,. 20-ти минутные работы под супервизию и др). Личная терапия в группе.

Семинар 4

Сопротивления. Утрата ego-функции и основные типы прерывания контакта: Ретрофлексия, Эготизм. Типы работы с ретрофлексией и эгоизмом в терапевтической сессии. . Ретрофлексия как основа дисфункции организма; причинность заболевания как нарушения функции контакта организма; цикл контакта и его нарушения; проблема индуцированных заболеваний; болезнь как нарушение функционирования личностной структуры организма. 20-ти минутные работы под супервизию и др Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.

Творческие методы гештальт-терапии. Творческое приспособление. Парадоксальные методы, работа с полярностями, теория парадоксального изменения. Модальности контакта.

Личный опыт участия в гештальт-группе (поддержка и самоподдержка), комментарии кейсов от 20-ти минут (разбор по циклу-контакта ); Личная терапия в группе.

Семинар 5

Личная терапия в группе.

Гештальт-терапия с детьми и родителями. Детско-родительские отношения (порядок семьи, баланс «давать - брать», принадлежность, изоляция, уход из семьи, хорошее место в родительской семье).

Экзистенциальные права личности: ответственность, переживание вины.

Безоценочное внимание к проблемам клиента.

Формирование малых групп и работа в малых группах между семинарами с написанием протокола-разбора терапевтического сеанса. Личный опыт участия в гештальт-группе (комментарии кейсов с расширенным толкованием в зависимости от запроса группы)

Семинар 6

Экзистенциональный подход в Гештальт-терапии, уровень осознанности Гештальт-терапевта. Эффективность терапевтической работы. Ресурсы эмоционального сопротивления клиента и психотерапевта. Эмоции и чувства: страхи, гнев, раздражение, презрение, отвращение, удивление.

Эмоции и чувства: вина, прощение, стыд. Личная терапия в группе.

Семинар 7

Ресурсы эмоционального сопротивления клиента и психотерапевта.

Эмоции и чувства: радость, счастье, печаль, грусть, горечь, вина, разочарование, интерес, возбуждение, вина, прощение, стыд.

Техники работы с кризисными состояниями: методы поддержки и метод фрустрации; природа психологических кризисов; проблема посттравматического синдрома; дифференцированные техники работы с психозами, неврозами, депрессиями. Личная терапия в группе.

Семинар 8

Творческие методы гештальт-терапии. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорой, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Терапевтические метафоры. Использование вспомогательных средств в Гештальттерапии. Работа с фотографиями, видеофильмами; арттерапия (работа с красками и пластическим материалом); работа с игрушками; аудио и видео техникой.

Работа со сновидениями. Личный опыт участия в гештальт-группе (комментарии кейсов и работа под супервизию участников программы от 30-ти минут, с разбором включая всю группу, повторение материала по запросу группы); Личная терапия в группе.

Семинар 9

Утраты. Психотерапия клиентов в кризисных ситуациях (переживания горя, смерть близкого человека, разлуки, развод, одниночество, расставания). Стадии переживания горя.

Кризис и травма. Травма в теле. Работа с симптомами и психосоматическими нарушениями. Личная терапия в группе.

Семинар 10

Теория и практика гештальт-терапии (цикл-контакта по Д.Зинкеру, работа с механизмами прерывания); комментарии кейсов и работа под супервизию участников программы от 40-ти минут.

Теория и практика гештальт-терапии (феноменология и феноменологическая редукция, механизмы прерывания цикла-контакта конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм) закрепение материала, отработка приобретенных навыков.

Эмоции и чувства: вина, прощение, стыд. Личная терапия в группе.

Семинар 11

Работа с парами, семенные отношения (признаки дисфункциональной супружеской пары, критические периоды жизни в паре, порядок семьи, баланс давать-брать в отношениях, хорошее место в паре). Теория Дж. Зинкера работа с парами. Стиль работы терапевта с парой. Метод опосредованного диалога в паре. Гештальт-терапия и системный подход.

Личная терапия в группе.

Семинар 12

Теория и практика гештальт-терапии (интеграция теоретических знаний и навыков, работа под супервизию в кейсе 40-50 минут). Прием зачета по теории в письменном виде.

Развитие первичных навыков консультанта, технические навыки и приемы в индивидуальной работе с клиентом. Личная терапия в группе.

По окончании 12 семинаров сдается устный экзамен с предъявлением работы в группе под супервизию. Описание 3-х пролонгированных случаев из собственной консультационной практики по циклу контакта, с теоретическими комментариями.

Второй блок – 8 семинаров: «Ведение групп и бизнес-консультирование» - 250 академических часов (1,5 года).

5 семинаров – Ведение групп

2 семинара – Бизнес-консультирование

Семинар - Сертификация

1-3 семинары – теория и практика групповедения,

4 – семинар – приглашение мастера по желанию группы,

5 – семинар – супервизорский.

6,7 семинары – теория и практика бизнес-консультирования.

8 семинар – сертификационный

Семинар 1

Подготовка терапевта к организации психотерапевтической группы. Отбор участников. Принципы составления. Место и условия работы. Открытая и закрытая психотерапевтические группы. Размер психотерапевтической группы. Частота и продолжительность встреч. Общая продолжительность работы. Сопротивление работе группы и его формы.

Теоретические основы работы с группой. Навыки эффективного участия в группе. Этапы работы групп. Техники ведения психотерапевтических групп.

Семинар 2

Теоретические основы работы с группой. Навыки эффективного участия в группе. Профессиональные навыки группового терапевта. Стиль работы терапевта в группе.

Подготовка и квалификация группового терапевта

Методы и формы работы с группой. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Типы конфликтов в группе.

Отработка навыков ведения группы (ведение группы и получение супервизии, обратной связи).

Семинар 3

Отработка навыков ведения группы (ведение группы и получение супервизии, обратной связи). Мастерские (Ворк-шопы).

Отработка навыков ведения клиентов, применение навыков на практике, разбор сложных случаев из собственной практики, получение супервизии.

Теория групповедения. Теория Дж. Фрю: стадии группы, интервенции, уровни групп, упражнения для каждой стадии развития группы. Использование собственного креатива для ведения группы.

Семинар 4

Отработка навыков ведения группы (ведение группы и получение супервизии, обратной связи). Мастерские (Ворк-шопы).

Отработка навыков ведения клиентов, применение навыков на практике, разбор сложных случаев из собственной практики, получение супервизии.

Или приглашение мастера по желанию группы.

Семинар 5 Супервизорский.

Отработка навыков ведения клиентов, применение навыков на практике, разбор сложных случаев из собственной практики, получение супервизии.

Супервизия практической работы: практический и теоретический анализ психотерапевтических случаев (реальных и смоделированных по ходу учебного процесса).

Бизнес-консультирование

Семинар 6

Использование методов Гештальттерапии в бизнес - консультировании. Пентаграмма Гингера при анализе функционирования организации; интерперсональный контакт и его нарушения; этапы организационного консультирования. Техника GROW и другие приемы коучинга в работе с организациями.

Семинар 7

Как организации достигают свои цели? Что представляет собой организация с точки зрения теории систем? Основные методы проведения изменений в организациях Причины сопротивления изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям структурах, динамиках и взаимодействиях в системе (фирме, корпорации, холдинге и т.д.), что на ее основе можно разрабатывать эффективные образы-решения. Выбор стратегической цели организации. разногласия среди собственников, проблема качества кадров, трудности в выборе бизнес-проектов и партнеров для них. Определение конфликтов в системе и направления их решения. Системный подход к организациям.

Сертификация

Семинар 8

Сертификация: написание дипломной работы в объеме 40-50 листов печатного текста, предъявление практической работы под супервизию на группе и проведение воркшопа на интенсиве или конференции института. Описание 5-7-ми пролонгированных случаев из собственной консультационной практики, с теоретическими комментариями.

Описание собственного подхода в какой-либо отрасли практической работы (в психологии, педагогике, бизнес - консультировании, медицине), с теоретическими комментариями и практическими примерами. А также необходимо приложить список использованной при написании итоговой работы литературы. Работа должна быть написана с позиции теории Гештальт-терапии и Системной терапии.

При выполнении всех условий обучения и при выполнении всех заданий участники программы получают сертификат института.

Условия

Курс адресован преимущественно специалистам с высшим образованием в гуманитарной области (врачи, психологи, педагоги, социальные работники, антропологи и др.) имеющим практический опыт работы в сфере психологии, педагогики, медицины, социальной работы и/или других гуманитарных сферах.

А также курс предназначен для интересующихся возможностями познания и гармонизации себя, имеющих высшее образование, принимаются студенты старших курсов.

Основной ведущий программы: Рязанцев Александр Николаевич – обучающий гештальт-терапевт, системный терапевт, бизнес-консультант, опыт работы более 20 лет, генеральный директор, тренер Института Системных Технологий и Консультирования, Санкт-Петербург.

адрес проведения семинара:

г.Санкт-Петербург, ул.18-я линия (Большой проспект В.О.), дом 25, 1 этаж, вход с линии.


Идет набор!!!

Что получит обучающийся в итоге:

С точки зрения гештальт-терапии, главная беда современного человека – это отчужденность от самого себя, от своего внутреннего опыта.

«Люди едят, когда им одиноко, Занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены», так определяют поведение людей известные гештальт-терапевты И.Польстер и М. Польстер.

Гештальт-терапия помогает людям вернуть себе подлинность чувств и свежесть восприятия мира.

Слово «гештальт» по-немецки означает «фигура». Отношения между фигурой и фоном можно проиллюстрировать картинкой, на которой можно увидеть сначала один объект, затем другой, все зависит от того, на что обращать внимание.

Соотношениефигуры и фона не только руководят нашим восприятием, но и пронизывают собой любую жизненную ситуацию. Если мы внимательно приглядимся, что в нашей жизни является фигурой, а что фоном, то сможем избежать многих мелких и крупных неприятностей.

Часто это происходит так:

· Возможно, вы так увлечены работой, что не замечаете, что ваш(а) супруг(а), давно уже обижается на ваше невнимание…

· Или вы так беспокоитесь за своего ребенка, что забыли утром причесаться и опоздали на работу…

· Или полностью погружены в воспоминания о разбитой любви, так что перестали здороваться с друзьями…

· Может у вас грандиозные планы на будущее, которые вы осуществляете с таким азартом и страстью, что вам некогда толком поспать и поесть?

Рано или поздно ваше тело попытается напомнить вам об этом болью в голове или желудке, а вы станете отмахиваться от этих сообщений, как от докучливого шума, пока не настанет кризис…

Гештальт-терапияпомогает человеку обрести целостность, осознать те переживания, чувства и ощущения, которые кажутся нам второстепенными, но без которых жизнь становится пресной, серой и скучной, превращается в рутину. Иногда мы, наоборот, не можем подолгу удерживать «фигуру» в центре внимания, второстепенные события и впечатления все время отвлекают нас от главного, и это мешает нам добиться цели и решиться на поступок.

«И тогда мы становимся беспокойными, начинаем суетиться, спешить раздражаться, плохо спим, теряем аппетит или, наоборот, жуем без остановки…»

Курс на котором вы будете обучаться позволит, прежде всего, разобраться со своими затруднениями или избеганиями переживаний, быть внимательным к собственным чувствам и ощущениям, позволит эффективно взаимодействовать со своим окружением. А также вы узнаете и научитесь применять формы и методы, которые позволят вам помогать людям в самораскрытии, что важно уметь каждому психологу-консультанту. При этом важным аспектом является ответственность самого человека за сделанный выбор, а не совет или подталкивание консультанта.

И все же, что вам даст этот курс?! Лучше чем это определил известный гештальт-практик современности, Джозеф Зинкер, врятли можно сказать.

В своей работе в одной из глав «Цели и чаяния» он пишет: «Гештальт -терапия — это экзистенциальная встреча между людьми. Человек получает возможность раскрываться в процессе такой встречи, вместо того чтобы априорно видеть человечество как нечто монолитное. Для этого-то гештальт -терапия и обращается в творчество; оба процесса подчеркивают развертывание чего-то в чистом, органичном виде. Однако, хотя гештальт терапия и не стремится втиснуть каждого в одну и ту же модель, нереалистично было бы отрицать, что есть некие цели, неотделимые от терапии. Через творческую вовлеченность в процесс гештальта человек, как я надеюсь:

— идет к большему осознанию себя — своего тела, своих чувств, своего окружения;

— научается признавать себя хозяином своих переживаний, а не проецировать их на других;

— научается осознавать свои потребности и вырабатывать навыки, позволяющие достичь удовлетворения, не задевая других;

— приходит к более полному контакту со своими ощущениями, учась ощущать запах, вкус, прикосновение, слышать и видеть — наслаждаться всеми сторонами своего я;

— приходит к созданию опытасобственной силы и способности самоподдержки, вместо того, чтобы нытьем, обвинениями и генерированием чувства вины мобилизовывать поддержку из окружающей среды;

— становится более чувствительным к миру вокруг него, но в то же время надевает защитную броню в ситуациях, которые могут стать разрушительными или ядовитыми;

— учится принимать ответственность за свои действия и их последствия;

— чувствует себя комфортно, когда сознает свою фантазийную жизнь и то, как она проявляется.

По ходу работы человек все более комфортно вливается в переживание своей энергии и использует ее так, чтобы достичь завершенности в своих проявлениях. Теперь он действует, не растрачивая энергию напрасно, учась интегрировать противоположные чувства внутри самого себя, а не отталкивать собственный организм и не поляризовать свое поведение. Вот некоторые общие цели гештальт-терапии. В этой главе будут разбираться способы применения понятий, введенных в предыдущих главах, как средства для достижения этих целей.

Гештальт-терапевт, который сам способен расти и пойти дальше уровня владения техникой к раскрытию личности, к глубине и духовности, более приспособлен для работы с метазаболеванием, чем терапевт, который просто выучил технические приемы, как приспособить отдельных людей к окружению, в котором они живут. Эти последние — терапевты «мазута и масла» — поддерживают общество на уровне приспособления. Они снабжают общество смазкой, которая дает ему функционировать день за днем, которая позволяет людям прожить свою жизнь и приспосабливаться к ее ежедневным требованиям.

Проживая мой собственный опыт роста, я все больше рассчитываю соприкоснуться с человеком на том уровне, который является для него наиболее существенным. Иной раз важно также вдохновить людей, дать им образ полного человеческого спектра, который встряхнет их и поведет к целям, о которых они никогда не имели понятия, а тем более не примеряли на себя.

Говоря обобщенно, методы гештальта ориентированы на изменение поведения, а не просто на интеллектуальный инсайт. За долгие годы мы убедились, что человек может «понимать» себя необычайно глубоко, и все же продолжать вести себя все тем же дисфункциональным образом. Гештальт-терапия преодолевает разрыв между когнитивными терапиями и модификацией поведения. Мы подвергаем человека инсайту в опыте. Вот некоторые из наших целей. Эти цели никоим образом не сумма системы, и они не учитывают всего ее уважения к тонкости, к индивидуальным стилям и к сложности человеческого функционирования».

Наши рекомендации