Ключевые термины и понятия.
Закон единичной независимой переменной | Если во всех отношениях две ситуации равны, за исключением добавленной или исключенной переменной для одной ситуации, любое различие между двумя ситуациями может быть приписано данной переменной. |
Закон единичной значимой переменной | Если две ситуации не равны, могут иметь место два случая. Во-первых, только независимая переменная, и ни одна другая, является значимой в порождении исследуемого явления. Во-вторых, все значимые переменные уравнены, за исключением независимой переменной. В обоих случаях любое различие между двумя ситуациями — после введения новой (независимой) переменной в одну из ситуаций — может быть приписано этой переменной. |
Наблюдение | (1) Фундаментальная особенность систематического эмпирицизма: на наблюдение полагаются, наблюдению доверяют. (2) Один из основных методов эмпирической психологии, предназначенный для производства эмпирического знания. Наблюдение есть преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие тех или иных особенностей психики и поведения. (3) Одна из сторон экспериментирования — регистрация изменений зависимой переменной в результате воздействия независимой переменной. |
Наблюдения достоверность | Применение процедур, обеспечивающих доверие результатам наблюдения. Учет факторов (например, плацебо–эффектов), которые могут приводить к сомнительным результатам наблюдения. |
Наблюдения и интерпретации различия | Предмет наблюдения относится к реальности мира и характеризует его. Интерпретация, наоборот, относится к мышлению и воображению (представлению) исследователя. Наблюдение и интерпретация различаются по следующим соображениям: (1) одно и то же наблюдение может иметь несколько разных интерпретаций; (2) наблюдения могут либо подтверждать, либо, наоборот, опровергать интерпретацию; (3) у наблюдения и интерпретации разные задачи, функции, процедуры, приемы, средства познания. |
Наблюдения очевидность | Доступность предмета наблюдения — особенностей психики и поведения человека — ощущениям и восприятию других людей. |
Наблюдения формы | (1) Прямое наблюдение — его предмет непосредственно представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя; (2) Непрямое наблюдение — его предмет представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя не прямо, а косвенно, через внешние проявления; (3) Опосредованное наблюдение — его предмет представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя благодаря использованным инструментам и приборам. |
Ненаблюдаемое событие | Событие или явление, которое невозможно прямо наблюдать. В связи с этим возникает проблема: можно ли ненаблюдаемые события и явления переводить в разряд наблюдаемых. Одни ненаблюдаемые события и явления в принципе невозможно переводить в наблюдаемые (например, категории и понятия). Другие можно переводить в наблюдаемые с помощью специальных инструментов и/или приборов. Третьи невозможно переводить в наблюдаемые в данное время, но по мере создания новых инструментов и приборов, возможно, они станут наблюдаемы в будущем. |
Независимой переменной уровни | Во-первых, этот термин означает одни условия воздействия независимой переменной на одну подгруппу участников исследования и другие условия воздействия той же независимой переменной на другую подгруппу участников (независимая переменная как межгрупповой фактор). Во-вторых, термин «уровни» означает разные условия воздействия независимой переменной на одних и тех же участников исследования (независимая переменная как внутрирупповой фактор). |
Очевидности подтверждения | Специальная процедура, направленная на тестирование степени согласованности разных и независимых друг от друга свидетельств о предмете наблюдения. |
Очевидности свидетельства | Специальные процедуры, обеспечивающие наблюдаемость предмета (или его свойств и признаков). Требование свидетельств очевидности выражается в том, каким должен быть процесс наблюдения. Во-первых, должны быть свидетельства очевидности состава предмета наблюдения.Во-вторых, должны быть свидетельства очевидцев о предмете наблюдения. В-третьих, должны быть свидетельства устойчивости и воспроизводимости события и/или явления независимо от фактора времени. |
Эксперимент | Один из основных методов психологического исследования. Характеризуется созданием искусственных (в ряде случаев — лабораторных) ситуаций и активным вмешательством в нее исследователя. Эксперимент позволяет тестировать гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными. При экспериментировании исследователь манипулирует одной или несколькими независимыми переменными, контролирует релевантные им другие переменные и наблюдает эффект манипуляций по зависимой переменной (переменным). |
Эксперимента главная функция | Установление каузальных отношений между переменными. Для этого используют процедуру сравнениядействия одних причин с действием других причин. Разные причины производят разные эффекты на зависимую переменную. По различиям в эффектах можно судить о различиях между причинами. |
Эксперимента существенные аспекты | Контроль, манипуляция, наблюдение. |
Контроль | Состоит в том, чтобы (1) получить явно очевидный эффект изучаемых переменных и (2) отделить его от эффектов переменных, которые не изучаются и не входят в задачи исследования. Контроль включает в себя прежде всего две процедуры: контроль изучаемой причины и контроль посторонних (по отношению к изучаемой) причин. Для контроля изучаемой причины в эксперимент преднамеренно вводится альтернативная (по отношению к изучаемой) причина. При этом изучаемая и альтернативная причины образуют разные уровни одной и той же независимой переменной. Контроль посторонних причин (переменных) состоит в том, чтобы элиминировать их эффекты, не смешивать между собой эффекты независимых и посторонних переменных. |
Манипуляция | Создание разных условийвоздействия одного и того же фактора (независимой переменной) на участников исследования. |
Наблюдение (в эксперименте) | В ситуации эксперимента предметом наблюдения являются эффекты манипуляции независимой переменной. Эффекты независимой переменной обнаруживаются в изменениях зависимых переменных. Их изменения (как правило, количественные) являются предметом наблюдения. |
Ресурсы интернета
Алексеев И.С. Эксперимент // Большая советская энциклопедия, 2001 <http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00092/59900.htm&encpage=bse>
Битянова М. Научное наблюдение http://psy.1september.ru/1999/psy38.htm
Гильбух Ю.З. Проблема валидности эксперимента в психологии // Психологический журнал, 1987. — Т. 8, № 4. — С. 117—125.
<http://soc-gw.univ.kiev.ua/PUBLICAT/LIBRARY/PSYCHOLOGY/GILBUH/index.htm>
Дзуки Э. Измерение в психологии и экспериментальный метод <http://psy.samara.ru/content.asp?theory&rid=44&id=66>
Дзуки Э. Проведение исследования <http://psy.samara.ru/content.asp?theory&rid=44&id=70>
Измерение (в психологии) <http://encikl.by.ru/txt/i09.htm>
Корнилова Т.В. Экспериментальный метод в психологии <http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985120.htm>
Кэмпбелл Д. Эксперименты и квазиэксперименты <http://www.flogiston.ru/arch/cempbell1.shtml>
Методы психологии <http://dr-gng.dp.ua/logia/metod.htm>
Нестеров В. Вопрос, задаваемый природе. Принципы экспериментального исследования. <http://alter.sinor.ru/school/lecture_5.htm>
Рекомендуемая литература
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 16—48.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2000. — С. 74—111.
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии, 1977. — № 7. — С. 109—125.
Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 7—22.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 192—239.
Наблюдение // Краткий психологический словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С. 217.
Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 2. — С. 281—302.
Эксперимент // Краткий психологический словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С. 456—457.
Проверьте ваши знания: вопросы по главе 7
1. Какие значения имеет термин «наблюдение»?
2. В чем состоит своеобразие наблюдения как одного из основных методов психологического исследования?
3. В чем суть проблемы ненаблюдаемых событий и явлений?
4. В чем отличия наблюдения от интерпретации? Приведите аргументы и примеры.
5. Какие формы наблюдения вы знаете? Охарактеризуйте их.
6. Какие требования предъявляются к очевидности наблюдения?
7. В чем суть требования подтверждений наблюдения?
8. Какие значения имеет термин «Эксперимент»?
9. В чем состоят различия между значениями терминов «эксперимент» и «экспериментирование»?
10. Охарактеризуйте контроль, манипуляцию и наблюдение как процедуры экспериментирования. Приведите пример экспериментирования, включая эти процедуры.
[*] У термина «эксперимент» есть еще одно значение: проведение опытов и их демонстрирование перед аудиторией (см., напр.: Лазурский, 2001б). В этом значении термин «эксперимент» здесь не употребляется.