Переменная величина, или Аттестат зрялости

Советы для мальчиков и девочек по выживанию в школе

«Образование развивает все способности, в том числе и глупость» (А.П. Чехов)

Каждый родитель надеется, что школа поможет его ребенку стать более образованным и умным. Обоснованны ли эти надежды? И какой вид ума наша школа развивает в своих учениках? Ставит ли вообще школа перед собой такую цель - помочь ребенку стать умнее?

Что получают ученики в школе, кроме конкретных знаний?Учит ли школа учиться? Существует ли альтернатива массовой школе?Изменило ли школу введение ЕГЭ?

Какие знания потребуются нашим детям через три - пять лет? С какого возраста ребенок может принимать решения сам?

Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» МБУК ТБК почитаем книгидокторов психологических наук Галины ЦукерманиАлександра Асмолова; школьных психологов Натальи Евсиковой, Тамары Гордеевой, Андрея Кончаловского;детского психологаТатьяны Бедник, возрастного психолога Андрея Подольского,социального психологаКэрол Двек,школьного учителяЭдуарда Веркина.Попробуем прислушаться к их советам о том, как помочь детям учиться без стресса.

Итак…

Добро пожаловать в зоопарк!

«Отец тащит в школу первоклассника. Первоклашка упирается, бьется и кричит.- Одиннадцать лет!!! Одиннадцать!!! За что?» (Анекдот)

Умный ребенок - какой он?

Задача любой школы – развивать способности детей, и интеллектуальные - в первую очередь. Вопрос в том, что мы понимаем под выражением «умный ребенок». Нет людей умных вообще, такое представление - абстракция. Умным можно быть только в чем-то: в математике, в гуманитарных науках, в ручном труде, в человеческих отношениях.

Но традиционная массовая школа, в которой учится большинство наших детей, устроена так, что развивает главным образом исполнительскую сторону ума – способность действовать по правилу и инструкции. А творческое умение применять правила в нестандартных условиях или открывать новые законы развивает слабо.

Социальный и эмоциональный интеллект - одаренность в общении, владение своими эмоциями и понимание чувств других людей, вообще чувство сопричастности- в школе не востребованы. Эти стороны детского ума школа не замечает. Хотя уже в начальных классах хорошо видно, в чем именно «умен» ребенок.

Например, девочку, которая в раздевалке всем завязывает шарфики и застегивает тугие пуговки, скорее всего, не заметят как умную в сопереживании и помощи. А ведь многие ее одноклассники (будь у них выбор) хотели бы сидеть за одной партой именно с этой - пусть не самой сообразительной - девочкой, поскольку ее присутствие помогает собраться с мыслями.

Переменная величина, или Аттестат зрялости

Выпускник школы:

- Я помню две вещи: как меня в первом классе мама в школу привела, и как с выпускного папа унес…

(Анекдот, основанный на реальных событиях)

Наши возможности стать умнее во многом зависят от того, как, собственно, мы представляем себе этот «ум», какую теорию на этот счет мы усвоили в детстве.

-Важно, чтобы дети и подростки понимали, что ум - величина переменная, - утверждает Кэрол Двек, социальный психолог, профессор Стэнфордского университета (США). - Тогда умные поступки и действия они воспринимают как результат собственных усилий, правильной стратегии, приобретенных знаний, а значит, могут влиять на то, чтобы таких поступков было больше.

Когда же ум представляется константой (сколько нам дано ума от природы, столько и будет), то человек не видит смысла в том, чтобы прикладывать усилия и развиваться, он закрыт для роста.

Сторонники «константного» объяснения уклоняются от проблем, не пытаясь их решить, тратят силы, чтобы «казаться умными», боятся совершить ошибку, в то время как человек, который верит в возможность «поумнеть», принимает вызов и действует.

Можно обнадежить тех, кто пока что считает ум врожденной и постоянной характеристикой: методы позитивной психологии (хвалить действия, а не человека; показывать, что даже самые умные люди сталкивались с трудностями и преодолевали их; рассказывать о пластичности мозга) позволяют изменить изначальные установки.

Наши рекомендации