Состояние человека до грехопадения.
Бог создал человека совершенным, но это совершенство не означало, что первозданное состояние человека совпало с его конечным назначением. Чтобы это понять нужно разобрать "что понимается под совершенством первозданного человека?" и "какое назначение было дано человеку Богом?"
Совершенный и падший человек (см. табл):
Совершенный человек (до грехопадения) | Падший человек (после грехопадения) |
1) Правильная иерархия тримерии человека (дух-душа-тело). Тело подчиняется душе, душа управляет телом. Дух находится в единении с Богом (находится в постоянном общении с Богом) и управляет душой. 2) Благодать (дыхание жизни) изначально присутствовала в человеке. И тело и душа пребывало постоянно в состоянии благодати. (В библии об этом говорится: пребывание в Эдемском саду, общение с Богом и потребление плодов с древа Жизни). 3) Отсутствие в человеке каких-либо признаков противления добру. Все существо человека: дух-душа-тело было направлено только к Богу (Адам ходил по Эдемскому саду и общался с Богом). 4) Все силы человека: разум, воля, чувства находились на высокой степени совершенства. Они были равнозначно развиты и ни одна не довлела над другой. Мудрость Адама показана в библии, когда он нарекает имена животным, передавая в имени саму суть и назначение животного. Воля Адама целиком направлена на добро, не зная внутренних колебаний между добром и злом. Чувства Адама воплощены в радостном послушании Богу и любовь к Нему. 5) Тело было совершенное крепкое орудие, послушное душе и духу. Свободное от болезней и немощей. В силу того, что человек пребывал с Богом и питался плодами древа Жизни был бессмертным. | 1) Тримерия дух-душа-тело перевернулась. Тело диктует душе свои желания, душа их удовлетворяет. Общение с Богом человеческого духа прервано, дух не может управлять/наставлять душу, душа слушается тело. 2) Человек лишил себя Благодати. Ослушавшись Бога (нарушив заповедь о "не вкушении плодов с древа познания добра и зла") человек перестал слушать Бога (слушаться Его) и стал слушать дьявола (Ева вступила в общение с дьяволом и сделала, как он говорил). Первородный грех - это союз с дьяволом. Отсутствие Благодати - как следствие союза с дьяволом. Благодать есть только у Бога, союз с Богом нарушен человеком. 3) Теперь человеку легче сотворить грех, чем жить по заповедям Божьим. Порабощенность человека дьяволом. 4) Силы человека деформированы. Теперь одна из сил может быть гипертрофирована, а другие умалены (эмоциональный, но безвольный; волевой, но бездушный; злой гений; слабость ума, воли и эмоций). Разум человека замутнен. Истина от человека скрывается стараниями лукавого. Воля человека теперь находится под атакой страстей и часто порабощена ими. Чувства приглушены, сердце холодное к страданиям ближнего. Эгоизм и самолюбие преобладают. 5) Тело стало тленным (тленность это: а) подверженность страдательным состояниям: болезни, скорби, усталость, боль; б) разрушение, смерть (то, что не естественно для человека) стало нормой в этом мире. Различают две смерти: - смерть тела (1-я смерть) - тело лишается души, и разрушается; - смерть духовная (2-я смерть) - душа лишается благодати Божьей (духовного света, радости, блаженства), но не разрушается, т.к. бессмертна, но прибывает в скорби, страданиях, в состоянии мрака. |
Что мы видим из этого сравнения? Мы узнаем себя во второй графе... падшими людьми. Мы противоположность того, что было дано нам Богом в начале. По сути дела, выражаясь мирским языком, мы уроды, деформированные, искаженные первородным грехом. Изуродовано тело, искажена душа, атрофирован дух. Что делают многие несчастные родители, когда у них рождается глубокий инвалид (гидроцефал, имбицил, дебил, идиот) ? Они отказываются от них, оставляют их на попечение государства. И этих родителей мы не можем винить, не дай Бог с таким столкнуться горем. И вот, представляя такое уродство мы не оставлены Богом, Бог все также нас любит, спасает и даже сына своего Единородного отдал на смерть за наши грехи. Постичь величину Божьей Любви нам человекам невозможно, так же, как и постичь самого Бога, ибо Бог есть Любовь.
Итак, что нужно нам уяснить, так это то, что мы падшие люди. Падшесть наша обусловлена первородным грехом (грехом Адама). Признаки падшего человека (наследие от Адама, которое мы несем на себе и по сей день):
1) непослушание Богу (нарушение заповедей ежедневно);
2) соблазн оккультного пути, т.е. получить блага без приложения труда (Адам Богоуподоблялся в труде - возделывал Эдемский сад, называл животных, духовно возрастал через труд. Но это длинный тяжелый путь. Дьявол же соблазнил получить желаемой без труда "вкусите и будьте как боги"). Сегодня мы наблюдаем: чтоб решить свои проблемы, многие идут к гадалкам, знахаркам. Решим проблемы приворотом, гипнозом, кодированием. Более цивилизованные люди идут к светским психологам, в надежде, что психолог "прочистит мозги" и решит все мои проблемы. Добросовестный психолог сразу предупреждает, что если человек хочет решить свою проблему, то это будет упорный труд самого человека над самим собой, а психолог лишь помогает увидеть, разобраться, даёт инструменты для работы над собой. Человек с оккультным сознание, когда узнает об этом, часто разочаровывается в психологах. Или есть другой вариант разовчарования в психологах. Нечистоплотные психологи, "подсаживают на свою жилетку" клиента, но проблемы решать не помогают. Они говорят то, что желает услышать клиент и тем самым обеспечивают себе постоянного, любящего, платящего психологу гонорар клиента. Когда у человека открываются на это глаза (деньги на психолога уходят, а проблема то не решена), то человек разочаровывается в психологах. У нас практически у всех оккультное сознание - поиск путей беспроблемных, легких, даже в ущерб своей душе, своему спасению.
3) переложение ответственности на другого (Адам все свалил на Еву и на Бога "жена, которую Ты мне дал, дала и я ел"). И сейчас мы часто не видим, что все, что мы имеем в этой жизни - это наша ответственность. Во всех наших бедах виновны мы, а не кто-то другой. Осуждение, с которым мы так боремся внутри себя - это прямое следствие перенесения своей ответственности на другого. Мы можем осудить Адама, за то, что его личное грехопадение стало причиной нашего земного страдания (наше падшее состояние, последствия этого). Но тогда мы должны понять цель этого осуждения? Посмотрите, как лукавый вкладывает в цепь нашего размышления грех осуждения! 1. Грехопадение - есть причина нашей падшести → 2. Теперь нам нужно прикладывать особые усилия для того, чтобы спастись → 3. Как же спастись? Как это сложно!!! → 4. Если бы не Адамово грехопадение, мы бы не были такими, всех этих мучений не было бы... (последняя мысль - осуждение, вложенное лукавым, и в нашей воле принять его или оттолкнуть). В первые благие мысли о спасении, о том, как же нам спасаться было вложено лукавым грех осуждения. Цель рассуждения была благая - найти способ спасения, предпринять действия ко своему спасению. Но результат исказился, целью стало осуждение, а не спасение. Поэтому всегда нужно трезветь и понимать, что наша искренняя цель - спасение, а цель лукавого - обратная. И нам нужно замечать, когда незаметно эти цели подменяются.
4) подверженность страстям - прямое доказательство порабощение души и тела дьяволом. Когда Адам послушался дьявола и отступил от Бога, тем самым он заключил союз с дьяволом. С этого самого времени душа, тело Адама и всех его потомков (человечества) порабощена дьяволом. Более того, все наследие Адама данное Богом (весь мир/вселенная: земля, природа, животные, и т.д.) все это отдано дьяволу, т.к. по логической закономерности собственность раба, является собственностью хозяина раба. Поэтому теперь не только человек находится в постоянных страданиях телесных, душевных, духовных, но и весь мир! Вся вселенная!!! Падение Адама повлекло за собой падение всего мира. Все потомки Адама являются носителями падшей природы. И поэтому являются чадами гнева Божия и подлежат осуждению. Гнев Божий и осуждение лежит не на нас, как таковых, а на грехе, которым мы искажены. Грех - противоположность Богу, поэтому грех не может войти в Царство Небесное, а следовательно и мы, как носители этого греха. Божье осуждение этого греха, а следовательно и нас выражается в двух вещах:
1) (носитель греха) подлежит закону тления и смерти. Это для того, чтобы грех не стал вечным.
2) (носитель греха) не может войти в Царство Небесное. Это потому что грех не может существовать там, где нет греха.
Именно эта причина ( искажение всего существа первородным грехом, да еще и родовым (всех предков человека) делает необходимым крещение детей. Мы привыкли думать, что ребеночек рождается чистым, как ангел и невинным. И до семи лет он безгрешен. Но это относится только к личным грехам. Считается, что до семи лет ребенок не способен понять своей ответственности за свои поступки и не знает четких границ между "хорошо" и "плохо". Поэтому до семи лет ему не вменяются личные грехи. Но груз первородного и родового греха и все последствия их на ребенке лежат с самого его зачатия. И они преграждают путь ребенку к Царствию Небесному. Крещением с нас всех снимаются все грехи (первородный, родовой, личные (все, которые совершились до крещения) и открывают перед нами путь к Царствию Небесному.
5) целостность человека нарушена (разум-воля-чувства деформированы, что сказывается на характере человека, его поведении, его восприятии мира). Мы делаем, то, чего не надо бы делать, а чего надо делать, мы не хотим делать.
6) слепота ума (человек не видит своих грехов). Нам сложно исповедываться хотя бы раз в неделю, т.к. не можем "наскребсти" грехов, совершенных за неделю, хотя совершаем их ежедневно. Причина этого слепота ума и "короткая" память на свои грехи, мы их быстренько забываем, но зато очень "длинная" память на грехи ближнего.
7) усиленное развитие самости человека - эгоизма. Упование на свои силы, но не на Божьи. Часто это проявляется в непринятии воли Божьей. Когда мы теряем близких (смерть дорого человека, предательство любимого и т.д.) мы отказываемся смотреть на это, как на промысел Бога. Не задумываемся о том, или отказываемся принять то, что это дано нам Богом нам во благо и не только нам, но и тому, о ком мы страдаем. Вот эти чувства страдания, тоски, уныния, отчаяния, желание вернуть все на свои места - это и есть положение своей воли поперек Божьей, недоверие Богу и Его промыслу.
8) гордыня - мать всех грехов, которая вошла в природу человека с момента его грехопадения. Смертные грехи, дети гордыни: гнев, серебролюбие, зависть/тщеславие, чревоугодие, блуд, уныние/ленность. Все эти грехи нам знакомы не понаслышке.
Мы теперь знаем, как выглядит совершенный человек и как выглядит падший. Но надо понимать, что Бог, создавая человека совершенным, предполагал для человека определенную цель его жизни и назначение человека во Вселенной. Совершенство первочеловека - это не статичное состояние - это тот Образ Божий, образец, данный человеку Богом, для того, чтобы человек все больше и больше возрастал в Богообщении и Богоуподоблении. Поэтому святые отцы различают понятия "образ Божий" и " подобие Божие".
Образ Божий | Подобие Божие |
- это дар Божий каждому человеку, как способность человека отображать Божественные совершенства (разум, воля, любовь, бессмертие, творчество, царствование, свобода, милосердие, и т.д.). - то, что дано Богом, это образец, каким надо быть. - то, что есть у всех, ибо даровано Богом каждому. | - проявление это дара в жизни человека, и та мера, в какой данная способность реализуется. Т.е. то, на сколько человек уподобился Богу. Это реализация этой способности (реализация образа Божьего) в повседневной жизни. - задача, которую нужно выполнить в течении всей своей жизни. Человеческие усилия. - то что не у всех есть, ибо каждый должен прикладывать свои силы и волю для достижения Богоуподобления. |
Таким образом Образ и Подобие - это двуединое понятие, т.е. богообразность - это потенциальное богоподобие, а подобие Божие - это реализовавшийся образ Божий в жизни человека.
Поэтому если коротко сказать о смысле жизни и о цели существования человека, то это будет БОГОУПОДОБЛЕНИЕ - т.е. теснейшее соединение с Богом, причастие Божественному естеству, возрастание в Любви и, как следствие, бесконечное возрастание в Божественной Благодати и блаженстве.