Ранний детский аутизм (РДА). Причины его возникновения. Психодиагностика, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.

Среди видов аномального развития детей с ДЦП чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма.При инфантилизме пси­хическое развитие характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, но преимущественно в эмоционально-волевой. Эмоционально-волевые нарушения и наруше­ния поведения у детей с ДЦПпроявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Более многочисленная их группа, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. ДЦП - это не просто отставание в моторном раз­витии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся нарушением психического развития в целом.

Диагностика детей с ДЦП не вызывает трудностей у медицинских работников. Легкую и среднюю степени тяжести ДЦП часто бывает сложно выявить в первые дни жизни ребенка. Ведущая роль в работе по психодиагностике и психокоррекции принадлежит педагогу-психологу дошкольного учреждения. Обследо­вание ребенка с ДЦП представляет большие трудно­сти, так как физические недостатки, ограниченный запас знаний об окружающем маскируют потенци­альные его возможности. Более надежной остается диагностика, опирающаяся на тщательное наблюде­ние в сочетании с экспериментальным обследовани­ем отдельных психических функций и изучением особенностей приобретения новых знаний и навыков.

Ранняя психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа очень актуальна. Ранний детский аутизм — это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.Неконтактность может проявляться в разных формах по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте).Существуют четыре группы детей с РДА, представля­ющие собой разные ступени взаимодействия с окру­жающей средой и людьми. Для детей 1 -й группыха­рактерны проявления состояния выраженного дис­комфорта и отсутствие социальной активности. Дети 2-й группыисходно более активны и чуть менее ра­нимы в контактах со средой. Детей 3-й группыотли­чает несколько другой способ артистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. У детей 4-й группыаутизм проявляется в повышеннойранимости.

9. Причины сложных нарушений развития. Особенности развития познавательной сферы. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития.Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.

Варианты сложного нарушения:

1)один дефект имеет генетическое, а другой - экзогенное происхождение, и наоборот;

2)оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга;

3)каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо;

4)оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного син­дрома;

5)два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

К экзогенным по происхождению заболевани­ям,приводящим к сложному и даже множественно­му нарушению развития, относятся различные внутриутробно и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известные из таких внутриутробных заболеваний: краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, и др.У некоторых детей все эти пороки развития встречаются одновременно в виде врожденной катаракты обоих глаз, глухоты и врожденного порока сердца.

В последние годы успешно проводится профилактика внутриутробной краснухи, но ЦМВ остается наиболее опасной инфекцией, последствиями которой могут быть врожденные сложные нарушения у детей. При­чинами врожденных нарушений зрения, слуха, умственной отсталости могут стать заболевания матери токсоплазмозом, сифилисом и пр.

Тактильная чувствительность позволяет слепоглухим людям воспринимать предметы только каса­нием и действием с ними в непосредственном кон­такте. У них отмечается необыкновенная тонкость обоняния, которое дает возможность почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и находить в них нужные предметы. Слепоглухие с возрастом способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, узна­вать, что кто-то вошел в комнату, «слушать» рукой звуки музыки, определять ногами направление громких звуков, производимых в доме и на улице, и т.д. Вибрационные ощущения могут стать основой для восприятия и формирования у них устной речи.

Раннее обследование и правильный подбор слухо­вых аппаратов позволяют существенно расширить и развить слуховые возможности слепоглухого ребен­ка. Специальные занятия по развитию зрительного восприятия у слепоглухих детей с остаточным зрени­ем могут научить их правильно пользоваться самыми минимальными остатками зрения для ориентировки в окружающем мире.

Использование педагогического наблюдения при первичном выявлении детей с отклонениями в развитии и работа с родителями. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

Дети группы риска имеют биологическую или социальную предрасположенность к нарушению нормального онтогенеза или его дисфункции. Задачами психолога являются выявление скрытых, «донозологических», слабо выраженных особенностей развития выходящих за рамки индивидуальных вариантов нормативной линии возрастного развития, и создание условий для их последующего преодоления.

Базовым методом является наблюдение.Существуют несколько его видов.

Стандартизированное наблюдениепредусматривает наличие заранее составленного плана. Такое наблюдение обычно проводит педагог-психолог, однако может и воспитатель под руководством педагога-психолога.

Свободное наблюдениене предусматривает спе­циальной подготовки. Обычно оно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Воспитатель наблюдает за детьми на занятиях и во время прогулок, отмечает особенности формирования мо­торных навыков, навыков самообслуживания, личностных качеств, специфику формирования способов обучения, степень сформированности познаватель­ных процессов и умений выполнения различных дей­ствий. Включенное наблюдениеможет проводиться воспитателем и имеет значительную диагностичес­кую ценность. Этот вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. Наблюдение проводится в естественной, повседневной обстановке, при этом ребенок не дол­жен знать о нем.

Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию не­правильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Она может проводиться в виде тематических семинаров для родителей, совместных вечеров вместе с детьми. Главная ее цель - обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.

Следующие компоненты эффективного общенияродителей с детьми являются необходимыми.Контакт глаз.Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Физический контакт.Речь идет о любом физи­ческом контакте: прикосновении к руке ребенка, по­глаживании по голове, легком объятии и т.п. В каж­додневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Пристальное внимание.Ребенок должен чувст­вовать неподдельный интерес к нему со стороны ро­дителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент. Дисциплина.Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обяза­тельства. Семейное воспитание(воспитание детей в семье) — общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей.

Наши рекомендации