Роль учителя в развитии внимания учеников 1-го года обучения.

Главная обязанность учителя научить детей внимательно решать учебные задачи.

Учитель должен развивать как произвольное, так и непроизвольное внимание – соблюдать золотую середину. Учебная деятельность должна быть непременно занимательной, но не лишенной усилий воли, она должна нести характер серьезного труда.

У. Д. Ушинский отмечает, что главная цель развития внимания заключается в том, чтобы сделать учащихся внимательными к серьезным и нравственным интересам жизни и выделяет несколько средств развития внимания у детей:

1. Усиление впечатления, как прямо (возвышая голос, выделяя слова), так и не прямо (удаляя впечатления);

2. Прямое требование внимания. Частое обращение к учащимся – самое лучшее средство. Чтобы удержать внимание на предмете учения учеников нужно заставлять выполнять действия по принятой команде, например, встать, сесть, развернуть книги и т.д. Это дает детям привычку быть внимательными к словам учителя. Учителю полезно сначала задать вопрос, а чуть позже назвать имя отвечающего. Таким образом, все учащиеся приготовятся к ответу.

3. Меры против рассеянности. Совершать действия по устранению физических причин (проветривание комнаты, выполнение физкультминуток и проч.) и нравственных причин (смена видов деятельности, яркость и эмоциональность речи учителя);

4. Занимательность преподавания. Учителю необходимо использовать внешние и внутренние средства. Внешняя занимательность – игра во внимание, соперничество в памяти и находчивости. Внутренняя занимательность – информация должна быть новой, дополнять и развивать, а также возбуждать и нести удовлетворение.

Ф. Бенеке справедливо замечает, что очень вредно, если учитель лично оскорбляется невниманием ученика и вследствие этого начинает осыпать его упреками, трактовать как человека, неспособного к учению, ни к чему высокому и т.д. Ученик чувствует, что это несправедливо и раздражается против учителя, ученье становится ему противным. (Erz. und Unterr., I B., S. 217, параграф 52)

Базой исследования является МБОУ СОШ №140 г. Нижнего Новгорода. В эксперименте принимали участие ученики второго класса, в количестве двадцати человек. Сроки проведения эксперимента со 2 по 21 февраль 2015 года.

Цельюисследования является определения влияния использования метода проекта на познавательный интерес младших школьников.

Гипотеза: применение метода проектов повышает познавательный интерес младших школьников.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что в Федеральном образовательном стандарте второго поколения ставится упор на использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Эта проблема решается через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

- учет возрастных особенностей младших школьников - проектная методика не только даёт возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся;

- принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;

- принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в различных источниках информации;

- принцип связи обучения с практикой;

- принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения;

- принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала;

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами.

Для исследования уровня развития познавательного интереса на этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование (Приложение1) «Познавательная активность младшего школьника» А. А. Горчинской.

По результатам констатирующего эксперимента Диаграмма 1 наглядно иллюстрирует общий результат исследования познавательной активности во втором классе.

Роль учителя в развитии внимания учеников 1-го года обучения. - student2.ru

Диаграмма 1. - Степень выраженности познавательной активности школьников 2 класса.

Таблица 2

Распределение учащихся по уровням выраженной познавательной активности в констатирующем эксперименте

Высокий Средний Низкий
абс. В % абс. В % абс. В %

Изучив школьные УМК, методическую литературу и проанализировав уроки в школе, можно сделать вывод, что относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранный язык, информатика, изо, технология.

Оглавление

1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. — 1950

2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

3. П. Я. Гальперин. К ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ. Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 169

4. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. - №3 – С. 121 – 128.

Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). [8, с. 134]

Предполагается, что первый этап концентрации внимания осуществляется уже на уровне органов чувств. Исключительно яркий пример перцептивной концентрации - зрительное внимание. Известно, что наиболее важным местом сетчатой оболочки глаза является желтое пятно, в середине которого находится центральная ямка (фовевальный центр). Это место наиболее ясного, отчетливого видения. Раздражители, которые попадают на периферию сетчатки, воспринимаются менее ясно и отчетливо, а иногда и вовсе не воспринимаются. Ограниченность фовевальной части позволяет при одной фиксации ясно и отчетливо воспринимать лишь наибольшее число объектов. Направить внимание на визуально воспринимаемый объект - значит прежде всего фиксировать его. Вместе с тем в специальных исследованиях было показано, что фиксация взгляда и направленность внимания могут не совпадать. Избирательная концентрация внимания предполагает, таким образом, наличие процессов в центральных отделах мозга.

«Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит; следовательно, этой двери не может не миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего ученья» (VI, 291) (К.Д.Ушинский. Собр. сочинен., в 10 т. М.-Л., 1952, с.182) http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t10_1950/go,406;fs,0/

«Развить в ученике внимание к научным предметам — значит проложить ему широкую и легкую дорогу к учению» (II, 217) (К.Д.Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф.Шабаевой. – М. «Педагогика», 1974)

Внимание, указывает Ф.И. Гоноболин, [7, С.7-9] обеспечивает:

во-первых, чёткое и яркое восприятие учебного материала; во-вторых, более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок.

Ф.Н. Гоноболин [7, С. 5] указывает, что внимание можно образно сравнить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, обозначающую центр двух концентрических кругов, то меньший круг видим значительно яснее, чем окружающую его часть большого круга. Малый круг наглядно изображает зону внимания.

Внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, эмоциям, мышлению. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно воспринимать, внимательно думать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления невозможно.

https://uchil.net/?cm=40512 игры на внимание

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что внимания определяется как психический когнитивный процесс, обеспечивающий направленность деятельности субъекта в конкретный момент времени на конкретный объект внешнего мира.

Наши рекомендации