По совершенствованию изучения
Социальной психологии
С учетом культуры
Майкл Харрис Бонд и Джеймс Т. Тедеши
Социальная психология обеспечила кросс-культурным исследованиям и теориям естественную нишу, которая в последние десятилетия способствовала их процветанию. Без сомнения, это произошло благодаря тому, что изучение социального поведения тесно связано с исследованием культурных факторов. Таким образом, изучение вопросов и процессов социально-психологического характера было и продолжает оставаться в центре внимания кросс-культурной литературы (хотя, разумеется, наблюдается расцвет кросс-культурных исследований и в других областях психологии, о чем свидетельствуют остальные главы этой книги).
И все же, как отмечают Бонд и Тедеши в начале главы, специалисты по социальной психологии, обращаясь к проблемам, связанным с культурой, часто впадают в отчаяние, видя, сколь сложно они разрешимы. Это объясняется тем, что культура оказывает чрезвычайно глубокое влияние на социальные процессы, и часто очень трудно учесть все факторы, влияющие на социальное поведение. Это отчаяние имеет место еще и потому, что создание подлинно универсальных теорий, учитывающих культурные переменные, которыми можно объяснить различия в поведении, в данной области еще впереди. Поэтому лишь когда будут разработаны такие модели и проведены «научно аргументированные и теоретически достоверные исследования социальных проблем», специалисты по социальной психологии, занимающиеся культурой, смогут испытать удовлетворение от разрешения интересующих их вопросов.
В главе, которая открывает часть книги, посвященную социальному поведению, Бонд и Тедеши высказывают свое мнение о том, как можно достичь поставленной выше цели. Они показывают, какой должна стать теория и практика кросс-культурных исследований социальной психологии. Авторы конкретизируют понятие культуры, заменяя часто встречающееся глобальное, абстрактное
представление о ней конкретными, материальными, поддающимися оценке психологическими (и иными) характеристиками (которые определены как контекстные переменные).Такой подход заставляет теоретиков задуматься о том, как и почему культура вызывает появление различий. Ответ на этот вопрос позволит исследователям от предположений о возможных различиях в выборках, представляющих разные культуры, перейти к выявлению степени влияния отдельных культурных переменных на вариативность данных. Хотя такой подход, по сути, и не нов, до сих пор в данной области он не использовался в полной мере, поэтому Бонд и Тедеши не без оснований полагают, что именно такой методике построения теорий и проведения исследований следует уделять основное внимание в будущем.
Взгляды Бонда и Тедеши становятся нагляднее и яснее благодаря их обзору кросс-культурных исследований агрессии. Первые обращения к этой теме, в том числе и работы авторов настоящей главы, ограничивались простыми кросс-культурными сравнениями, не включая контекстных переменных, расшифровывающих понятие культуры. Хотя и сами по себе эти данные были интересны и наводили на размышления, такие виды исследований, по мнению Бонда и Тедеши, еще не представляли собой полноценной социальной науки. Перед будущими исследованиями стоит задача выявления и интерпретации переменных, вызывающих культурные различия, оценки их самих и того, в какой мере они влияют на культурные вариации,
Несмотря на то что идея такого подхода достаточно проста, воплотить ее в жизнь совсем не легко. Бонд и Тедеши упоминают огромное количество концептуальных трудностей и ловушек, которые осложняют оценку контекстных переменных. Так, рассматривая культурные различия в социальном поведении, приходится учитывать множество переменных, не имеющих отношения к психологии, в том числе погоду, климат, географическое расположение, политическую систему, уровень социально-экономического развития и т. д. Кроме того, необходимо принимать во внимание, как ценностные ориентации общества влияют на психологию индивида, что может еще больше усложнить задачу исследователя.
Хотя подход, сторонниками которого являются Бонд и Тедеши, достаточно сложно реализовать, его можно считать подлинным переворотом во взглядах на кросс-культурные исследования социального поведения. Он делает реальной возможность разработки универсальных теорий социальных процессов и проведения «научно аргументированных и теоретически достоверных исследований социальных проблем», о которых авторы говорят во введении. Доводы в пользу изменения подхода к планированию исследований и методики их проведения с целью создания достоверных в панкультурном масштабе теорий социального поведения звучат в унисон с основной идеей этой книги.
Полководец, который побеждает, еще до сражения в храме предков много часов посвящает расчетам будущего сражения. Полководец, который будет разбит в сражении, немного времени уделяет расчетам. Поэтому мне заранее понятно, кто будет разбит, а кто победит в сражении.
Сунь Цэы. Искусство войны, глава 1, стих 26
Влияние культуры на поведение — тема поистине захватывающая, потому что культура представляет собой невероятно широкий, сложный и разнообразный по формам проявления феномен. Она не может никому наскучить, однако можно впасть в отчаяние, видя сколь трудно «закрыть» любую проблему, связанную с культурой. Это часто происходит со специалистами по социальной психологии. Лично мы успокоимся только тогда, когда будут разработаны и воплощены в жизнь универсальные теории, использующие культурные переменные для интерпретации различий в социальном поведении. Будет еще лучше, если дисциплина, которой мы занимаемся, даст возможность проведения научно аргументированных и теоретически достоверных исследований социальных проблем. Мы хотим добыть нефрит, а не кварц, и отполировать его, превратив в сияющий драгоценный камень.
В этой главе изложено наше сегодняшнее представление о том, какие модели помогут выявить связь культуры и поведения и каким образом осуществить разработку моделей, которые могли бы убедить сторонников традиционной социальной психологии. Мы видим, что они порой воспринимают усилия специалистов по кросс-культурной психологии как причуды дилетантов, дерзкие и забавные, и в то же время неупорядоченные и лишенные чувства реальности. Однако мы полагаем, что, приложив определенные усилия и обратившись к проблемам, о которых пойдет речь дальше, психологи, занимающиеся культурой, могли бы создать себе иную, не столь сомнительную (хотя и оправданно) репутацию.
Мы пытаемся решить вопрос о том, как объяснить кросс-культурные различия с помощью социально-психологических теорий. Основой для представления нашего подхода является современная теория агрессии (Tedeschi, 1983; Tedeschi & Felson, 1994), которая служит примером такой интеграции. Тема агрессии (Tedeschi & Bond, 2001) имеет высокую социальную значимость и вобрала в себя все проблемы, связанные с развивающейся областью, изучающей взаимосвязь культуры и социального поведения. И наконец, мы размышляем о попытках выявления психологических составляющих культурных различий в социальном поведении и возможных результатах такой работы.