Программа психологической коррекционно-развивающей работы

Коррекция детско-родительских отношений

Данная программа апробирована Конаныхиной (http://do.gendocs.ru/docs/index-149778.html) на детях в возрасте 7-10 лет и никоим образом не подходит для работы с конкретным подростком. Очень уместно правило «Нельзя брать песок в рот»

Есть много возможностей проведения работы в рамках детско-родительских отношениях. Найдите их с учетом возрастных особенностей героини.

Цель программы – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.

Основные задачи программы:

  • Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
  • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
  • Помощь родителям в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;

Психологические проблемы диады родитель-ребенок не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того чтобы снять эти проблемы и особенно предупредить возможность их возвращения, необходима совместная психокоррекционная работа как с родителями, так и с детьми.

На разных этапах оказания консультативной и проведении коррекционно-развивающей работы педагоги-психологи использовали различные методы и приемы. В настоящее время все большую популярность приобретает такое направление работы, как песочная психотерапия (SandplayTherapy). Особой формой этой работы является игровая песочная терапия.

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.

Благодаря своей неструктурированности песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.

Преимущества песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.

Программа рассчитана на 8 совместных занятий детей с родителями. Длительность каждого занятия составляет 35 - 40 минут.

Пример одного из занятий:

Занятие №1

Цель - исследовать структуру взаимоотношений родителя и ребенка.

Задачи:

• Установление контакта и доверия с мамой и ребенком.

• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

• Умение взаимодействовать в пространстве другого.

• Снижение психофизического напряжения.

• Знакомство с правилами поведения при работе с песочницей.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек.

Ход занятия

I. Вводная часть

Знакомство родителя и ребенка с песочницей. «Посмотрите, наша песочница наполовину заполнена песком, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем? Действительно, дно символизирует воду.

Знакомство с миниатюрными игрушками. «Посмотрите - здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете рассмотреть их, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

При работе с песочницей существуют некоторые правила:

• Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

• Нельзя брать его в рот.

• После игры нужно убрать все игрушки на свои места.

• После игры в песке нужно помыть руки.

Давайте с вами познакомимся с песком.

Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).

- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем затыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).

- Теперь давайте возьмем песок крепко-крепко за руки, потихонечку опустите его (песок берется в кулачки и высыпается в песочницу).

- А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.

II. Основная часть

Выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. А теперь расскажите каждый о своем животном.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вам каждому нужно будет занять какое-то место в песочнице. Возьмите своего животного и создайте ему дом, жилище, обустройте ему пространство.

После того, как жилища обустроены, психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (проводится игра «Животные, которые ходят друг к другу в гости»).

После того, как игра завершится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком.

III. Заключительная часть

- Понравилась ли вам игра?

- Что запомнилось больше всего?

- Понравилось ли ходить, принимать в гости?

Наркомания

Тренинговая программа "Профилактика табакокурения,
алкоголизма и наркомании"

http://vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/1401-programma-soczialno-psixologicheskoj-adaptaczii?showall=1#2 отсюда вы взяли эту часть работы. Даже не потрудившись посмотреть другие источники.

Цель ―пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

· Осведомить подростков о вреде психоактивных и наркотических веществ на организм;

· Выработать интерес у обучающихся к здоровому образу жизни.

На современном этапе развития общества вполне очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально психологическую ситуацию в связи с личностным становлением. Разрушены прежние, во многом устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка же новых происходит подчас хаотично и бессистемно. На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения всё большую остроту приобретает их приобщение к употреблению наркотических средств, что весьма часто рассматривается как один из вариантов решения личностных психологических проблем.
В отечественной литературе работы по проблемам наркомании стали появляться относительно недавно, в середине 70-х годов. Их можно условно разделить на научно-клинические исследования (Александров А.Н. "Употребление наркотиков при психопатологии и акцентуациях личности", Личко А.Е. "Подростковая психиатрия"); научно-публицистические и научно-статистические издания, которые стали появляться в середине 80-х годов (Бабаян Э., Гонопольский В, "Наркология", Рощин А.Н. "Путь в бездну" и т.д.).
В работе того времени акцент в борьбе ставился на пропаганду здорового образа жизни, лечение наркомании и уголовную ответственность за употребление наркотиков. И лишь в середине 90-х годов пришло понимание того, что беседами, лекциями, запугиваниями невозможно прекратить или хотя бы приостановить рост наркомании. Необходимо, чтобы информация о последствиях употребления наркотических веществ была не просто прослушана, а интериоризирована во внутреннюю систему ценностей, чтобы при каждом "опасном случае" в голове подростка четко вырисовывались последствия каждого выбора.
Опираясь именно на этот подход, нами была разработана тренинговая программа "Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании" для учащихся 7 - 8 классов, рассчитанная на 3 занятия по 1,5 - 2 часа каждое. Вашему вниманию мы предлагаем план-конспект третьего занятия по профилактике наркомании.
План занятия.
I. Введение. Разминка. Ожидания участников. (Продолжительность 15 мин.)
- Представление темы занятия.
- Разминка.
Разминка проводится с целью снятия напряжения среди участников, создания рабочей атмосферы. Для этого проводится Упражнение "Черные шнурки". Все участники рассаживаются по кругу. Ведущий, находясь в центре круга, предлагает поменяться местами тем, у кого черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим (стульев в кругу должно быть меньше чем участников, на один стул).
- Ожидания участников группы.
Ведущий интересуется ожиданиями участников от занятия. Он проводит опрос и фиксирует ответы ребят.
II. Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы. (Продолжительность 25 мин.)
- Эта часть занятия начинается с упражнения "Ассоциации". На листе бумаги вертикально пишется слово "Наркотик" и участникам предлагается написать к каждой букве этого слова свою ассоциацию.
- Проведение мини-опроса. Цель: выявления уровня информированности детей по следующим вопросам:
1) что такое наркотики?
2) какие вещества относятся к наркотическим?
3) как вы думаете, зачем некоторые люди употребляют наркотики?
4) как вы считаете, легко ли прекратить употреблять наркотики?
III. Информационный блок. (Продолжительность 30 мин.)
В информационном блоке используются разные формы работы:
- рассказ о различных исторических фактах (первые упоминания о наркотических веществах, археологические и мифологические сведения, первые применения в медицине и т.п.), о видах наркотиков, о механизмах действия наркотиков, о последствиях употребления наркотиков;
- демонстрация тематических буклетов, журналов;
- зачитывание отрывков из книг;
- беседа с использование техники "Чистый экран".
Техника "Чистый экран" Давайте представим себе:
Родился ребенок (рисуем на ватмане маленького человечка).
Он идет в детский сад (рисуем маленький домик, подписываем его, перед входом рисуем человечка побольше).
Теперь он подрос и идет в школу (рисуем и подписываем здание школы).
Зачастую, именно в период школьного обучения, происходит следующая ситуация:
- Наш человечек возвращается из школы или просто гуляет (рисуем идущего из школы человечка. Перед ним две дороги. Первая плавно поднимается вверх (голубого или зеленого цвета). Вторая - плавно опускается вниз (черного цвета).
- На второй дороге в самом начале рисуется бездонная яма, в которой находится человечки, протягивающие вверх руки.
- Компания (люди в яме) предлагает нашему герою: "Хочешь попробовать? Давай с нами, знаешь, какой кайф! Все проблемы сразу исчезают. Ты что, лох что ли?"
Теперь перед нашим героем стоит выбор. Какой? (Вопрос адресован к участникам.)
Давайте рассмотрим оба варианта выбора. Итак, наш герой решил попробовать предложенный наркотик (рисуем человечка, прыгающего в яму). Что происходит с ним на этой дорожке?
Зачастую, при первой пробе наркотика человек не испытывает ничего необычного, либо наоборот, первые дозы вызывают наиболее яркий кайф… На этом этапе проще всего отказаться от наркотика (рисуем дорожку, ведущую вверх, к голубой дороге).
Наш герой продолжает принимать наркотик, но получает уже меньше кайфа. Для того, чтобы получать желаемые ощущения нужно либо увеличить дозу, либо принимать другой, более сильный наркотик.
Но теперь "друзья" не дают наркотик просто так, а хотят за него деньги.. Но и затем, наркотик не дает кайфа, а только позволяет человеку чувствовать себя нормально.
Что же происходит с человеком, что он не может остановиться? Унижается, ворует, подсаживает других на наркотик, лишь бы заработать себе на дозу?
На свободном месте рисуется схема. Представьте себе, человек идет по улице, очень жарко, а по близости нет ни ларька, ни магазина, где бы он мог купить воды.
Вопрос к участникам: "Что он чувствует сейчас? Приятные или неприятные ощущения?" В левой стороне пишется "жажда" с минусом сверху. Но вот он видит на улице колонку с водой, напивается воды. Вопрос: "Что он чувствует?" Напротив слова "жажда" пишем - "удовольствие".
Так уж устроено природой, что человек, испытывая хорошие ощущения, одновременно приносит и организму пользу (утоление голода, жажды полезно для организма), и не может без этих действий существовать.
Что же происходит с организмом, когда человек принимает наркотик? Дело в том, что в мозгу человека присутствуют в малых дозах вещества сходные по составу с наркотическими, и когда к этому малому количеству присоединяется большее количество наркотика, происходит "взрыв" ощущений.
Таким образом, наркотик одевает "маску" полезного вещества, неся на самом деле вред организму.
Со временем организм настолько привыкает к наркотику, что при малейшем перерыве в приеме он начинает "требовать" следующую, большую дозу.
Продолжаем рисовать на первом рисунке. Изображаем больного человечка. Если организм не получает дозу наркотика, то начинаются так называемые "ломки".
С этого момента человек осознает, что он стал рабом наркотика, а часто и человека, у которого он получает наркотик
Если человек продолжает употреблять наркотики, то он неизбежно погибает. Смерть может наступить в результате передозировки, несчастного случая в состоянии опьянения, самоубийств в состоянии опьянения, очень часто наркоманы заражаются ВИЧ, переходящим в СПИД. Либо сам организм изнашивается настолько, что не в состоянии жить.
Но ведь есть и второй выбор, вторая дорога (возвращаемся на "распутье"). Человечек обходит яму (рисуем соответствующий рисунок). Он оканчивает школу, имеет возможность радоваться солнечному дню, первому снегопаду, он может вдыхать морозный воздух, переживать первую влюбленность, создавать свою семью, воспитывать своих детей (во время перечислений делать соответствующие зарисовки на голубой дороге). Можно дать участникам самим "рисовать" события на голубой дороге.
Теперь, ребята, вы знаете, что ожидает человека за каждым выбором. Только вы сами можете принимать решения в своей жизни. Но, принимая то или иное решение, помните о двух дорогах.
Сделать надписи в правой верхней части рисунка "Жизнь без наркотиков" и в правой нижней части рисунка "Существование с наркотиками".
IV. Приобретение практических навыков. (Продолжительность 30 мин.)
- Упражнение "Ассоциации". На обратной стороне отложенных листов на то же слово "наркотики" пишутся ассоциации. Обратить внимание, изменились ли первоначальные ассоциации.
- Создание ролика антирекламы.
Участники разбиваются на две команды. Ведущий дает инструкцию: представьте, что вам представилась возможность рассказать или показать информацию о вреде наркотиков по телевидению. Вам выделили 5 минут рекламного времени. Вы должны создать пятиминутный видеоролик. Можно использовать подручные материалы - бумагу, маркеры, ватман, скотч и т.д.
V. Завершение работы. (Продолжительность 10 мин.)
- Заполняется "Листок впечатлений". Участники в свободной форме записывают свои впечатления о программе.
- Подведение итогов занятия, обсуждение полезности и новизны полученных знаний. Прощание с участниками программы.

САМОАНАЛИЗ

Составить данный проект мне было тяжело, так как я выбрала сложный фильм, в котором была проблема не только детско-родительских отношений, но и наркомании, что актуально в наше время среди молодежи.

В целом, мне понравился фильм «Девочка», потому что было интересно наблюдать за жизнью героини, в которой были не только сплошные проблемы, но и любовь, дружба и счастье.

Достаточно прочитать самоанализ, чтобы понять степень включённости автора в проделанную работу.(((

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.

2. Млодик И. Современные дети и их несовременные родители. Издательство: «Генезис». 2013 г.

3. Позднякова М.Е. Наркотики «новой волны» как фактор изменения наркоситуации в России // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 2.

4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.

5. Кулганов, В. А. Превентология. Профилактика социальных отклонений / В. Кулганов, В. Белов, Ю. Парфенов. - Санкт-Петербург : Питер, 2014.

Наши рекомендации