Тема 9. КОЛЛЕКТИВ. ГРУППА. ОБЩЕНИЕ
Основные вопросы
1. Понятия группы и коллектива. Классификация групп.
2. Лидерство: природа, стили и функции.
3. Функции и структура общения.
4. Межличностные отношения в группах и коллективах.
Основные термины и понятия
Социализация; лидерство; социальные нормы; конфликты ролевые и межличностные; конформизм; суггестия; коммуникация; интеракция; перцепция; вербальное и невербальное общение.
Вопросы и задания для самоконтроля
1) Какие условия способствуют формированию социальных групп?
2) Как проявляются межличностные отношения в группе?
3) Какие психологические характеристики присущи группе?
4) В чем отличие общения человека от общения животных?
5) Стили руководства какие бывают и какие из них эффективнее?
Темы рефератов и докладов
1) История и современные теории лидерства.
2) Феноменология лидерства.
3) Общение и развитие человека как личности.
4) Техника и приемы общения на разных его этапах.
5) Вербальное и невербальное общение.
6) Общение и деятельность.
Методические рекомендации
Важнейшая проблема, подлежащая изучению,- взаимоотношение группы, коллектива и личности. Здесь можно наметить два аспекта: влияние группы, коллектива на личность; влияние личности на группу, коллектив. Первый из указанных аспектов реализуется в нескольких направлениях. Во-первых, группа, коллектив осуществляют функцию организатора. Группа ”подчиняет” себе деятельность личности и направляет ее на достижение коллективных целей. Во-вторых, коллектив, группа выполняют воспитательные функции. Под воздействием группы изменяется поведение человека, перестраиваются важные черты его внутреннего облика, возникают новые формы общения с людьми.
Психология изучает разнообразные по содержанию и организации группы и коллективы, вычленяет их специфику, находит общее, например: учебно-воспитательные коллективы, группы и коллективы спортсменов, группы школьников по месту жительства, воинские, театральные и др. При этом изучается положение и роль личности, ее общение и взаимоотношения в данных социальных общностях.
Общение – это взаимодействие индивидов в процессе совершается обмен информацией, достигается взаимопонимание, происходит взаимовлияние, вырабатывается определенная позиция друг к другу. В общение могут вступать личности, общности. В любом случае оно носит социальный характер, поскольку общность (группа, коллектив) и личность не могут быть совершенно изолированы от других общностей и личностей. Общественные отношения, так или иначе, накладывают печать на содержание, формы общения.
Выделяют следующие характеристики общения:
1. Ориентация общения. Ориентация может быть общественно и лично направленной. В первом случае мотивы и весь комплекс, составляющие общение, подчинены общественным целям и задачам. Это относится как к группе, коллективу, так и к отдельному индивиду. Во втором – вся структура акта общения подчинена личным мотивам и целям. Содержанием общения может преимущественно выступать результат.
2. Психологическая оснащенность общения. Сюда следует отнести речь, чувства, эмоции, мимику, пантомиму, действия, движения, некоторые модальности ощущений. Речь несет главную нагрузку в общении, поскольку в ней закреплено содержание общения, она выполняет функцию выражения чувств, воздействия. При всей значимости речи нельзя отбрасывать остальные средства и формы общения. В некоторых случаях речь оказывается ненужной и даже излишней в контактировании.
3. Степень опосредствования общения. Контактирующие стороны могут общаться непосредственно лицом к лицу, но могут вклиниваться промежуточные звенья. Ими оказываются другие люди, механизмы (телефон, телевидение, радио, интернет), предметы несущие информационную или эмоциональную нагрузку.
При изучении данной темы необходимо усвоить теоретическое содержание основных проблем, ознакомиться с методикой, используемой для изучения межличностных отношений в группах, коллективах, увидеть практическую значимость изучения общения и межличностных отношений.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – 324 с.
2. Батаршев А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2001. – 240 с.
3. Джемс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальупражнениями. – М.: Прогресс – Универс, 1993. – 336 с.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл: Academia, 1996. – 192 с.
5. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – Санкт-Петербург – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. –69 с.
6. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. – Ижевск: Удм. ун-т, 1996. – 320 с.
7. Кутасов Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. – М.: МПА, 1994. – 222 с.
8. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.
9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. – М.: Мир, 1993. – 240 с.
10. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! – М.: Знание, 1986. – 272 с.
11. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.
12. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Роспедагентство, 1996. – 637 с.
13. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.
14. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб: Михайлов В.А., 1999. – 288 с.