Основные характеристики моделей управления персоналом

Критерий Модель «человеческий капитал» Модель «рынок труда»
Отношение к работнику Человек, достойный уважения Фактор производства
Условия наема Пожизненный (долгосрочный) Контракт без обязательств по обеспечению занятости
Критерий отбора Готовность принять нормы фирмы, способность к коллективной работе Соответствие конкретной работе
Характер обучения Непрерывное обучение (расходы на обучение как инвестиции) Обучение в случае необходимости, в основном за счет работника (расходы на обучение как издержки)
Схема продвижения Неспециализированная Узкоспециализированная
Вознаграждение Материальное и нематериальное, в т.ч. за счет привлечения к управлению Материальное, в основном за индивидуальные достижения
Модель взаимодействия команда Вынужденное подчинение
Методы управления персоналом
административные   экономические   социально-психологические
Правовое регулирование   Финансирование   Создание творческой атмосферы
Формирование структуры органов управления   Экономическое стимулирование   Участие работников в управлении
Издание приказов, указаний и распоряжений   Страхование   Социальное и моральное стимулирование
Инструктирование   Оплата труда   Создание нормального психологического климата
Подбор, отбор и расстановка кадров   Налогообложение   Установление социальных норм поведения
Утверждение методик и рекомендаций   Экономические нормы и нормативы   Удовлетворение духовных потребностей
Разработка положений, инструкций, регламентов   Технико-экономический анализ и обоснование   Социально-психологический анализ
Утверждение административных норм и нормативов   Материальные санкции и поощрения   Моральные санкции и поощрения

Аксиомы управления персоналом (4):

1. любая проблема предприятия – это проблема управления человеческими ресурсами;

2. персонал предприятия – это не только работники, но также его бывшие и будущие сотрудники;

3. работник и работодатель – равные партнеры, имеющие свои цели;

4. понимание и сближение целей работодателя и работника – кратчайший путь к повышению эффективности работы предприятия;

5. эффективное управление предприятием зависит от того, на каком этапе жизненного цикла находится организация и на каком этапе карьеры и жизни находится работник. Менеджеры по персоналу – это линейные менеджеры;

6. специалисты кадровых служб – это эксперты в области управления людьми;

7. любая проблема управления человеческими ресурсами – это общая проблема для линейных и кадровых менеджеров.


Руководитель организации
Функции УП – основные         Функции УП – дополнительные
Зам. по персоналу   Заместители по различным направлениям (финансовый, коммерческий директор и т.п.)
       
Специалисты подразделений по УП (ООТиЗ, ОТиТБ, ОК, отдел мотивации персонала и т.п.)   Руководители функциональных подразделений Руководители линейных подразделений
       
Специалисты по УП (юристы, психологи и т.п.)        
       
Персонал организации  

Рис. 5. Субъекты и объект системы управления персоналом

Задачи кадровых служб

Наши рекомендации