Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Таким образом, психология представляет собой разветвлен­ную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

3. Методы научных исследований— это приемы и средства по­лучения учеными достоверных сведений, которые затем исполь­зуются для построения научных теорий и разработки рекоменда­ций для практической деятельности.

Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность— это такое качество метода, которое свидетель­ствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность— свидетельство того, что при многократном при­менении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразде­ляются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогатель­ные — опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

Наблюдение— это метод, с помощью которого познаются ин­дивидуальные особенности психики посредством изучения

поведения человека. Может быть внешним и внутренним (само­наблюдение).

Черты внешнего наблюдения

1. Планомерность и систематичность проведения.

2. Целенаправленный характер.

3. Длительность наблюдения.

4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодиро­вания и т. п.

Виды внешнего наблюдения

1. Структуированное (имеется подробная пошаговая програм­ма наблюдения) — неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).

2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) — вы­борочное (регистрируются лишь отдельные реакции).

3. Включенное (исследователь выступает как член группы,
в которой осуществляется наблюдение) — невключенное (иссле­
дователь выступает как сторонний наблюдатель).

Эксперимент— метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство про­является и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента

1. Лабораторный— проводится в специально оборудованных
помещениях, часто с использованием специальной техники.

Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал. Трудности лабораторного эксперимента:

1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реак­ции испытуемых;

2) фигура экспериментатора способна вызывать либо жела­ние угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и дру­гое искажает результаты;

3) пока еще не все явления психики могут быть смоделирова­ны в условиях эксперимента.

2. Естественный эксперимент— искусственная ситуация
создается в естественных условиях. Впервые был предложен
А. Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памя­
ти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит
«сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд
слов.

Опросы— вспомогательные методы исследования, содержа­щие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требо­ваниям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми крат­кий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

Беседа— метод опроса, при котором и исследователь, и ис­пытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

Анкетирование— метод, благодаря которому можно оператив­но получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

Виды анкет:

1) индивидуальные — коллективные;

2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкети­руемого) — заочные;

3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) —
закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых
надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).
Интервью— метод, осуществляемый в процессе непосред­
ственного общения, ответы даются в устной форме.

Виды интервью:

1) стандартизированное — все вопросы сформулированы за­ранее;

2) нестандартизированное — вопросы формулируются ходе интервьюирования;

3) полустандартизированное — часть вопросов сформулиро­
вана заранее, а часть возникает в процессе интервью.
При составлении вопросов следует помнить, что первые во­
просы должны дополняться последующими.

Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать кос­венные.

Социометрия— метод, благодаря которому изучаются со­циальные отношения в группах. Позволяет определить положе­ние человека в группе, предполагает выбор партнера по сов­местной деятельности.

Анализ процесса и продуктов деятельности— изучаются про­дукты человеческой деятельности, на основании которых делают­ся выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

Близнецовый методиспользуется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического раз­вития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитан­ных в различных жизненных условиях.

Тесты— стандартизированная психологическая методика, предназначение которой — дать количественную оценку изуча­емого психологического качества.

Классификация тестов

1. Тест-опросник — тест-задание.

2. Аналитические (изучают одно психическое явление, напри­мер, произвольность внимания) — синтетические (изучают сово­купность психических явлений, например, тест Кеттелла позво­ляет дать заключение о 16 качествах личности).

3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессио­нального соответствия);

3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о каче­ствах человека судят по тому, как он воспринимает и оценива­ет предлагаемую ему ситуацию).

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор опреде­ляется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

Наши рекомендации