Дополнительные особенности рисунков
ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ
а) Штриховые линии — тревожность как черта личности.
б) Множественные линии— тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
в) Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной (27) — стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
г) Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку— импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность
д) Линии, не доведенные до конца— астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).
е) Искажение формы линий— органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
РАЗМЕР РИСУНКОВ
а) Увеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность.
б) Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте—ТРЕВОЖНОСТЬ
в) Размер рисунков сильно варьирует — эмоциональная лабильность.
РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ
а) Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу— иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям.
б) Смещен вниз, расположен в нижней половине листа— иногда снижение самооценки.
в) Смещен вбок— иногда органическое поражение мозга.
г) Выходит за край листа— импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние.
д) Помещен в углу листа— иногда депрессия или субдепрессия.
ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ
а) Большое количество разнообразных деталей— демонстративность; живое воображение, творческая направленность.
б) Повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей— ригидность; тревожность; иногда перфекционизм; эпилептоидная акцентуация; органическое поражение мозга.
в) Малое количество деталей, схематичность, в отношении к возрастной норме — астения; импульсивность; низкая эмоциональность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития.
г) Небрежность, в отношении к возрастной норме— импульсивность; низкая мотивация; иногда органическое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию.
д) Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют— эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам:
1. увеличение числа и разнообразия деталей — положительное отношение;
2. увеличение числа однообразных деталей — напряженное отношение;
3. бедность деталей, схематичность, небрежность — отрицательное отношение.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ
а) Стирание и исправление линий -тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.
б) Штриховка рисунка простым карандашом- тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию;
в) Размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка— острая тревога; импульсивность;
г) Особо тщательная штриховка— тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм;
д) Штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части - эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.
е) Отклонение от вертикали— органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития.
ж) Нарушения симметрии — органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние.
з) Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур— интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
и) Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист— импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста).
к) Грубое искажение формы и/или пропорций — интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ
а) Головоног - задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда умственная отсталость.
б) Схематический - руки и ноги изображены одинарной линией—формальное отношение к заданию; негативизм; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.
в) Схематический - одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной— до шести с половиной лет соответствует норме; позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.
г) Схематический - руки и ноги изображены двойной линией— до восьмилетнего возраста соответствует норме; позднее — формальное отношение к заданию; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.
д) Промежуточный между схематическим и пластическим — до подросткового возраста соответствует норме; позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга.
е) Карикатурный— демонстративность, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью; желание «закрыться» от проверяющего.