Часть первая. «Весенние работы». 4 страница

На логопедических занятиях родители знакомятся с упраж­нениями для мышечной релаксации, а дома с детьми повторяют их. Кроме того, чтобы заикающиеся лучше расслаблялись, логопед рекомендует для домашних занятий подбирать новые

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru игровые приемы, новые образные сравнения. Понимание инте­ресов своего ребенка подскажет родителям, какие образы более им доступны.

Так, после чтения сказки В. Сутеева «Под грибом» попросите ребенка показать, как опустились и расслабились крылышки у воробья. (Ребенок свободно опускает руки вдоль туловища.) Потом вы ему говорите, что руки его полностью расслабились. И он, как воробушек, отдохнет, крылья поднимет и улетит. (Ребенок показывает.) Вы заключаете, что всем нужен отдых, чтобы потом появились силы и бодрость. Обратите внимание ребенка на то, как отдыхают животные: «Смотри, наш Барсик спит, все его тело обмякло, как-то растеклось. Стало бесформен­ным. Зато, услышав шорох, он моментально соберется и легко вскочит на лапки». Это тоже поможет ему лучше понять, что значит расслабиться и т. д.

Используя сформированное умение ребенка вызывать у себя мышечную релаксацию, родители могут в момент приступа заикания снять напряжение словами: «Не напрягайся, рас­слабься!»

Это же умение поможет всем проводить целенаправленное внушение во время сеанса «Волшебный сон». Конкретные обстоятельства подскажут вам, какие дополнительные формулы внушения можно давать детям. Например, чтобы закрепить в сознании ребенка мысль, что он поборол страх речи, после известных речевых формул добавляются новые: «Ты уверенный и смелый! Можешь сказать все, что захочешь! Можешь всегда говорить так же красиво, как говорил утром!..»

Даже если не все дети вначале овладеют расслаблением, не бросайте эти занятия, постепенно и ваш ребенок овладеет умением расслабляться.

С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, спокойней, избавляются от напряженности, скорее входят в ритм спокойной и правильной речи. Их внимание делается устойчивее. Налаживается сон, так как сеанс внушения («Волшебный сон») не только освобождает от дневных впечатлений, но и нормали­зует ритм дыхания и работу сердца.

Закрепляясь в сознании ребенка, отдельные формулы внушения в дальнейшем послужат для него сигналом к спокойной, четкой речи.

Состояние эмоциональной раскованности необходимо поддер­живать в течение всего дня. Не следует забывать, что это оказывает на детей и определенное воспитательное воздей­ствие. Спокойная доброжелательность окружающих взрослых нередко порождает у детей чувство ответственности, готовности выполнить какое-либо поручение. Всегда можно найти предлог, чтобы похвалить ребенка, внушить ему, что он хорошо умеет говорить, убедить его в этом на примерах его собственной речи.

Дома можно использовать известные по логопедическим занятиям формулы релаксации. Так, утром ^вместо резкого традиционного «А ну, вставай!» можно погладить ребенка и ласковым голосом, шепотом произнести: «Реснички поднимаются, глазки просыпаются...»

Пришедшего с улицы возбужденного ребенка нетрудно успо­коить улыбкой и приглашением: «Пожалуйте, дорогой мой (или дорогая моя), в Страну приятного отдыха!» Или: «Холодной водой пыль дороги смой». Или: «Кран открываем — руки подставляем! Послушаем, как вода журчит, сказку говорит». И т. д.

Нередко такого приема бывает достаточно, чтобы успокоить ребенка, переключить его внимание, сделать его более общитель­ным, упорядочить его речь.

Любая интересная игра является для детей средством эмоциональной релаксации, отвлекая их внимание от психоло­гических трудностей, возникших при речевых контактах. Игра способствует созданию ситуаций, в которых ребенок чувствует себя раскованно, свободно говорит, легче приобретает мысли­тельные, речевые и моторные навыки.

Чтобы более подробно ознакомиться, почему дети любят фанта­зировать и как это важно для всестороннего воспитания твор­ческого человека, прочитайте книгу Дж. Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М., 1978).

Многие дети в дошкольном возрасте любят фантазировать. Часто их фантазии раздражают родителей, и они в строгой форме запрещают детям сочинять «небылицы». Такие запреты, да еще в строгой форме, возбуждают детей, они становятся неуправляемы, и это усиливает заикание.

Фантазия просто необходима для интеллектуального и речево­го развития ребенка, поэтому родители должны не запрещать, а направлять его фантазию в нужное русло. Попробовать с ним вместе сочинить сказку. Затем побеседовать с ребенком по сюжету придуманной им самим сказки, задать вопросы. Выяснить, почему он одних наделил положительными качествами, других — отрицательными.

С помощью сказки взрослые сумеют избежать прямого нази­дания. Детям нравится, когда родители поддерживают их игру, называют их именами положительных сказочных героев, наде­ляя их хорошими качествами. Дети стараются подражать во всем своим героям.

На логопедических занятиях индивидуальное или коллектив­ное сочинение сказки побуждает детей к непроизвольной речи. Сказка нужна для закрепления навыка правильной речи. Напоминайте детям, что волшебную сказку нужно рассказывать таинственно, персонажи говорят «разными голосами» и т. д.

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Для домашних занятий можно переделать знакомую сказку «Красная Шапочка» в «Зеленую Шапочку».

Зеленая Шапочка.

Бабушка сшила внучке зеленую шапочку (так Волк ее не заметит и она сможет оказать помощь лесным обитателям), сшила две сумки. Одна сумка с красным крестом — помогать людям и животным, другая сумка, с зеленым крестом — помогать растениям. Встретила Зеленая Шапочка хромого Зайку, попросил он помощи. Из санитарной сумки с красным крестом достала она йод, бинт. Бинтовала и уговаривала потерпеть, а Зайка хныкал и' жаловался. Потом Зайке стало легче, он благодарил девочку, говорил ей, какая она добрая, умелая, и ускакал, почти не хромая. А она смотрела ему вслед с доброй улыбкой и желала быть здоровым и веселым...

Зеленая Шапочка спросила, почему плачет Береза. Береза, грустно опустив ветки, ответила, что ее обидел Лось: задел рогами ветку. Зеленая Шапочка из сумки с зеленым крестом достала специальный клей и бинт, подвязала ветку и замазала повреждение на коре. Береза весело шелестела листьями и сказала, что около озера ждет больной бобренок, и т. д.

У детей преобладает образно-конкретное восприятие действи­тельности. Им недостаточно слышать только правильную речь и выполнять задания устно. Для них более естественно во время речи играть с куклами, строить, рассматривать картинки. Эффективность домашних речевых тренировок повышает опреде­ленные наглядные пособия.

Для систематизации речевой работы дома можно оформить альбом. Вместе с ребенком выполняя задания логопеда, делая рисунки, надписи, аппликации, родители создают книжку-игрушку по исправлению речи. Оформление страниц этого альбома не самоцель, а только повод для тренировки правильной речи. Таким образом, выполняя домашнее задание логопеда, родители показывают ребенку образец четкой и спокойной речи. Задают вопросы, соответствующие периоду речевой работы (требующие от ребенка кратких или подробных ответов). Любое действие ребенок должен оречевлять. Например: «Буду рисовать. Беру карандаш и рисую кружок, лучи. Получилось солнышко».

Во время щадящего режима речи (см. раздел III) взрослые вместе с детьми сочиняют сказку-игру «Путешествие по Стране молчания». Например:

Жили брат и сестра. Малышка была спокойная и аккуратная. Ее брат неусидчивый, небрежный, говорил быстро и непонятно. Его звали Торопыжка. Малышка узнала, что за горами М*олчания есть город Красивой речи. Решила пойти туда с братом, что^ы исправить его речь. Дорога была трудной. Надо было молча идти через горы, спасаться от дракона Непослушание, убегать от феи Капризы. Отдыхали в роще Спокойствия. Перешли по мостику Слитности через реку Громкую и попали в Непроходи­мое болото. Перебраться через него можно было только по особым кочкам-опорам. Это ударные гласные. Торопыжка спешил и все попадал в холодную воду. Малышка спокойно делала опору

на кочки — ударные гласные — и держалась за палочку-выручалочку — паузу. Помогла брату. Наконец попали они в лес Легкого дыхания, переплыли через озеро Расслабления. Впереди уже виднеется город Красивой речи... (см. Приложение).

Иллюстрация к этой сказке помещается на первой странице альбома. Вы помогаете детям изобразить карту страны Молчания рисунками или аппликациями. К уголку карты на ниточках прикрепляете маленькие картинки, изображающие Малышку и Торопыжку. Слушая сказку во время щадящего речевого режима, дети молча накладывают картинки на соответствующие места карты, а в дальнейшем эту же игру сопровождают пере­сказом сочиненной ими сказки (см. разделы III, IV).

На следующих страницах альбома иллюстрируются игры для постановки речевого дыхания, работы над ударными глас­ными, общения короткими фразами.

Вторая страница делится на несколько квадратов. В первом верхнем квадрате крупная буква А, которую дети сами рас­крашивают красным цветом, а в остальных квадратах нари­сованы предметы, название которых начинается с ударного гласного звука: аист, астра, айсберг, арфа, Алла... Под каждой картинкой родители печатными буквами подписывают название, а дети обводят красным карандашом ударные гласные. В правой нижней клеточке помещается контурное изображение ракеты, куда взрослые вписывают «оценки» за выполнение режима молчания дома, а в дальнейшем — за соблюдение правил красивой речи вне логопедических занятий.

На обратной стороне этой страницы крупными печатными буквами записываются короткие стихи на звук а (см. раздел V) и описание поделок ребенка или его рисунка, загадки, рассказы-загадки. Предложения короткие — из 1—2 слов в соответствии с периодом логопедической работы. Подобным образом оформ­ляются и последующие страницы альбома.

Подбираются картинки на первые ударные гласные, для каждого звука — отдельная страница: Элла, Эдик, «Экстра» (порошок), эльфы, эфа; Окунь, орден, осы, облако, окна; Уши, утка, улица, угол, узел; Ира, ива, изгородь, изба, искры; Яша, ягоды, ящерица, яблоко; Едет, ель, егерь, ест; Ерш, ёлка, ёж; Юля, Юра, юнга, юг, юрта.

На втором этапе логопедических занятий (см. разделы IV, V) оформляются следующие страницы альбома. Для составления предложений (коротких и длинных с одной паузой) наклеиваются картинки. Подписывают их родители, а дети обводят ударные гласные в словах и называют их. На обратной стороне помещают описание поделки, короткие тексты для пересказов, рассказы-задачи.


Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Образец.

Жили веселые сороки,/ хвастались длинными хвостами / д; белыми боками. / Две сороки / сидели на ели, / а три сороки к ним прилетели. / Сколько сорок / стрекотало на ели?/

Дети придумывают сами рассказы-задачи для занятий веселым
счетом. При оценке речевых успехов дома ставятся отметки
за умение говорить красиво в течение «контрольного часа». Его
намечают заранее родители вместе с детьми. /

В третий период речевых занятий подбираются соответ­ствующие речевые ситуации к каждой новой игре. Это серии картинок с пропущенным «кадром» или без последней картинки, что дает возможность для творческого рассказа. Дети сами рисуют или вырезают из журналов серию картинок, склады­вают их гармошкой, приклеивают к листу альбома последний «кадр». Последовательно разгибая гармошку, ребенок «озвучи­вает веселый мультик». Приклеиваются сюжетные и предметные картинки для самостоятельного рассказа. Организуется конкурс на лучший рассказ по альбомам. На занятиях в группе дети обмениваются альбомами и экспромтом рассказывают по незна­комой картинке. В домике для оценки домашних занятий ставит­ся отметка за соблюдение общего и речевого режима в течение всего дня.

Для проведения сюжетно-ролевых игр изготавливаются маски, куклы, поделки из бумаги, пластилина, ткани. При этом дети «оречевляют» каждое действие (см. раздел VIII).

Во время совместной работы с ребенком многое зависит от родителей, которые выступают в роли домашнего логопеда. Общаясь с заикающимися, они должны быть терпеливыми, изобретательными, спокойными. Им необходимо (особенно во время обострения заикания у детей) следить за выражением своего лица, чтобы не вызвать у ребенка нежелательных реакций.

Практический материал пособия служит не только для создания игровых ситуаций, но главным образом для целенаправ­ленного воздействия на речь и личность ребенка.

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru


Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru



Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Выбрал/

Вырезал/

Перевернул/

Взял/

Намазал/

Приклеил/

Положил/ Приложил/

Прижал/ Разгладил/ Подписал/ Ракета/

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru ооо

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

— Рис. 26. Материал для рассказа об аппликации (односоставные предложения).

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru



Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru


Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Рис. 27. Материал для составления коротких предложений.

       
    Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru
 
  Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru



Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru


Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Рис. 28. Материал для составления коротких предложений.

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru


       
  Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru
    Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru
 

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Рис. 29. Материал для составления коротких предложений.

       
  Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru
 
    Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Угадайте/

Это цветок/

красивый/

белый/

бывает розовый/

или красный/.

Стебелек тонкий/

есть колючки/.

Листики круглые/.

Это царица цветов/.

Какой цветок?

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Рис. 30. Рассказ-загадка.

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Рис. 31. Материал для составления длинных предложений

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Рис. 32. Материал для составления коротких рассказов.

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Рис. 33. Материял но тгтаВЛенкя коротких рассказов

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Рис. 34. Рассказы по серии картинок «Ловкий вратарь».


Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Рис. 35. Рассказы по серии картинок «Мальчик и Ослик».

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru       Зга
    =_      
   
      Р::' V/!

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

((■1111 -

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru

Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru — Рис. 36. Рассказы по серии картинок «На даче»


Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru


I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII

IX.

X.

XI.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие...................................................

Методические указания......................

Расслабляющие упражнения (релаксация) Режим относительного молчания

Речевое дыхание......................................

Общение короткими фразами ....
Активизация развернутой речи . . .-
Куклы-бибабо...............................................

Инсценировки...............................................

Сюжетно-ролевые игры . . . '.

Заключительные занятия.......................

Родителям....................................................

Приложение...................



Часть первая. «Весенние работы». 4 страница - student2.ru Учебное издание

Наши рекомендации