Тема 15. Социально-психологические техники семейного психологического консультирования. (9 часов)

Генограмма.

Методика представляет собой построение и анализ некоей графической схемы, отражающей историю и особенности системы внутрисемейных отношений в семье клиента на протяжении последних трёх-четырёх поколений. Методика предложена М. Боуэном в 1978 году, и по сути представляет собой психологический анализ генеалогического древа семьи.

Экокарта.

Данная методика используется для того, чтобы помочь клиенту начать анализировать ресурсы, которые он может найти за пределами своей семьи, для решения внутрисемейных проблем. С помощью графических обозначений, в целом схожих с теми, которые используются при создании генограммы, клиент и психолог отображают на листе бумаги структуру и состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами. Новым здесь является графическое отображение связей каждого члена семьи с социальными институтами за ее пределами (например, работа, школа, друзья, соседи). Эти социальные институты за пределами семьи обозначаются треугольниками, в которых пишется название института. Анализируются характер взаимоотношений в семье и связи всех членов семьи со структурами вне её с помощью следующих (сначала общих) вопросов:

1. У Вас большая семья? Предполагается определить близких и дальних родственников, выявить реально проживающих вместе родственников, обнаружить родственников, проживающих за пределами данной семьи, проанализировать их связь с членами данной семьи. Например, ребенка, который остро конфликтует с матерью может взять на время его бабушка.

2. Вы работаете? Предполагается исследовать, что значит работа для данного члена семьи, можно ли с этой стороны ожидать ресурсов для помощи во внутрисемейной ситуации. Например, работа может стать источником сил и радости, когда дома все плохо. Далее этот человек может стать источником положительных эмоций, конструктивных изменений в семье.

3. Ваши соседи помогают вам?

Постепенно психолог переходит к более конкретнымвопросам:

4. Близки ли вы с членами вашей семьи?

5. Нравится ли вам ваша работа?

6. Кого вы можете попросить о помощи?

7. Расскажите о ваших родственниках - где они живут, чем занимаются.

8. Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь?

9. Активно ли вы участвуете в жизни церковной общины?

10. Контактируете ли вы с администрацией школы, в которой учатся ваши дети?

11. Есть ли у вас семейный врач?

12.Есть ли у вас близкие друзья?

13. Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?

По мере обсуждения представленных выше вопросов данные фиксируются в экокарте.

Ролевая карточная игра.

Методика побуждает задуматься членов семьи над характером распределения ролей в семье и теми специфическими формами внутрисемейного общения, которые в этих ролях отображаются.

Члены семьи (начиная с главы семьи) в полном молчании просматривают карточки с указанием тех или иных внутрисемейных ролей. Глава семьи должен подумать о том, кто выполняет эту роль в семье, и передать карточку ему. Если получивший карточку согласен с тем, что он выполняет эту роль в семье, то он оставляет ее у себя. Если нет, то передает другому. Если получивший карточку считает, что кто-то еще в семье выполняет эту роль, то он должен на листке бумаги записать себе эту роль, а карточку передать ему. Если для какой-либо карточки с ролью в семье не находится исполнителя, то она откладывается в сторону.

У иностранных исследователей Р. Шермана и Н. Фредмана приводится примерный список ролей, среди которых есть роли-обязанности (Организатор домашнего хозяйства, Закупщик продуктов, Мойщик пола, Главный по тарелочкам и т.д.) и роли-взаимодействия. Последние делятся на позитивные(Говорящий правду, Помогающий, Понимающий, Творческий, Счастливый, Дипломат, Умиротворитель и т.д.) и негативные(Обвинитель, Компьютер, Одинокий волк, Сбивающий с толку, Жертва, Крикун).

Более сложные алгоритмы работы в этом ключе рекомендуются к применению после указанного инструментария. Методика служит хорошим стартовым началом для рефлексивного анализа членами семьи характера распределения и сущности типичных внутрисемейных ролей.

Наши рекомендации