Развивающее обучение детей
Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий Для усвоения их необходимо включение ребенка в один из вы идив деятельности, соответствующей его потребностям и интересам Знание этих закономерностей помогает познать условия, при которых обучение всего способствует психическому развитию детей, становится развивающиеим.
Развивающее обучение - обучение, направленное на достижение наибольшей эффективности развития познавательных возможностей ребенка (восприятие, мышление, воображения, памяти и т.д.)
Оно должно сосредоточиваться на формировании у детей ориентировочных действий, максимально использовать характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности Центральным моментом в работе с дошкиль ьникамы является формирование у них действий, которые образуют ориентировочную часть ИХ предметной деятельности, игры, рисование, конструирование и т.д. Такие действия могут направляться на выяснение свойств предметов, мо жливостей их использования в предметной деятельности, на анализ предметов, явлений, событий, человеческих поступков, которые отображаются в играх, рисунках, на выработку замыслов конструкций, рисунков, игр и видшуку ния способов их воплощенияня.
Обучение действий, касающихся практической части детских видов деятельности (техники рисования, конструирования, использование предметов и игрушек), не менее необходимо, поскольку без них деятельность невозможна а Однако оно не должно превращаться в самоцель, отрываться от формирования ориентировочных действий Иначе обучение может стать банальным муштрования, лишенным развивающей ценности Некоторые бат ькы и воспитатели стараются натренировать каждое движение ребенка, свести обучение к подражанию готовых образцов Даже ролевых игр взрослые иногда навязывают ребенку готовые рецепты поведения, лишенных ляючы ее возможности самостоятельно воспринимать, осмысливать действительность, которая отражается в играх, рисунках, конструкциях Негативной выступает и другая крайность - предоставление детям такой самостоятельности, при которой во ни остаются наедине с действительностью и вынуждены вслепую искать способы ее познания и отраженияження.
Психологически правильным является постепенное усложнение задач, которые требуют от ребенка самостоятельного познания, специальное обучение способов и приемов такого познания, планомерного обследования предметов, вия явления и сравнение их свойств, формирование выводов, применения полученных результатов в деятельности
Во все виды деятельности нужно вносить как можно больше элементов творчества: побуждать детей к развертыванию сюжетных игр, создания рисунков и конструкций по замыслу При этом важно помнить, что от дображувальна и творческая стороны деятельности не только не противоречат друг другу, но и взаимообогащаются: усовершенствование одной является основой для формирования другой Поэтому, чем легче и правильнее ребенок воспринимает передает на рисунке особенности реальных предметов и явлений, тем больше она имеет возможностей для создания и воплощения творческих замысловму.
Детские виды деятельности не могут вместить в себя все знания и умения, которые ребенку необходимо усвоить до 7-летнего возраста Поэтому на занятиях в дошкольном учреждении широко используют не только игровые прием мы обучения, задачи рисование, конструирование и т.д., но и учебные задания, которые побуждают ребенка научиться чему-то новому Решение учебных задач основывается на любознательности детей, их узнал альных интересах С учетом этого формируют учебные задания, направленные на усвоение детьми основ математики, грамоты, ознакомления их с явлениями природы и общественной жизни, на выработку координ Ован движений, некоторых умений и навыков в области музыкальной деятельности (пение, ритмика) и др. В этой деятельности нужно придерживаться принципа развивающего обучения, заботиться прежде всего о формировании у детей ориентировочных действий Например, при обучении математики главная функция педагога заключается в оказании помощи ребенку научиться выделять в любых предметах и ??ситуациях их отношенияшення.
Следовательно, формирование ориентировочных действий начинается с их усвоения во внешней форме, затем вследствие интериоризации они становятся внутренними, психическими Поэтому развивающее обучение предполагает выработку ние таких способов использования внешних средств и приемов, которые помогут ребенку ориентироваться в условиях выполнения познавательных учебных задаь.