Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного человека в толпе
Билет № 21
Эмоции человека их свойства и функции. Основные методы изучения эмоций. Способы управления эмоциями.
2. . Индивидуальная коррекционная работа, её особенности и специфика организации и проведения.
Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного человека в толпе.
Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции.
Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции.
3 главных понятия: отражение, отношение, переживание.
Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции характеризуются субъективными переживаниями человека и не связаны напрямую с возбуждением определенных рецепторов.
Физиологические механизмы:
Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений – изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных, слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изменения в организме.
Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает утомляемость человека, оно всегда связано со значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности.
Ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы "центрами страдания" и "центрами наслаждения". Опыты над животными показали, что раздражение электрическим током этих центров вызывает соответствующую эмоцию.
Основные функции эмоций:
1. приспособительная
2. сигнальная (отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий)
3. оценочная (оценочное отношение субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности)
4. регуляторная
5. коммуникативная (человек выражает отношение к происходящим событиям: выразительные движения,мимика, жесты, позы, интонации, вздохи – являются языком человеческих чувств)
Функции эмоций (по Симонову):
1. компенсаторная (защищающая) – эмоции восполняют дефицит информации
2. подкрепляющая
3. переключающая
Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков.
Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то удовольствия, выработка рефлекса).
Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию).
ЭМОЦИИ: ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.
Эмоции – сквозной психофизиологический процесс отражения отношений субъекта к объекту в условиях неопределенности.
Характеристики эмоций:
1. Эмоции всегда окрашивают психические акты – у ощущений и восприятия есть эмоциональный тон, у представлений – эмоциональная насыщенность, в мышлении – эмоциональный компонент (интеллектуальные эмоции – сомнение, недоумение)
2. Возникают в сложных ситуациях, только перепады состояний дают сильные эмоции
3. Эмоция не психический, а психофизиологический процесс, всегда сопровождается вегетативными реакциями
4. Эмоция отражает отношение субъекта к объекту на фигуративном уровне, как в восприятии, но с усилением субъективного компонента; мышление отражает отношения на операциональном уровне, поэтому, в отличии от эмоций, требует времени и энергии
5. Эмоции полярны, но может возникать и амбивалентная=двойственная эмоция (любить и ненавидеть одновременно)
6. Целостность эмоций – на ситуацию всегда реагирует весь организм
7. Энергетическая насыщенность
8. Обобщенность – положительные эмоции более обобщенны, а отрицательные более уникальны
Функции эмоций:
1. Коммуникативная – человек выражает свое отношение к действительности и другим людям посредством мимических, пантомимических и паралингвистических проявлений
2. Регуляторная – эмоции обеспечивают определенный энергетический уровень, необходимый для преодоления сложной ситуации
3. Сигнальная – некоторые внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия
4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели
5. Оценочная – эмоции обеспечивают быструю, хотя и грубую оценку
(!)6)Защитная – адаптация и сброс излишней энергии
Физиологические механизмы эмоций:
· Ретикулярная формация – активизирует деятельность всех других мозговых механизмов
· Зрительные бугры Таламуса – их повреждение вызывает непроизвольные гримасы, асимметрию – одна сторона тела испытывает удовольствие, другая – боль
· Лимбическая система
Это подкорковые образования, они вызывают усиление деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной систем.
Корковые отделы оказывают регулирующее, тормозящее влияние на подкорковые структуры и, т.о., тормозят проявление эмоций.
· Лобные доли – при их нарушении возникает эмоциональное мышление, аутизм
Эксперименты с вживлением электродов в головной мозг обнаружили, что у млекопитающих существую парные участки головного мозга, условно названные центрами удовольствия и центрами страдания. Возбуждение именно этих центров оказывается тем самым подкреплением, в результате которого вырабатывается условный рефлекс, с ними связано его угасание, торможение и т.д.
Психологические теории эмоций.
Теории эмоций в зарубежной психологии
Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна - страсти включают в себя: 1) телесный компонент и 2) мысль о предмете.
Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.
Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.
Спиноза. Душу имеет каждое явление. В душе два вида образований:
1. идеи – то что отражает внешнюю действительность;
2. аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию.
Три первичных аффекта:
1. удовольствие (радость)
2. неудовольствие (печаль)
3. желание
Когнитивисты.
1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими (ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.
2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности.
Перцепция -> оценка возможных последствий воспринимаемой ситуации -> оценка принимает форму эмоционального отношения -> само действие: стремление или избегание.
Вундт выделил 2 вида "психических элементов" - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы. Вундт представил трехмерное пространство с осями: удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение. Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве.
Психоанализ: эмоции – это ключ к познанию мотивов. Инстинктивное влечение, желание, необходимость эмоциональной разрядки. Фрейд: четыре источника тревоги:
1. боязнь утраты желанного объекта;
2. боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого;
3. боязнь утраты себя (части себя);
4. боязнь утраты любви к себе.
Теории эмоций в отечественной психологии
Рубинштейн. Эмоции и потребности. Эмоции связаны с потребностями, удовлетворение которых приводит к положительным эмоциям, неудовлетворение – к отрицательным.
Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.
Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.
1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности – удовольстви, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями
2 Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные.
3 Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.
Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.
Аффект - стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии. Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).
Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни. К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Эмоции охватывают весь организм.
Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций.
Жизнь=формирование потребностей + их удовлетворение. Удовлетворение – положительная эмоция. Положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.
Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
Э = П*(И – С)
где Э - эмоция, П – потребность, (И – С) - оценка вероятности удовлетворения потребности, И – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; С – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Если И больше, чем С – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций.
Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию).
Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то удовольствия, выработка рефлекса).
Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков.
психологические теории эмоций | |||||||
теории | представи- | понятие об | механизм возникновения | функции эмоций | плюсы | минусы | |
тели | эмоциях | эмоций | |||||
эволюци-онная | Дарвин | Э.- связь человека и | 1.защитная | 1.отметил наличие | 1.не объяснил, поче- | ||
животного, они руди- | эмоций и у животных | му до сих пор эмоции | |||||
ментарны и постепен- | не отмерли | ||||||
но должны отмереть | |||||||
моторная | У.Джемс, | Э.-переживание ощу- | простые Э.:огранические | 1. говорили о важнос- | 1. Примитивизирова- | ||
Н.Н.Ланге | щения, она вторична |
| ти моторного компо- | ли эмоцию, свели к | |||
по отношению к физи- | раиваемся от тогоб что плачем) | нента эмоций | моторике | ||||
ологии | сложные Э.обясняли с идеальной | ||||||
точки зрения | |||||||
информационная теория | П.К.Анохин, | Э.-отражение мозгом |
| 1.отражательно-оценочная | 1.позволяет предло- | ||
П.В.Симонов | потребности и вероят- |
| 2.переключающая - оценка | жить методы объек- | |||
ности ее удовлетворе- | информация идет в мозг: | вероятности удовлетворения | тивно диагностики | ||||
ния, которую мозг | 1)отражает все комполненты по- | потребности и переключение | степене эмоциональ- | ||||
оценивает на основе |
| на наиболее вероятную | ного напряжения | ||||
генетического и ранее |
| 3.подкрепляющая - роль Э. | 2.позволяет предло- | ||||
приобретенного (соз- | положительные эмоции | при выработке условных ре- | жить меры профилак- | ||||
нательного/бессозна- | 2)не отражает все компоненты по- | флексов | тики | ||||
тельного) опыта |
| 4.компенсаторная - мобили- | 3.позволяет исполь- | ||||
Э=const(И-Ин) |
| зация вегетатики, реагирова- | зовать Э. как индика- | ||||
И-наличная информация | рицательные эмоции | ние по принципу доминанты | тор человеческих пот- | ||||
Ин-необходимая инф. | ребностей и меры их | ||||||
Э-интенсивность Э. | удовлетворения | ||||||
психоаналитическая | З.Фрейд | Аффект-выход энергии |
| 1.аффект-предохранитель- | 1.предположили, что | 1.свели все к инстин- | |
(говорили об | инстинктивного влече- | тельный процесс мобилизации не- | ный клапан, необходимы для | аффекты входят в сос- | ктам | ||
аффектах, а | ния, когда она не мо- | осознаваемой инстинктивной энер- | того, чтобы инстинктивная | тав личностных харак- | 2.рассматривали пре- | ||
не об Э.) | жет найти себе лега- |
| энергия не разрушила чело- | теристик и формируют | имущественно аффек- | ||
льного применения |
| века | характер | ты, возникающие в | |||
| 2.считали аффекты | результате конфлик- | |||||
лескивается через другие каналы в | столь же лбязатель- | та влечений | |||||
виде непроизвольной активности = | ным средством позна- | ||||||
аффекта | ния как и мышление |
функции эмоций | плюсы | минусы |
1.функция познания ин- | 1.обнаружили важность | 1.оперируют только |
дивидом самого себя | "чувственного анализа" | общим понятием Э., |
(т.е. функция самовосп- | вербальных выражений | не используют кон- |
риятия) | (эмоциональный под- | цепцию дискретных |
2.функция восприятия | текст речи) | Э. (не выделяют ни- |
окружающего мира | 2.эта концепция исполь- | каких видов Э.) |
зуется современной пси- | ||
хотерапией и психологи- | ||
ей личностного роста | ||
1.когнитивная | 1.отметили,что Э. могут | 1.не рассматривали |
2.оценочная | давать остаточный аф- | Э.как отдельны про- |
фект=вызванные тенден- | цесс, только как за- | |
ции влияют на процесс | вершающее звено | |
дальнейшего восприя- | перцептивного про- | |
тия | цесса | |
2. Объект один раз оце- | ||
ненны с определенно Э. | ||
всякий раз будет вызы- | ||
вать эту Э. | ||
3.эмоц. оценка одного | ||
объекта переносится на | ||
весь класс, к которому | ||
он принадлежит | ||
1.функция побуждения к | 1.рассматривали отдель- | 1.переоценивали |
действию | ные Э. | роль дравов (напри- |
2.Э. динамически, но ус- | мер, голода) | |
точиво связаны между | ||
собо, т.е. существует сис- | ||
тема Э. | ||
3.Э. не цикличны | ||
4.Э. обладают гибкостью | ||
и универсальностью |
Методические аспекты изложения темы «Эмотивные механизмы психики».
Эмоция – это переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить.
Достаточно убедительный способ опр-я (и разграничения) конкретных эм-й заключается в указании ситуаций, в которых они, как правило, испытываются, в описании состояний, компонентом которых они обычно являются.
Переживание эм-и всегда так или иначе развернуто во t и имеет внеш. и внутр. причины. Внеш. причина эм-и – воспр-е или представление некоторого положения вещей. Внутр., субъектно обусловленная причина эм-и – интел. оценка положения дел как вероятного или невероятного, желательного или нежелательного. Важную роль в возникновении ряда эм-й играет оценка собственной деят-ти, акт-ти субъекта. За собственно эм-ей следует состояние, сопровождаемое желанием или продлить его, или прервать, избавиться от него. Внешнее обнаружение эм-и имеет 2 основные формы:
1. самопроизвол. физиол.р-и: поднятие бровей, широкое раскрытие глаз, бледность при страхе, покраснение в случае стыда;
2. двиг. и речевые р-и: отступление в случае страха, наступление в случае гнева, восклицание от радости, рычание от злости.
При определении эм-и, эмотивного процесса, который имеет своим продуктом эм-ю, должна быть решена задача отграничения этих ингредиентов Ψ. реальности от родственных им Ψ. пр-сов и данной конкретной эм-и от других эм-й. Обычно эм-и характеризуются как Ψ. р-и (переживания), (1) отражающие, или (2) выражающие, или (3) представляющие собой отношение субъекта к жизненным обстоят-вам и ситуациям либо к воздей-ям на него из внеш. и внутр. среды. Недостатки, которые несут в себе такого рода опр-я эм-й, заключаются в том, что 1) не раскрывается, какие именно субъектные признаки отражаются (выражаются) в эм-ях, 2) не раскрывается специфика эмоц. реагирования в той мере, которая позволила бы дифференцировать не только эм-и от когниций и акций, но и отграничить одну эм-ю от другой. Для того чтобы этот недостаток устранить, требуется учесть, что субъект эмоц. реагирования конституирован имеющимися у него потр-тями и что само эмоц.е реагирование идентифицируется на основе свойственной каждой эм-и паттерна экстраспективных и интроспективных проявлений. Поэтому можно сказать, что эм-я – это Ψ. переживание отн-я потр-тей субъекта к пр-су (или к возм-ти) их удовл-я, выражающееся в специфич. для каждой эм-и Ψсоматическом проявлении. С позиций такого опр-я классиф-я эм-й д.б. соотнесена, с одной ст., с классиф-ей потр-тей, а, с другой, – с разграничением Ψсоматических вариантов реагирования чел-ка.
В истории учений об эм-ях − 3 концепции:
· Джемса (1884) – Ланге (1885)– трактовка эм-й в терминах эффекторно-аффекторной стимуляции. Эмоц. компонент эмоц. переживания целиком обусловлен особ-тями периферических – мышечных, висцеральных, вазомоторных – р-й. По афористическому выражению Джемса, "нам грустно потому, что мы плачем", "нам страшно потому, что мы дрожим". В настоящее t установлено, что различные эмоц.сост-я м. давать одну и ту же соматич. или гормонал. р-ю.
· П.К. Анохина (1949) – возникн-е эм-й обусловлено пр-сами форм-я и удовл-я потр-тей и влечений. Пр-с форм-я потр-тей связывается с возник-ем эм-й преимущественно беспокоящего, тягостного хар-ра. Удовл-е возникшей потр-ти сопровождается «+» эмоц. переживанием.
· П.В. Симонова (1970)– возникн-е эм-й связывается с пр-сами информ. обеспечения пов-я, с оценкой субъектом вероятности удовл-я актуальной потр-ти. Прогнозирование вероятности дост-я цели м. осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом ур-нях. Возрастание вероятности дост-я цели в рез-те поступления новой инф-и порождает «+» эм-ю, а падение вероятности в сравнении с ранее имевшимся прогнозом ведет к «−» эмоц. переживанию.
Базисные эм-и:
Для разных людей ситуации, вызывающие (провоцирующие) те или другие эм-и, различны. Даже один и тот же человек, находясь в сходных ситуациях, будет переживать различные эм-и. Эм-я – это не просто рез-т опр. типа воздей-я, а продукт интеграции внеш. воздей-я, внутр. сост-я и отображения этого состояния в системе Ψсоматических проявлений.
1. Интерес – Ψ. переживание, сопровождающее пр-с удовл-я познават.потр-ти и выражающееся в повышении ур-ня акт-ти субъекта, в сосредоточении ее на в/дей-и с объектом интереса. При выделении интереса как опр. формы переживания отн-я к объекту подчеркивается, что многие виды чел. акт-ти невозможно объяснить в терминах биол. недостаточности или физиол. нужды. Здесь действуют особого рода внутр. побуждения, основанные на потр-ти в уменьшении когн. диссонанса. При этом в опр.диапазоне происходит как бы энергетическая подзарядка субъекта. Важное значение для понимания этого пр-са имеет представление о катексисе, введенное Фрейдом при описании пр-са форм-я значимости объекта. Чел-к м. заряжать Ψ. энергией любой объект, идею или образ. Катексис играет важную роль в распределении энергии между Ид, Эго и Суперэго. Катексис может быть как «+», так и «−», действуя как влекущая или как отталкивающая сила. Заинтересованный человек выглядит похожим на чел-ка присматривающегося, прислушивающегося, обнаруживая признаки любопытства и захваченности. Но при интересе к внутр. пр-сам его сосредоточенность м. сопровождаться закрыванием глаз, либо выполнением автоматизированных дв-й. Интерес играет чрезвычайно важную роль в когн.разв-и и обуч-и.
2. Радость – переживание удовл-я потр-ти в признании со стороны др.людей. Радость в бол-ве случаев возникает внезапно, в момент неожиданной встречи с долгожданным чел-ком или соб-ем. Радость обычно следует за дост-ем или творч. успехом, но ни окончание тяжелой работы, ни даже творч. усилия не гарантируют наступления радости. Радость не то же самое, что веселье. Радость может быть связана с весельем и игрой, но веселящийся человек не обязательно испытывает радость. Радость сопровождается по крайней мере кратковременной самоудовлетворенностью, удовл-тью окружающим и всем миром. Внешне радость сопровождается улыбкой и радостным смехом. Радость повышает способность чел-ка познавать и принимать окружающее. Радующийся чел-к гораздо в большей степени открыт добру и красоте. Радость часто сопровождается переживанием силы и энергетического подъема.
Удивление.
4. Горе – переживание утраты, невозм-ти удовлетворить потр-ть в общ-и с близким человеком, в обладании ценностями. Имеет смысл различать утраты и с (.) зр. различий утрачиваемых объектов: 1) утрата близких людей, 2) утрата каких-либо кач-в в самом себе (сп-тей, позитивных установок, самоуважения), 3) утрата материальных, материально воплощенных ценностей, 4) утраты, связанные с ростом, развитием, преобразованием условий (отнятие ребенка от груди матери, утрата прежнего статуса). Горе переживается, с одной ст., как напасть, бедствие, несчастье, т.е. нечто, обусловленное внеш. факторами, а с др., – как сост-е горечи, от кот. не избавиться и кот. все собой окрашивает.
Гнев.
6. Отвращение – неприятное переживание, подобно др. агрессивным эм-ям (гневу, ярости) м. проявиться в том, что у че-ка при этом горят глаза. Оно возникает, когда мы воспринимаем объект, который оцениваем как крайне неприятный, хотя и необязательно враждебный, контакт с которым мы хотели бы прекратить.
Презрение.
Страх.
9. Стыд – переживание собств. несп-ти оказаться на высоте тех треб-й, которые человек предъявляет самому себе, переживание неудовл-ти собой, потеря самоуважения. Переживая стыд, человек воспринимает себя уменьшающимся в размерах, беспомощным, стремится спрятаться, укрыться от окружающих. Когда человек испытывает стыд, он, как правило, отворачивает лицо в сторону. Глаза опускаются вниз. Стыд переживается как внутреннее мучение. Чел-к воспринимает себя объектом насмешек и презрения. Стыд возникает в ситуациях обнаружения своей некомпетентности (реальной или мнимой), в рез-те осозн-я совершенной ошибки.
10. Вина. Самостоятельным и важным аспектом определения эм-й и эмотивных процессов является разграничение эм-й, аффектов, чув-в и настроений. В экстремальных условиях, когда ситуация выходит из-под контроля, у субъекта развивается особый вид эм-й – аффект. Аффекты отличает большая сила переживаний, бурное, относительно краткоt протекание, выраженные вегетативные реакции. Обладая свойством доминантности, аффект тормозит и дезорганизует протекание Ψ. процессов, мобилизуя лишь какой-либо один стереотипный вариант реагирования на ситуацию: бегство, оцепенение, агрессия. Аффект может завершиться обмороком, по выходе из которого наблюдается амнезия.
Разграничение эм-й и чувств основано на соотнесенности их с разными уровнями орг-и субъекта. Если возникн-е эм-й связано с Ψсоматическими мех-змами реагирования, то субъектом чувств выступают лич-ть и инд-ть. В отличие от ситуативных эм-й и аффектов в чувствах получают обобщенное отражение и выражение ситуации, имеющие стабильную мотивационную значимость, которые сами в свою очередь определяют направленность лич-ти и влияют на хар-р возникающих эм-й. В чувствах получают выражение наиб. интегративные непосредственно переживаемые отн-я субъекта к окружающей его действит-ти: чув-во реальности, чув-во справедливости, чув-во собств. достоинства, чув-во прекрасного...
Интеграция самочувствия с переживанием ситуаций, влияющих на ж/деят-ть, формирует настроения, играющие роль эмоц. фона различных видов акт-ти и установок по отн-ю к конкретным действиям.
Нарушения эмотивных механизмов. Патологии по след.параметрам: модал-ть, инт-ть, скорость возникн-я, длит-ть сущ-я, темп чередования, порог чув-ти. При выходе значений параметров за пределы оптимальной зоны возникают опр. нарушения эмоц. сферы. Эмоц. нарушения м. иметь место также при несбалансированности эмоц.пр-сов и при блокировании (выпадении) отдельных этапов эмоц.пр-са.
В норме функц-е эмоц. сферы характеризуется большим разнообразием эмоц.откликов на события окр.ср., достаточно быстрым чередованием эм-й разной модал-ти. Один из видов эмоц. нарушений заключается в смещении спектра эмоц. реагирования в сторону одного из полюсов: у чел-ка на протяжении длит. t доминируют либо эм-и «+» модал-ти (маниакальное, гипертимическое сост-е), либо эм-и «−» модал-ти (депрессивное, гипотимическое состояние). У чел-ка, находящегося в маниакальном сост-и, постоянно радостное, приподнятое настроение, возбуждение, повышенная акт-ть, отсут-е чув-ва усталости. Вместе с тем в др. вариантах радостное настроение м. сочетаться с постоянными упреками в адрес окр-х, повышенной раздраж-тью и гневливостью. В кач-ве самост. разновидности гипертимического сост-я рассматривается эйфория. Если для маниакального сост-я характерна заразительная веселость, то эйфории присущи благодушие, беспечность, переживание тихой радости, довольства, снижение самокритичности.
При гипотимии, в депрессивном состоянии, напротив, доминирует угнетенное, подавленное настроение. Чел-к испытывает "тяжесть на душе", переживает неизбывное душевное страдание, захвачен чув-вом бесперспективности сущ-я, безнадежности своего положения, все окружающее видит в мрачных тонах, не доступен «+» эм-ям; + двиг. заторможенность, снижение аппетита, потеря интереса к окр-му, ослабление памяти, нарушения сна.
Дистимия – преходящее угнетение настроения вслед-е неудовл-ти базисных биогенных, психогенных и социогенных потр-тей. При дисфории пониженное настроение приобретает оттенок раздраж-ти, мрачного недовольства окружающим, озлобленности, взрывчатости, повышенной чув-ти ко всякому внешнему раздр-лю.
Сост-я, сод-ем которых явл. непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ, дей-й или неопр. беспредметный страх, наз. фобиями. Здесь остро «−» эмоц. переживание воплощается в конкретной его форме – в страхе.
Эмоц. лабильность и слабость относятся к числу нарушений, которые характеризуются патол.изм-ми временных параметров протекания эмоц.пр-сов. При эмоц. лабильности отмечается повышенная легкость возникновения эм-й, преимущественно «−», быстрая их смена. Незначительное утомление, сколько-нибудь длительная концентрация вн-я вызывают поверхностный и неглубокий гнев, злобность или астенические эм-и: обиду, досаду. Слабодушие или эмоц. слабость –неустойч-ть настроения, резкие его колебания – от эйфории до глубоких расстройств, сопровождаемых слезами. Те и др. оказываются нестойкими и быстро сменяют др.др. В отличие от эмоц. лабильности при слабодушии эм-и глубоки.
Чувственное оскудение – ослабление высших чув-в при одноt усилении и доминировании эм-й, тесно связанных с органическими пр-сами. В отличие от этого для эмоц. тупости характерно выпадение не только высших чувств, по и низших эм-й, связанных с инстинктивными потр-тями: повышаются пороги болевых ощ-й, ослабевает эмоц. окраска удовл-я пищевых и секс. потр-тей. В крайних вариантах – эмоц. тупость, дефект, сод-ем которого явл. безразличие.
Алекситимия – наблюдается трудность вербализации высших чув-в, несп-ть на эмоц. коммуникацию. Внутр. сост-е описывается чел-ком, имеющим такого рода нарушение, преимущ. в терминах пустоты, скуки, усталости, раздраж-ти. При этом ослабевают соц. контакты, наступает одиноч-во, интересы сосредоточиваются на тривиал. деталях повседнев. жизни.
Вопрос 2 Применение индивидуальной психокоррекции.Индивидуальная психокоррекция используется, когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем. Индивидуальная психокоррекция необходима, когда у клиента психолог находит повышенную тревожность, сильную заторможенность, неуверенность в себе, необоснованные страхи, проблемы, вызванные недостаточным знанием самого себя, утрату смысла и цели жизни. Иногда бывает так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая психокоррекция, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда в качестве первого шага на пути его реабилитации можно использовать индивидуальную работу и постепенно, по мере его готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.Виды индивидуальной психокоррекции: убеждение, внушение, психоанализ и логотерапия. Приемы индивидуальной психокоррекции. 1. Зеркализация. Этот прием состоит в том, что в беседе с клиентом психолог копирует, незаметно повторяет его движения: позы тела, жесты, мимику, паралингвистические компоненты речи. Прием помогает психологу идентифицировать себя с клиентом, глубже понимать и осознавать его проблемы и психологические состояния в данный момент.2. Парафраз. Этот прием заключается в простом повторении психологом того, что говорит клиент, но своими словами. Делается это для того, чтобы получить от клиента подтверждение, что его действительно правильно понимают. 3. Установление оптимальной психологической дистанции между психологом и клиентом. Известно, что то, на каком расстоянии мы находимся от человека во время беседы с ним, какую физическую дистанцию устанавливаем между ним и собой, свидетельствует о том, как мы относимся к человеку. Придвигаясь ближе к клиенту во время разговора, психолог не только демонстрирует более доброе к нему отношение, но, со своей стороны, провоцирует клиента на более открытый, доверительный, откровенный разговор. И наоборот: беседа на большом расстоянии свидетельствует о нежелании психолога или клиента сближаться друг с другом и вести интимную, доверительную беседу. Изменяя дистанцию между клиентом и собой, психолог в процессе консультирования может менять и содержание разговора.
Вопрос 3 Психотерапия — часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.
Показания к психотерапии. Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологическое-то, психологического и социального), обусловливает необходимость корректирующих воздействий, которые соответствовали бы природе каждого фактора. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Однако удельный вес психотерапевтических воздействий, их общая направленность, объем и глубина определяются рядом факторов, которые и рассматриваются как показания (индикация) к психотерапии. Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенеэе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания. Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе с конкретным пациентом является роль психологического фактора в возникновении и течеНИИ болезни. Чем больше удельный вес психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, тем более показана психотерапия и тем большее место она занимает в системе лечебных воздействий. Иными словами, чем более выражена психогенная природа заболевания (то есть, чем более понятна связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем более адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов. Показания к психотерапии также обусловлены возможными последствиями заболевания
.Виды запросов: 1) Запросы конструктивные и неконструктивные. Запрос об информации. 2)Запрос о помощи и саморазвитии 3). Запрос о помощи в самопознании. 4) Запрос о трансформации. 5) Запрос о снятии симптома. 6) Запрос с предельным обобщением.7) Манипулятивный запрос