Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки

Методическое пособие

к курсу «Возрастная психология»

Петрозаводск

Издательство КГПА

Рецензенты:

Румянцева А.В. канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии

Ширшина Г.И., зав. каф. педагогической психологии, канд. психол. наук, доцент

Пособие предназначено для студентов заочного отделения педагогических ВУЗов и включает в себя конспективные материалы по основным блокам курса «возрастная психология». Также в пособии представлены материалы для самостоятельной работы: список рекомендуемой литературы по темам, вопросы для самопроверки и творческие задания.

Введение

Данное пособие является частью курса по возрастной психологии для студентов заочного отделения педагогических специальностей.

Целью курса является формирование представлений об общих закономерностях развития человека, и развитие практических умений по применению их в учебно-воспитательном процессе.

Задачи курсавключают в себя: ознакомление слушателей с многообразием теоретических подходов к изучению пути развития человека в онтогенезе; приобретение знаний о психологических особенностях основных периодов жизни человека; развитие навыков использования знания возрастных особенностей в практической работе педагога; развитие умения выделять в поведении детей возрастно-специфические черты и проблемы; формирование умений по определению соответствия уровня психического развития ребенка его возрасту.

В первом разделе пособия для понимания специфики возрастной психологии представлена характеристика ее предмета и методов; даны понятия возраста, развития и роста как базовые для всего курса.

Далее представленоописание теорий психического развития, которые являются результатом работы ученых, оставивших наиболее яркий след в возрастной психологии. Эти теории помогают другим ученым в построении своих исследований, практикам – в понимании тех явлений в развитии ребенка, с которыми они сталкиваются.

Теории призваны объяснять феномены, раскрывать связь между явлениями, показывать логику процессов развития. Однако важно отметить, что не существует «правильных» и «неправильных» теорий. Это связано, во-первых, с тем, что процессы развития слишком сложны, чтобы одна теория могла претендовать на полное понимание развития человека. Во-вторых, каждая из приведенных концепций имеет как свои достоинства, так и недостатки: каждая подвергалась и подвергается критике.

Во втором разделе дано более подробное описание развития в отдельных возрастах – охарактеризовано развитие познавательных процессов, речи, самосознания, приведены особенности общения в этом возрасте и др..

К каждой теме даны контрольные вопросы, и список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения.

Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии

Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки

Предмет возрастной психологии:раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Рост– это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Развитие – процесс качественного изменения, который проявляется в появлении новообразований: новых механизмов, новых процессов, новых структур (например, появление первых слов).

Наиболее важные признаки развития:расчленение ранее целостного элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Хронологический возраст– количество прожитых человеком лет.

Психологический возраст – качественно своеобразныйпериод психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Хронологический возраст для психического развития – это лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит становление личности ребенка.

Психическое развитие – это цепь качественных изменений, где предыдущий этап подготавливает переход к последующему, но напрямую его не определяет.

Развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Для понимания процессов психического развития также важно помнить, что каждая сторона в психике имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития. Например, раннее детство (1-3 года) является сензитивным периодом для развития речи.

Наши рекомендации