Определение общей логики и основных этапов исследования
Выше уже были представлены некоторые модели, отражающие основные этапы научно-исследовательской работы. При не-посредственном планировании исследования (эксперимента) важно реально оценивать ситуацию и собственные возможности. Этапы исследования будут также зависеть от цели данной работы. Например, если целью является исследование динамики формирования готовности школьников к самостоятельному и осознанному самоопределению в ходе учебного года, то, естественно, и само исследование будет растянуто не менее, чем на целый учебный год. В других случаях (обычно в констатирующем исследовании) всю работу можно провести достаточно быстро.
Само выделение основных этапов связано с решением задач исследования (см. выше). Поэтому на первых этапах обычно анализируют проблему на теоретическом уровне; на последующих этапах проводят организационные мероприятия, подготовку к самому исследованию, а также подбор (или создание) адекватных методов; далее проводят само исследование и, наконец, осуществляют обобщение и анализ полученных результатов.
Общая логика организации профориентацион-ного исследования может быть следующей.
1. Выявление особенностей изучаемого объекта по выделенным
параметрам с использованием адекватных методов исследования,
т.е. простое проведение опроса, анкетирования, наблюдения,
беседы, психодиагностических методов, позволяющих выделить
наиболее характерные психологические особенности изучаемой
выборки самоопределяющихся людей. Данная разновидность ис
следования является наиболее распространенной среди прак
тических профконсультантов, поскольку она близка к их не
посредственным служебным обязанностям. Такое исследование,
к сожалению, достаточно примитивно, поскольку фактически
не затрагивает сложных проблем профессионального самооп
ределения и служит лишь решению конкретных прикладных
задач.
2. Выявление закономерностей в развитии субъекта труда с по
мощью изучения специфики самоопределяющегося человека на
Разных этапах его развития. Здесь возможны либо изучение разви
тия данной группы людей в течение длительного времени (что не
всегда бывает возможно), либо сравнительный анализ психологи
ческих особенностей профессионального самоопределения различ
ных (но все-таки сопоставимых по социально-образовательным
характеристикам) возрастных групп обследуемых.
3. Сравнительный анализ психологической структуры и про
цесса профессионального самоопределения у разных групп людей
одного возраста (но отличающихся по состоянию здоровья, пс местопроживанию, общей культуре и т.п.).
4. Изучение влияния различных факторов профессиональн|
самоопределения, с которыми сталкиваются различные обсле
емые группы (например, какие факторы более значимы для
ростков из обеспеченных, а какие — из необеспеченных cei
и т.п.).
5. Исследование эффективности определенного воздейств*
самоопределяющихся людей (здесь уже уместно говорить о пр
ориентационном эксперименте как об «исследовании воз
ствия»). При этом исследоваться может эффективность кон*
ной профориентационной методики или целой программы пр
ориентационной помощи. Обычно в таких случаях выдел
контрольную группу (в которой данная методика не используе
и профориентационные занятия организуются традиционным t
собом, если вообще организуются) и экспериментальную гр
(с которой данная, исследуемая методика используется). В
группах проводятся контрольные замеры в начале и в конце он
деленного временного отрезка (в экспериментальной
перед использованием методики и после ее использован!
Результаты таких замеров (до и после проведения профорие*
ционного воздействия) позволяют сравнить изменения у ист
емых контрольной и экспериментальных групп, что дает воз*
ность затем сравнить, в какой группе эти изменения ока
более выраженными.
6. С помощью методов самоанализа, самонаблюдения и
совершенствования можно сравнивать и анализировать разл*
способы организации собственной работы с целью лучшего
знания ее смысла и дальнейшего совершенствования своей
фессиональной деятельности, а также совершенствования
себя как субъекта труда и как человека.