III. Рекомендации по выполнению заданий. Тема 1.2. Специфика процесса вхождения человека в мир «своей» и «чужой» культуры

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХЪ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.2. Специфика процесса вхождения человека в мир «своей» и «чужой» культуры

I. Задания для самостоятельной работы

Изучив материалы лекций и рекомендованную литературу, раскройте содержание следующих вопросов:

1. Понятие «идентичность» и ее виды.

2. Этнокультурные проблемы идентификации личности в современном обществе.

3. Социализация и инкультурация как составляющие процесса вхождения человека в мир культуры.

II. План семинарского занятия

1. Культурные различия между народами.

2. Культурный шок в процессе освоения иностранной культуры.

3. Способы преодоления культурного шока.

Базовые понятия, дефиниции которых необходимо выписать в тетрадь:

идентичность, социализация, инкультурация, культурная дистанция (различия), культурный шок культурного шока

Nota benе: можно использовать словари, энциклопедии

Творческое задание ( письменно в тетради на 1 стр.): из своего личного опыта или из описанного в книгах опыта других людей приведите примеры

III. Рекомендации по выполнению заданий

Студент должен понимать, что мировая культура неоднородна. Она представляет собой огромную многосоставную мозаику, слагаемую из культур различных этнических и социальных общностей. Каждый индивид проходит этапы социализации и инкультурации в раках своего функционирования в определенной культуре. В зарубежной социальной культурологии (Я.Я. Ким, В. Гудикунст, Г. Триандис и др.) используются понятия «родная» (англ. «home» – «домашняя») культура и «неродная» (англ. «stranger» – «чужерожная») культура. «Неродная культура» – культура, которая имеет систему представлений, верований, ценностей и норм, которая отличается от системы представлений, верований, ценностей и норм той первоначальной, «домашней» культуры индивида. Признаки, характеризующие ту или иную культуру, распадаются на три группы: характерные для всего человечества – общие, неспецифические (так называемые «мировые ценности»); характерные для группы локальных культур – относительно специфические; характерные только для данной локальной культуры – абсолютно специфические.

Следует понимать, что появление культурных различий между народами обусловлено совокупностью таких факторов развития этнической общности: реалии политической истории, особенности природно-климатического ландшафта, экономико-бытовые традиции организации жизнедеятельности, своеобразие этнической психологии, религиозные воззрения, художественно-эстетические вкусы и т.д. В науке выделяют комплекс факторов, способствующих сближению или разделению в процессе межэтнических контактов. Среди них такие «маркеры», как «родители и предки», «привычки, воспитание», «ценности, традиции, обычаи», «религия», «язык», «различия в территориях, где мы проживаем».

В процессе самостоятельной работы над темой студент должен освоить материал, связанный с прояснением сущности феномена культурного шока и способов его преодоления. Важно знать, что культурный шок – социально-психологический феномен, являющийся важной особенностью межкультурного взаимодействия; представляет собой первоначальную реакцию индивидуального или группового сознания на столкновение с иной культурой. Суть культурного шока – ситуация конфликта между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, правилами поведения, свойственными его родной культурной среде, и теми ценностями, нормами, языком, правилами поведения, что характерны для культурной среды, в которой он оказался. Выделяется четыре способа преодоления культурного шока: гиттоизация; ассимиляция; взаимодействие и колонизация. Проблема преодоления культурного шока – это проблема личного роста, ломки жизненных стереотипов, требующая громадной затраты личностных ресурсов.

Зачастую люди склонны рассматривать себя в понятиях своего языка, психологии и культуры, при этом оценивая поведение людей с другими этно-культурными, политико-экономическими и социально-религиозными основаниями как странное, непонятное. Такая позиция может привести к этноцентризму. Этноцентризм связан с изначальным противопоставлением своей группы чужим («мы» – «они»), лежащим в основе этнического самосознания. Он уходит своими корнями в особенности человеческой психики, настороженно (а порой и негативно) реагирующей на все незнакомое, чуждое. Этноцентризм также обусловлен процессом этнокультурной социализации человека в определенной этнической среде, восприятием ее стереотипов, ценностей и норм в качестве образцов и ориентиров поведения.

Наши рекомендации