Экономно и точно отбирать полезное и нужное из потока воспринимаемой информации.

Мы привели здесь пример составления доминанты многих текстов всей нашей книги. Нужно научиться при чтении текста всегда формировать свою доминанту. Как показывают исследования психологов, при чтении текста мозг формирует «свою трактовку содержания» того, что читается. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. Мозг вы­деляет «ядерное», сущностное значение из текста. Однако не всегда эта про­грамма используется нами эффективно. Вместе с тем только при осмыслен­ном, внимательном чтении текст понимается глубоко и полно. Следовательно, при обучении методам быстрого чтения нужно научиться использовать эту принципиально важную программу работы мозга.

Знание и умелое применение некоторых упражнений дают возможность извлекать «ядерное» значение из текста быстро и надежно. Упражнения осно­ваны на использовании дифференциального алгоритма чтения.

Сделаем наше первое «открытие»: что это такое?

Открытие, обсуждаемое здесь, состоит в том, что, оказывается, хорошие читатели читают ради понимания смысла, охватывают с одного взгляда много слов сразу, в то время как плохие читатели читают маленькими кусками, охва­тывая всего одно, два или три слова за одну остановку (фиксацию) глаз. До тех пор, пока кто-то читает вот этим последним дробным способом, он не пре­успеет в увеличении скорости чтения; более «длинные», чем, скажем, в одно предложение, мысли оказываются рассеченными на большое количество ма­леньких кусков, что затрудняет формирование единого, точного понимания смысла фрагмента текста.

Как мы уже знаем, интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно, составить нельзя. Однако для активизации чте­ния нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смыс­ловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм

чтения.

С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на логические отдельные элементы (потому алгоритм и на­зван дифференциальным). Под отдельным логическим отрезком текста в дан­ном случае мы понимаем каждый смысловой его абзац. Следует помнить, что печатный и смысловой абзацы могут не совпадать. Для облегчения после­дующей работы рассмотрим каждый из блоков алгоритма отдельно (см.

рис. 13).

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обо­значают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте пред­метное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом явля­ется вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

Смысловые ряды. Это пары слов, они состоят из комбинаций ключе­вых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой «золотого ядра» содержания текста.

Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основ­ной замысел автора. Текст как бы мгновенно сжимается, мысленно конспек­тируется. В нем остаются только зерна мысли, «золотое ядро» на уровне непре­рывных цепочек пар слов.

Но это только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количествен­ные преобразования—сжимается, прессуется. Однако, кроме количественного анализа, сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма — выявлению доминанты.

Замечено, что содержание прочитанного при пересказе люди почти ни­когда не излагают слово в слово. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как раз и отличается активное, осмысленное восприятие текста от механической

зубрежки.

На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс переко­дирования—выявление ядерного значения содержания текста. Решить эту задачу — значит сформулировать и усвоить действительное значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке. Выявление истинного значения (доминанты), таким образом, и является основной задачей чтения.

Что же такое доминанта?

Доминанта — главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления основного замысла автора. Таким образом, в тексте встречаются слова, которые как бы «подталкивают» вас читать дальше, дальше, предупреждают, что изменений смысла не предвидится. Бывают другие слова, которые «предупреждают» об изменении, «повороте» смысла, «говорят» вам, чтобы вы замедлили скорость чтения, что впереди «крутой поворот». Очень важно знать, как пользоваться такими словами-сигналами.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения в значительной степени под­сознательно. Есть основания полагать, что эффективность такого анализа у большинства читателей не всегда высока. В самом деле, знание определенной программы еще не означает умение ею пользоваться. Умение пользоваться определенной программой еще не означает возможность ее применения на уровне автоматизированного, неосознаваемого действия-навыка. Задача за­ключается в том, чтобы образовать именно навык, т. е. доведенное до автома­тизма умение грамотно и глубоко анализировать текст в режиме быстрого чте­ния. Поэтапное формирование навыка и предполагает детальный разбор каж­дого уровня мыслительных операций при чтении текста с целью выявления его основного смыслового значения—доминанты. Эту задачу и решает диф­ференциальный алгоритм чтения. Он предлагает в процессе чтения в соответст­вии с блоками алгоритма производить логико-семантический анализ текста:вначале выделить ключевые слова, затем построить смысловые ряды и, наконец, выделив цепь значений, сформировать доминанту. Цель такого упражнения — показать мозгу, как правильно надо понимать текст. Именно так, и только так можно увидеть главное, действительно важное, проникнуть в суть вещей, явле­ний, излагаемых автором. Многократное повторение упражнения формирует новый способ кодирования, обеспечивающий затем высококачественное пони­мание текста в режиме быстрого чтения.

Теперь потренируемся: проведем медленное чтение текста, размечая его в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения. Посмотрим на примере, как используется дифференциальный алгоритм.

Наш век не без основания называют веком статистики. Статистика— слово многозначное. Это и набор цифр, полученных определенным образом и характеризующих некоторые явления, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод широко применяемый как в обществен­ных, так и в естественных науках.

В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народо­населения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним и читате­лей, и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов. Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и неупотреблял слов «средняя продолжительность жизни»? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как и в год рождения. Таким образом, эти величина расчетная и условная. .

В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в табл. 4.

Таблица 4

Наши рекомендации