Современные теории личности

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию лич­ности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических , не экспериментальных, структурнодинамических, охватывающих всю жизнь человека и использую­щих для описания его как личности внутренние психологиче­ские свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с верши­ной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разра­ботанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «OHO», «Я» И «Сверх-Я». «OHO» - это собственно бессознатель­ное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я~> - сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознатель­ном, так и на подсознательном уровнях. «OHO» действует в со­ответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ори­ентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководству­ется идеальными .представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«OHO» является продуктом унаследованного человеком от жи­вотных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх­Я» это итог воздействия общества на сознание и подсозна­ние человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» лично­сти - это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с кото­рыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литера­туры и искусства.

Система жизненно важны потребностей человека, которая со­ставляет содержание «OHO», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, ре­ryлируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые

влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта С тем, что содержится в «Сверх-Я», Т.е. с социальны­

ми и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно»

И «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоре­чия. ОНИ разрешаются с помощью «Я» - сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципом реальности, стремится разум­но примирить обе конфликтующие стороны таким образом, что­бы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и бес­покойства, которые часто возникают У человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоцио­нально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных проти­воречий между тем, что побуждает поведение на самом деле«<Оно»), И тем, что им должно было бы руководить( «Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных со­стояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так на­зываемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к от­рицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы.. Одна из наиболее рас­пространенных форм такого поведения - неприятие, отрица­ние критики в свой адрес со стороны других людей, утвержде­ние, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную пси­хологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подверга­ющихся справедливой критике.

2. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей ча­стью относится к информации, поступающей извне, подавле­ние относится к блокированию со стороны «Я» внутренних им­пульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприят­ные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, кото­рые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимо­го забывания, не сопровождающиеся выраженными психиче­скими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

3. Рационализация. это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации ха­рактерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы ра­ционализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совер­шенного нежелательного действия «объективными» сложивши­мися обстоятельствами.

4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от са­мих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Та­кая тенденция и получила название «формирование реакции».

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и чер­ты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессоз­нательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. .

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстра­ненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удов­летворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно до­пустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сно­видениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов не­однократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации чело­века, отожествления мотивов его социального поведения с био­логическими потребностями животных и принижения роли со­знания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной. Многие из содержащихся в ней и в работах неофрейдистов по­ложений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизнен­но правдивыми, нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клини­ческих наблюдений за несколькими пациентами.

Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессоз­нательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.

Свой теоретический подход к психологии личности предло­жили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем кон­цепциям, которые полностью или частично отождествляли пси­хологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно от­нести к разряду психодинамических и одновременно интерак­ционистских (у разных авторов по-разному), не эксперименталь­ных, структурно-динамических, охватывающих весь период жиз­ни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терми­нах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в само­сознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде все­го интересует то, как человек воспринимает, понимает и объяс­няет реальные события в своей жизни. Они предпочитают опи­сывать феноменологию ЛИ'JНОСТИ, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологи­ческими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и Т.П.

Наиболее известными представителями этого подхода к лич­ности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас крат­ко остановимся только на характеристике теории К.Роджерса.

Глава 13. Введение в психологию личности

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наде­ленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели И ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджера стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспек­тивы собственного развития. Основные вопросы, которые каж­дый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положитель­ной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и иска­женной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности челове­ка жизнью, :мера полноты испытываемого им счастья непосред­ственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я»и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализацuя, стремление к са­мосовершенствованию и самовыражению. Признание главен­ствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изуче­нии психологии личности, несмотря на значительные расхож­денния

в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концеп­цией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружаю­щими самоактуализирующаяся личность.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся

личности относятся:

- активное восприятие действительности и способность хо­рошо ориентироваться в ней;

- принятие себя и других людей такими, какие они есть;

- непосредственность в поступках и спонтанность в выра­жении своих мыслей и чувств;

- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредо­точенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

- - обладание чувством юмора;

- развитые творческие способности;

- неприятие условностей, но без показного их игнорирования; - озабоченность благополучием других людей, а не обеспе­чением только собственного счастья;

- способность к глубокому пониманию жизни;

- установление с окружающими людьми, хотя и не со все­

ми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оце­нивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

- непосредственная включенность в жизнь с полным погру­жением в нее, так, как это обычно делают дети;

- предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезо­пасных путей;

- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авто­ритетов; .

- открытое и честное поведение во всех ситуациях;

- готовность стать непопулярным, подвергнуться осужде­нию со стороны большинства окружающих людей за нетради­ционные взгляды;

- способность брать на себя ответственность, а не уходить

от нее;

- приложение максимума усилий для достижения постав­

ленных целей;

- умение замечать и, если в этом есть необходимость, пре­

одолевать сопротивление других людей.

На главный вопрос еro теории - что такое самоактуализа­ция? ААМаслоу отвечает следующим образом: «Самоактуали­зирующиеся люди все. без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень цен­ным для них - это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них - добро, истина, порядочность, кра­сота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них

как жизненно важные потребности. Существование для само­актуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно воз­никающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность вы­бирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на соб­ственные силы, наличие у человека самостоятельного, незави­симого мнения по основным жизненным вопросам. Это - про­цесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это <<отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе»l.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистиче­ская психология из всех зарубежных концепций является наи­более близкой к взглядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследова­ния в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонть­ев, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович, по приведенной вы­ше классификации можно отнести к разряду психодинамиче­ских, экспериментальных, структурно-динамических, охватыва­ющих период развития личности с раннего дошкольного детства

до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготским, Л.И.Божович по­казала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жиз­ни формируется определенный взгляд на мир, названный внут­ренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характери­стик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимает­ся как совокупность ведущих мотивов деятельности.

АН.Леонтьев представил свою концепцию структуры И раз­вития личности, в которой центральное место отведено поня­тию деятельности. Согласно приведенной классификации, тео­рию А.НЛеонтъева можно оценить как психодинамическую, не ­экспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологиче­ских (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И.Божович, основной внутренней характеристи­кой личности у А.НЛеонтъева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит.«лич­ностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредствен­но направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем ши­ре, разнообразнее виды деятельности, в которые личность, вклю­чена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизирова­ны), тем богаче сама личность.

Наши рекомендации