Программа будущих исследований
Следует признать, что в этой главе вопросов было больше, чем ответов. Отсутствие или скудость эмпирических данных в этой области, однако, не следует считать показателем того, что она бесперспективна и не заслуживает внимания исследователей. Напротив, в ней есть множество важных вопросов, которые ожидают внимания исследователей. Некоторые из этих вопросов освещаются в следующем разделе.
Агент и объект контроля
В этой главе я уже говорил о том, что нам следует выйти за пределы ставшего популярным разграничения первичного и вторичного контроля и обратиться к более широкой схеме, позволяющей учитывать связанную с контролем ориентацию представителей тех культур, в которых гармония ценится выше, чем автономия. Одно из моих предположений состоит в том, что при попытках индивида контролировать свое окружение, вместо непосредственного личного контроля могут использоваться и используются непрямой личный контроль, контроль через представителя и коллективный контроль. На основе представленного выше обсуждения можно предсказать различные предпочтения определенных стратегий контроля как в
кросс-культурном, так и в индивидуальном аспекте: а) жители Восточной Азии, которые ценят прежде всего гармонию, а не автономию, менее охотно используют стратегии непосредственного личного контроля, предпочитая ему другие виды контроля, при этом жители Северной Америки, для которых автономия является приоритетной ценностью по отношению к гармонии межличностных отношений, предпочитают непосредственный личный контроль; б) чем больше индивид ценит гармонию межличностных отношений по сравнению с автономией, тем чаще он будет избегать стратегий непосредственного личного контроля. Из данных предположений вытекает любопытная вероятность того, что очевидные кросс-культурные и тендерные различия в ориентации на определенные стратегии контроля могут быть сведены к индивидуальным различиям ценностной ориентации.
Влияние каждой из стратегий контроля на ощущение индивидом автономии или межличностной гармонии остается неизменным в разных культурах, то есть скорее всего результат успешного осуществления определенного вида контроля, представленного в табл. 12.1, будет одинаков в любой культуре, то же самое верно по отношению к результатам вторичного контроля. В любой культуре успешное осуществление непрямого личного контроля, контроля через представителя или коллективного контроля будет способствовать сохранению гармонии межличностных отношений. Данное предположение также нуждается в эмпирическом подтверждении.
В прСцессе будущих исследований мы должны заняться и выявлением объектов вторичного контроля, что позволит нам понять мотивацию, которая лежит в его основе. В зависимости от обстоятельств объектом контроля могут быть различные аспекты познания или эмоций индивида. Например, если индивид стремится укрепить свое ощущение самоэффективности, то может попытаться сделать это, прибегнув к замещающему контролю или греясь в лучах чужой славы. Данную разновидность вторичного контроля следует отличать от других типов вторичного контроля, целью которых может быть восстановление'душевного равновесия.
Самоэффективность и автономия
Очевидно, что непосредственный личный контроль способствует формированию ощущения самоэффективности. Это значит, что непосредственный личный контроль безусловно способствует формированию у индивида убеждения, что он способен контролировать жизненно важные события. При этом воздействие остальных разновидностей контроля на ощущение самоэффективности не столь очевидно. Я предполагаю, что в определенном смысле ощущению самоэффективности могут способствовать другие разновидности контроля: самоэффективность в отношении способности выстроить отношения с другими людьми (контроль через представителя), самоэффективность в связи со способностью к самоконтролю (вторичный контроль) и самоэффективность в отношении сохранения гармонии (вторичный контроль). Поскольку есть основания предполагать, что непрямой личный контроль, контроль через представителя и коллективный контроль дают возможность сохранения гармонии, они также могут благотворно воздействовать на ощущение самоэффективности в отношении поддержания гармонии. Здесь может возникнуть вопрос, является ли такое понимание самоэффективности эквивалентом
самоэффективности, формированию которой способствует непосредственный личный контроль. Ким, Парк и Квак (Kim, Park & Kwak, 1998) разработали шкалу оценки ощущения самоэффективности в связи с сохранением гармонии межличностных отношений и обнаружили, что ее показатели обнаруживают позитивную корреляцию с уровнем удовлетворенности жизнью. Этот результат показывает, что имеет смысл говорить о самоэффективности в связи с поддержанием гармонии, хотя ее соотношение с общей самоэффективностьюиндивида нуждается в эмпирической проверке.
Существование прочих разновидностей самоэффективности представляет собой вопрос, который предстоит решить в процессе будущих исследований. Помимо самоэффективности при самоконтроле и успешном поддержании гармоничных межличностных отношений, интересно было бы узнать, представляет ли собой эффективность коллектива коллективную самоэффективность, то есть самоэффективность в процессе коллективного контроля событий. Было бы интересно составить план эмпирического исследования, которое позволило бы ответить на этот вопрос.
Еще одна проблема, которая стоит перед исследователями, — взаимосвязь различных типов самоэффективности и автономии. Вполне попятно, что самоэффективность индивида, подкрепляемая непосредственным личным контролем, благоприятно сказывается на ощущении автономии. Но что при этом можно сказать о воздействии других разновидностей самоэффективности на ощущение автономии? Например, если ощущение самоэффективностн индивида сложилось в результате успешного поддержания гармоничных межличностных отношений, означает ли это, что он будет ощущать себя более независимым? Поскольку автономия предполагает отсутствие манипуляции со стороны окружающих и возможность выносить независимые суждения, остается непонятным, может ли способность поддерживать гармоничные межличностные отношения освободить личность от влияния других людей.
Мотивация контроля
Приведенные выше рассуждения позволяют понять, что на осуществление контроля и па Востоке и па Западе оказывает влияние не только стремление контролировать окружение или самого себя, но и другие моменты. Как показано на рис. 12.2, выбирая путь, представленный в нижней части, индивид может стремиться к сохранению гармоничных отношений с окружением, корректируя их в социальном и физическом плане. При выборе пути, представленного в верхней части рисунка, обретенное психическое здоровье способствует формированию ощущения автопомин. Оба пути предполагают, что, помимо воздействия на непосредственный объект контроля (эго или окружение), индивид стремится обрести психическое здоровье. Данная модель позволяет сделать некоторые любопытные предположения.
Во-первых, данная модель говорит о том, что ощущение автономии не является обязательным условием психического здоровья в случае выбора индивидом нижнего пути (рис. 12.2). Хотя на Западе автономия представляет собой значимую составляющую адаптации, наша модель наводит на мысль о том, что индивид может обрести психическое здоровье и без нее. Для тех, кто выбирает нижний путь,
гармоничные отношения с окружением важнее автономии. Таким образом, возможно, в этом случае на Я-концепцию индивида влияет в первую очередь его способность к поддержанию гармоничных взаимоотношений, а не ощущение автономии. Если это так, самоуважение индивида может определяться его способностью к поддержанию гармонии взаимоотношений с окружением, а не способностью изменять это окружение.
Во-вторых, желательность поведения может определяться путем, который избирает индивид. Если он придерживается верхнего пути, изображенного на рис. 12.2, то ему необходимо осуществлять личный контроль окружения для обретения ощущения автономии. То есть-пред почтительным будет тот тип поведения, который обеспечит максимальную возможность личного воздействия на окружение с целью его изменения. Если же избран нижний путь, предпочтительным будет тот тип поведения, который обеспечит максимальную возможность сохранения гармонии взаимоотношений с окружением, если речь не идет о возникновении насущных биологических потребностей.
В-третьих, данная модель говорит о том, что существует возможность комбинаций при выборе ориентации, связанной с контролем. Значит, можно испробовать и тот и другой путь к психологическому здоровью, или изменить свой подход в зависимости от обстоятельств. Например, Уикол Ким (личная беседа, 17 февраля 2000 года) обнаружил, что самоэффективность в отношении поддержания гармоничных межличностных отношений, в соответствии с оценкой по разработанной им шкале, имеет позитивную корреляцию с уровнем удовлетворенности жизнью как у немцев, так н у корейцев. Эти данные позволяют предположить, что жители Германии могут обрести психологическое здоровье как избрав нижний, в соответствии с рис. 12.2, путь, так и используя верхний путь. Если индивид может использовать оба варианта действий для обретения психологического здоровья, это, безусловно, расширяет его возможности адаптации. Хотя для жителей Восточной Азии типичным считается нижний путь, они могут прибегнуть и к верхнему пути. Поскольку в любой культуре важны как автономия, так и гармония взаимоотношений с окружением, пути, представленные на рис. 12.2, не являются несовместимыми. Идея о возможности сочетания индивидом обоих путей независимо от культурной среды, открывает новые перспективы.
Заключение
В этой главе я представил критический обзор теоретических и эмпирических исследований культурных различий в отношении ориентации, связанных с контролем. При этом я попытался осмыслить эти различия с точки зрения ценностных ориентации культуры на автономию или гармонию. Хотя имеющиеся данные достаточно скудны, чтобы можно было сделать окончательные выводы, можно говорить о чертах сходства и различия в ориентациях, связанных с контролем, между теми, кто ценит автономию, и теми, кто ценит гармонию. Вывод общего характера, который позволяет сделать эта глава, состоит в том, что для более глубокого понимания свойственных разным культурам ориентации, связанных с контролем, необходимо рассмотрение данной проблемы в более широком аспекте. Представленная на рис. 12.2 модель — первый шаг в этом направлении.
Примечание
Эта глава опирается на исследования, проведенные на целевые субсидии Министерства образования, науки, спорта и культуры Японии (10610099). Я хочу выразить благодарность Ричарду Брэдшоу, Эмнко Кашима, ЙошиКашима, Зите Мейор, Майклу Моррису, Фумио Мураками, Ромин Тафароди и Йурико Земба, а также редактору этой книги Дэвиду Мацумото за полезные замечания к начальным вариантам текста данной главы.
ГЛАВА 13