Воспаления и инфекции мочеполовых путей 5 страница

Авраам, Волгоград

Как известно, в Торе есть различные уровни. Есть уровень сод («тайна» – Каббала), рэмез («намёк»), драш («толкование»), пшат («простой смысл»).

Рав Хаим из Воложина пишет в начале своей знаменитой книги Нэфеш а-Хаим: на уровне сод "всё, что связано с образом и подобием, необычайно значимо, и в этом заключено большинство тайн Зоара". Далее он разъясняет это выражение на уровне пшата (простого смысла). Приведём его объяснение.

Рав Хаим пишет: речь не идёт о том, что Всевышний создал человека полностью подобным Самому Себе. Ведь у Всевышнего нет тела и Его нельзя постичь с помощью понятий материи и времени. Об этом сказано в книге пророка Йешаягу (40, 18): «И какой образ сопоставите с Ним?». Слова «по образу и подобию» означают, что человек в чём-то подобен Всевышнему. Подобно тому как царь Давид говорит (Тэилим 102, 7): «Уподобился я пеликану пустынному…». Понятно, сказанное не означает, что у царя Давида выросли крылья и клюв или что он уподобился пеликану формой тела. Речь идёт о том, что Давид скитался, подобно пеликану пустынному – птице, живущей в одиночестве, не имеющей постоянного гнезда.

Прежде, чем объяснить, в чём же человек подобен Б-гу, рав Хаим обращает наше внимание на другую "проблему" в этом стихе. Сказано в Торе (Бэрешит 1, 27): "И сотворил Б-г (Элоким) человека по образу Своему, по образу Б-жию (Элоким) сотворил его…". Мы знаем, что Всевышнего называют различными Именами (см. «Как зовут Б-га?» [133] ). Почему в приведённом стихе используется именно имя Элоким?

Рав Хаим из Воложина объясняет: в Шулхан Арухе (Орах Хаим 5) приводится, что имя Элоким указывает на всесилие Б-га (слово элока означает на иврите «сила»). Это имя говорит о том, что любая сила в любом из миров каждое мгновение зависит только от Б-га. Всевышний поддерживает их каждое мгновение, только Он является источником силы и мощи (см. «Как это „нет ничего, кроме Б-га“?» [134] ), и Он управляет этими силами каждое мгновение.

В этом, говорит рав Хаим, человек частично подобен Б-гу. Желание Всевышнего было в том, чтобы действия человека имели влияние на эти силы. Своими добрыми делами, словами и мыслями человек поддерживает некоторые высшие святые силы и миры, добавляет им святости и света. И, не дай Б-г, наоборот: своими злыми делами, словами и мыслями человек разрушает какие-то высшие святые силы и миры – без счёта.

Рав Хаим подводит итог: "Потому и сказано (Бэрешит 1, 27):" И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию …", … ибо по образу Б-жию создал Он человека" (Бэрешит 9, 6). Всевышний владеет всеми силами во всех мирах и управляет ими каждое мгновение по воле Своей. И человека Он поставил по воле Своей управлять тысячами тысяч сил и миров со всеми их делами и устройством каждое мгновение, чтобы влияли на них дела, и слова, и мысли человека, как будто от человека также зависит их сила". (Здесь важно обратить внимание: рав Хаим употребляет слова «как будто». Понятно, что человек не является властелином всех этих сил, не имеет на них «самостоятельного» влияния. Человек может влиять на эти силы и миры лишь потому, что таково желание Всевышнего – чтобы различные духовные силы зависели от действий человека).

В заключение приведём этический вывод, который делает отсюда рав Хаим (там же, часть 4):

"Пусть ни один еврей не скажет, не дай Б-г, в своём сердце: "Кто я и что моя сила, чтобы я мог совершить своими жалкими действиями хоть что-то в этом мире". Но должен понимать, и знать, и утвердить в мыслях своего сердца, что ни одна частица его дел, и слов, и мыслей в каждую минуту и мгновение не пропадает, и как велики его дела, насколько огромны и возвышенны: ведь каждое из них поднимается, как предписано, чтобы воздействовать в высотах высот, на высшие миры и свет". Рав Хаим продолжает: "И, действительно, у того, кто вдумается в это хорошо, сердце затрепещет от ужаса и страха, когда он поймёт, на каком уровне его недобрые, не дай Б-г, дела оказывают влияние, что он портит и разрушает даже небольшим грехом".

На какой день Творения были созданы ангелы и дьявол?

Здравствуйте! В книге Бытия ничего не сказано о том, когда Б-г сотворил ангелов и дьявола. Поясните, пожалуйста.

С уважением, Ольга

В книге Бэрешит (Бытия) «прямым текстом» рассказано только о создании материального мира. Поэтому в Торе создание ангелов напрямую не упоминается. Однако в ми-драше Бэрешит Рабба приводится спор мудрецов об этом. По мнению Раби Йоханана, ангелы были созданы на второй день Творения, тогда, когда были созданы небеса, а по мнению Раби Ханины ангелы были созданы на пятый день Творения.

Мнение раби Йоханана основывается на стихах книги Тэилим (104, 3–4): "Прикрывает водами верхние чертоги Свои… Делает Он ветры посланниками Своими (осэ малахав – можно перевести как «делает ангелов Своих»)…". В этом стихе содержится намёк на то, что Творец создал ангелов (осэ малахав) в тот день, когда Он создал небеса («Прикрывает водами верхние чертоги свои…»).

Раби Ханина же аргументирует своё мнение тем, что в этот день были созданы крылатые создания, как сказано (Бэрешит 1, 20): «И сказал Б-г: да воскишит вода кишением живых существ; и птицы да полетят над землёю по своду небесному». А ангелы также существа крылатые, как это следует из стиха в книге пророка Йешаягу (6, 2) [135] .

Дьявол же, по мнению мудрецов (Бэрешит Рабба 17, 6), был создал на Шестой день Творения, когда были созданы Адам и Хава. Ведь он был создан ради человека, см. «Зачем Создатель сотворил дьявола?» [136] .

Лилит была первой женой Адама?

Уважаемый Рав Реувен Куклин. Понятно, что Хава была создана из ребра Адама, но разве первой женщиной, созданной вместе с ним (я слышала, что из огня), была не Лилит? Я слышала, что она была первой женой Адама. Это не так?

С уважением, Дина

Это распространённое заблуждение. Лилит не была первой женой Адама. Да и невозможно, чтобы Лилит была его женой, ведь она вовсе не является человеком, как это явствует из стиха в книге Йешаяу (34, 14): «И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе». Из этого стиха явно видно, что Лилит – это злой дух. А в великой каббалистической книге Зоар сказано, что Лилит является главой всех злых духов.

Я думаю, что это заблуждение основывается на ошибочном понимании другого отрывка из книги Зоар. Там (Ваикра 19 а) сказано, что злой дух по имени Лилит пытался искусить Адама совершить грех, когда Творец создал Адама. Видимо, эти слова Зоара были поняты ошибочно: будто Лилит была женой Адама. Но, как сказано, это совсем не так.

Ангелы вступают в интимный контакт?

Кто такие «падшие ангелы»? Как они могли возжелать «дочерей земель», у ангелов же нет людских желаний? И ещё, ангелы вступают в сексуальный контакт?

Геннадий, Красноярск

В комментарии к главе Шлах лэха (Бэмидбар 13, 33) Раши пишет, что «падшие ангелы» – это ангелы, павшие с Небес во времена поколения Эноша. Источник слов Раши находится в мидраше Дварим Рабба (Вэ-зот а-браха 11), где сказано, что два ангела по имени Аза и Азаэль спустились на землю и возжелали «дочерей земель».

Чтобы ответить на Ваши вопросы, обратимся к книге Зоар, где приводится история их падения. Зоар сообщает нам, что когда захотел Всевышний сотворить человека, сказали ему два ангела, Аза и Азаэль: "«Что есть человек, что Ты помнишь его…» (Тэилим 8, 5), ведь он будет грешить пред Тобой". Ответил им Всевышний: «Если бы вы находились внизу, как он, вы грешили бы больше, чем он». И Всевышний создал им тело и удалил их от святости, и стали они как люди. Добавляет Зоар: "И среди всех ангелов никто так не уподобился людям… как бнэй эло-им («сыны великих»)". И когда увидели они дочерей человеческих, не смогли владеть собой и согрешили с ними, как сказано в Торе: «…сыны великих стали входить к дочерям человеческим» (Бэрешит 6, 4). Они всё больше опускались духовно и дошли до того, что начали обучать людей различным видам колдовства.

Из Зоара ясно, что речь здесь идёт о совершенно особом событии: эти ангелы действительно стали как люди. И то, что произошло именно с этими ангелами, никогда не происходило с другими и не произойдёт впредь.

То, что произошло с Азой и Азаэлем, показывает нам, насколько велика сила дурного стремления: даже тот, кому истина открыта полностью, может сойти с истинного пути. Поэтому нам всегда следует рассчитывать свой путь в этом мире, чтобы спастись от дурного стремления, как говорит Талмуд (Моэд Катан 5а): «Каждый, кто обдумывает свои пути – удостоится увидеть спасение, посланное Всевышним». И тот, кто сумел обуздать своё дурное стремление, получает великую награду от Всевышнего как победитель в великой войне.

Почему Всевышний не дал Сам имена животным?

Почему Всевышний не Сам дал имена животным, а поручил это Адаму?

Александр, Ярославль

Все слова святого языка отражают сущность вещей [137] . У каждой буквы – особое духовное значение, и у сочетаний слов – особый духовный смысл. Поэтому Талмуд говорит (Брахот 55а), что Бецалель умел сочетать буквы, с помощью которых были созданы Небо и Земля, – ведь чтобы построить Мишкан (Скинию), который был духовным прообразом мира, надо было знать духовную сущность всего мира.

Всевышний хотел, чтобы Адам полюбил свою жену, как самого себя. Но мир устроен так, что человек рад лишь тому, что прежде ему недоставало. Чтобы Адам почувствовал и осознал, насколько ему недостаёт жены, Творец повелел ему дать имена всем животным. Чтобы дать настоящие имена, определяющие духовную сущность этих животных, необходимо было вдуматься и глубоко проникнуть в их сущность, понять их духовный корень. Поэтому Адаму предстояло познать духовный корень каждого животного. Для этого Всевышний привёл к нему всех зверей и птиц – чтобы он мог "вглядеться" в них, как сказано (Бэрешит 2, 19): «И создал Господь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их».

Адам действительно постиг духовный корень каждого животного и нарёк ему имя в соответствии с этим корнем. Об этом сказано во второй части стиха: "И как назовёт человек всякое живое существо (нэфеш хайа —"живая душа"), так и имя его" (там же). Комментирует Виленский Гаон: "В соответствии с духовным корнем (нэфеш хайа) дал он им имена".

После того, как Адам задумался над сущностью каждого создания, он понял, что нет среди них никого, кто мог бы стать ему парой. И почувствовал, как сильно ему не хватает пары. Об этом сказано в следующем стихе (20): «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; а для человека не нашёл он подмоги соответственной».

И только после того, как человек понял, насколько тяжело для него отсутствие пары, Всевышний создал ему жену – кость от его костей и плоть от плоти его, как сказано в следующих стихах: "И навёл Господь Б-г крепкий сон на человека; и, когда он уснул, взял одну из сторон (цела) [138] его и закрыл плотью то место. И перестроил Господь Б-г сторону, которую взял у Адама, в женщину, и привёл её к Адаму" (21, 22).

Когда Адам увидел, насколько подходит ему Хава, он испытал большую радость и сказал (стих 23): «Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей», т. е. «только теперь я вижу создание, которое мне подходит, а все животные мне не подходили». Сказали мудрецы (трактат Йевамот, 63 а): "Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей – следует отсюда, что Адам задумался о природе каждого домашнего и дикого животного и познал её, но не успокоился, пока не вгляделся в духовный корень Хавы". После того, как Адам понял, насколько подходит ему Хава, он дал ей имя, подобное своему имени (иш – алеф-йуд-шин), но добавил к нему букву hэй (иша – алеф-шин-hэй). Это «намекает» на то, что жена дополняет мужа: две буквы в их именах совпадают, но в имени мужчины есть дополнительная буква йуд, а в имени женщины – буква hэй. Вместе эти дополнительные буквы составляют Имя Всевышнего – йуд и hей [139] .

Дайте мне, христианину, удобовразумительный ответ!

Здравствуйте. Я христианин, но вопрос мой о том, на что в христианстве я удобовразумительного ответа так и не нашёл. В 20-ой главе Исхода, стих 6, написано о милости до тысячных (до тысячи) поколений. Христиане говорят о последнем времени, и в иудаизме, насколько я знаю, Земле (в том виде, как она есть) отведено тоже 6 тысяч лет. Однако несложный расчёт показывает, что при самом смелом предположении даёт лишь 8–9 поколений за 100 лет, то есть для 1000 родов, необходимо 12000 лет, а значит, человечество ещё даже не приблизилось к середине своего существования.

Мой вопрос: где ошибка – в летоисчислении или в утверждении о близком конце этого мира? С глубоким уважением и благодарностью за Ваш сайт.

Геннадий, Одесса

Вы задаёте интересный вопрос. Дело здесь в особенностях святого языка. «Тысяча» (элеф) – самое большое число, существующее в святом языке. В нём нет слов, обозначающих «миллион» и «миллиард». Эти понятия передаются с помощью слова «тысяча», например, «тысяча тысяч» [140] . Поэтому слово «тысяча» обозначает не только точное количество чего-либо, но и «максимум», «максимально возможное количество» чего-либо. В этом последнем значении слово «тысяча» употреблено, например, в стихе в книге Царей I (3, 4): «…тысячу всесожжений вознёс Соломон на том жертвеннике». Т. е. царь Соломон совершил максимально возможное для него число жертвоприношений. В этом же значении употреблено слово «тысяча» в Царей I, 5, 12. Там сказано о царе Соломон: «И изрёк он три тысячи притч…». Это означает, что царь изрёк по тысяче (множеству) притч на каждую из трёх «тем»: Тора, мудрость и этика (Виленский Гаон писал, что книга Притч содержит три части, каждая из которых посвящена одной из тем).

В том стихе, который Вы приводите ("…творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои"), имеется в виду, что Всевышний творит милость любящим Его до конца всех поколений. И так разъясняет этот стих великий комментатор Писания Ибн-Эзра. Он пишет, что слова "до тысячных родов" означают "всегда".

Перекос в раю?

Здравствуйте. Я очень благодарен Вам за ответ [141] . Больше всего я удивился своей реакции на него – я принял его полностью. Я не знаю, могу ли я задать Вам ещё несколько вопросов, но попробую. Сколько времени Адам и Ева прожили в Эдене? Этот вопрос меня волнует с точки зрения семейных отношений. Ева ещё как-то, хоть и безуспешно, пыталась спорить со змеем, а Адам безропотно подчинился Еве, почему? По-видимому, между ними уже успели сложиться какие-то отношения, тогда какова роль каждого в этих отношениях? По-моему, налицо какой-то перекос, но это же происходит в Эдене, до грехопадения.

С глубоким уважением, Геннадий, Одесса

Вы пишете, что удивились тому, что полностью приняли мой ответ. Из этих слов я понимаю, что Вы человек, который не с лёгкостью принимает утверждения других. С точки зрения иудаизма это большое достоинство, присущее обычно мудрецам Торы. В Талмуде сказано (трактат Таанит, 4 а): «Мудрец, который не твёрд, как железо, – не мудрец». Имеется в виду, что мудрый человек должен быть твёрд в своих убеждениях, не менять их с лёгкостью. Только после основательного интеллектуального анализа мудрый человек примет новые для него идеи.

Однако если в результате интеллектуального анализа мудрый человек видит истинность этих убеждений, он их принимает. В трактате Пиркей Авот (5, 7) мудрецы перечисляют качества, необходимые мудрецу. Одно из этих качеств: «Соглашается с истиной».

Поскольку ответ, который я Вам послал, – не мой, а еврейских мудрецов, комментаторов Торы, его истинность очевидна (как и истинность всех слов мудрецов – для того, кто в них вдумается). И Вы, как мудрый человек, увидели его истинность и с ним согласились.

Относительно Вашего вопроса об Адаме. Мудрецы говорят (Мидраш Ваикра Раба 21, 1), что в тот день, когда Адам был создан, он согрешил. Действительно, удивительно: из этих слов мудрецов видно, с какой лёгкостью Еве удалось убедить мужа.

Отсюда можно сделать вывод о том, насколько велико влияние жены на мужа. Этот момент подчёркивает самый мудрый из всех людей, царь Соломон, говоря (Притчи 14, 1): «Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками». В этом стихе «домом» называется семья. Речь идёт о способности жены положительно (либо отрицательно) влиять на мужа.

Мидраш (Бэрешит Рабба 17, 7) приводит историю о праведнике, женатом на праведнице. По прошествии немалого времени у них не было совместных детей. Сказали они друг дугу: «Б-гу важно, чтобы у людей были дети. Нам важно поискать себе другую пару. Возможно, так мы удостоимся потомства». Праведник и праведница развелись. Так получилось, что праведник женился на грешнице и жена его вышла замуж за грешника. Праведник под влиянием грешной жены стал также грешником, а грешник под влиянием праведной жены стал праведником. Заканчивает Мидраш: «Отсюда мы учим, что всё от женщины». Т. е. её влияние на мужа гораздо более весомо, чем влияние мужа на жену.

Об этом же говорит мидраш в Пиркей дэ-раби Элиэзер (часть 40). Мидраш объясняет, почему при получении Торы Творец обратился прежде к женщинам, как сказано «И Моисей взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г с горы, сказав: Так скажи дому Яакова и возгласи сынам Исраэля» (по мнению мудрецов (Мехильта), «дом Яакова» – это обращение к женщинам). Мидраш утверждает, что причина этого в том, что мужчины ведут себя согласно мнению их жён.

Отсюда ясно, какая огромная ответственность за строительство семьи лежит на женщине и насколько важно мужчине выбирать праведную жену.

Почему Творец вначале создал Адама и Еву как единое целое, а потом их разделил?

Адам изначально был и мужчиной и женщиной вместе, зачем ему понадобилось разделение?

Александр

В Торе два раза говорится о сотворении человека – «по-разному». В одном месте (Бэрешит 5, 2) сказано: «Мужчину и женщину, сотворил их…». Отсюда видно, что Всевышний изначально сотворил Адама и Хаву по отдельности. В другом же месте говорится (Бэрешит 9, 6): «…по образу Б-жию создал Он человека». Отсюда следует, что вначале Адам был сотворён один. Мудрецы объясняют (Талмуд, Брахот 61а): «Сначала Он задумал сотворить двоих, а в конце был создан лишь один».

Сказал Царь Соломон (Мишлей 1, 6), что он написал книгу Мишлей, чтобы «понять притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». Эти слова толкует Виленский Гаон: царь Соломон говорит здесь о Письменной и Устной Торе. Письменная Тора здесь названа притчей, потому что пример всегда понятен, однако он никогда не приводится «ради себя самого», – в нём всегда скрыт намёк на глубокие вещи, которые сложно понять без помощи примера. Так и слова Торы даны не только ради их простого смысла, но и ради тех глубоких вещей, на которые они «намекают». И так сказано в Зоаре (Бэаалотха 149, 2): «Да выйдет дух из того, кто говорит, что Тора написана только ради того рассказа, который в ней изложен. Потому что, если бы это было так, Тора не была бы высшей Торой, истинной Торой… Но, конечно же, святая Тора – Тора истинная, „Тора Господня совершенна“, и каждое слово в ней учит нас вещам высшим».

А Устную Тору назвал Царь Соломон "загадкой", потому что она подобна загадке – даже простой смысл её непонятен.

Это относится и к тем словам мудрецов, которые мы привели выше: их нельзя толковать буквально, поскольку буквальное понимание было бы таково: Б-г сначала "запланировал" одно, потом "раздумал" и сделал другое. Это невозможно, поскольку Всевышний совершенен во всём. Говоря о Его действиях, невозможно использовать такие слова, как "раздумать", "передумать" "изменить первоначальные планы" и т. п., как сказано в стихе (Шмуэль 15, 29): «…ибо не человек Он, чтобы раскаяться».

Разъясняет Виленский Гаон (комментарий на Мишлей 9, 10, см. также Имрэй Ноам на это место в Талмуде), что всегда существует различие в «направлениях» мышления и деятельности: мысленно человек сначала рисует цель – ради чего он собирается что-либо сделать – и только затем думает о деталях, как именно он будет это делать. А в деятельности – детали предшествуют цели. Именно это подразумевается в высказывании мудрецов о том, что Всевышний «сначала принял решение сотворить двоих». Целью творения было создать Адама и его жену «отдельными», чтобы жена могла помогать мужу. Ведь ради этого она была сотворена, как сказано (Бэрешит 2, 18): «И сказал Господь Б-г: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему». Однако порядок действий был таким, что вначале оба были сотворены вместе. Это было необходимо для того, чтобы увеличить их любовь и близость друг к другу, чтобы они ощущали себя как бы единым целым.

Из этих источников можно понять, почему Всевышний сначала сотворил мужчину и женщину как единое целое, а затем разделил их.

Как объяснить, что Б-г раскаялся?

В моём переводе на русский язык написано так: «… И увидел Всевышний, что велико развращение людей на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Всевышний, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Всевышний: истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа…». Я смущён тем, что Всевышний как будто вдруг «прозрел», что «раскаялся»… Выглядит, как будто всё пошло не по Его суверенной, непреодолимой воле, не по Его первоначальному (единственному) плану. Я не верю, что может быть что-то, не ведомое для Создателя, или что-то, не предопределённое Им и вдруг реализованное. Разъясните, пожалуйста, что написано (сказано) на самом деле? Заранее благодарен. Да благословит вас Благий!

Юрий

Вы правы, Творец никогда не передумывает и не «раскаивается» ни в чём, ведь Он совершенен во всём, в том числе – в Своём знании. Об этом ясно говорит пророк Шмуэль (I, 15, 29): «А Сильный Израиля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться».

Понять это место (как и многие другие места) в Торе помогут слова Рамбама в книге Мишнэ Тора. Там Рамбам пишет следующее («Законы основ Торы» 1, 11–12): «И так как уже было объяснено, что нет у Него физического тела, ясно, что нет у Него и телесных свойств. Ни соединения, ни разделения; ни места, ни измерения; ни подъёма, ни нисхождения; ни правой, ни левой стороны; ни направления вперед или назад; ни сидения, ни стояния. И Он не существует во времени, поэтому нет у Него ни начала, ни конца, ни возраста. И Он не меняется, ибо ничто не может изменить Его. И нет у Него ни смерти, ни жизни – подобной жизни живого организма; ни глупости, ни мудрости – подобной человеческой; ни сна, ни пробуждения; ни гнева, ни веселья; ни радости, ни печали; ни молчания, ни речи, подобной человеческой… И поэтому все эти и им подобные слова, употребленные в Торе и у пророков, – всё это лишь образные сравнения и аллегории» [142] .

Поэтому везде, где говорится о Творце, речь идёт не о Нём самом, а только о Его действиях. Например, если сказано, что Творец разгневался, это не значит, что Он исполнился гнева, подобно человеку. Это значит, что Его действия выражали гнев. Это же относится и к тому отрывку, который Вы привели. Тут не имеется в виду раскаяние, подобное человеческому раскаянию, когда человек сожалеет о том, что сделал. Тут имеется в виду, что Творец изменил Свое поведение с людьми. Если прежде Он поступал с ними милосердно, то теперь начался новый период: Всевышний готовит мир к уничтожению почти всего человечества во время потопа.

Жизнь человека ограничена 120 годами?

Шалом! Я слышал, что после Потопа жизнь человека ограничена 120 годами, но бывают ли исключения из этого правила? Например, некий А. Рыбалка в своей книге «Путеводитель по миру каббалы» упоминает некую советскую марку, выпущенную в честь 148-летия жителя Кавказа…

В Торе сказано (Бэрешит 6, 1–3): «И было, когда люди начали умножаться на земле, и дочери родились у них, И увидели сыны великих дочерей человеческих, что красивы они, и брали себе жён, каких выбирали. И сказал Г-сподь: да не борется дух Мой в человеке вечно, потому что он плоть; пусть будут дни его сто двадцать лет». Из слов «пусть будут дни его сто двадцать лет» следует, на первый взгляд, что жизнь человека будет ограничена ста двадцатью годами. Также мы видим, что Моше-рабейну, самый совершенный из людей, о котором Всевышний сказал (Шмот 23, 26): «…число дней твоих сделаю полным», прожил 120 лет (Дварим 34, 7). На этом основан обычай желать ближним долголетия: «До ста двадцати».

Если так, нам следует понять, как же тогда возможно существование долгожителей – тех, кто преодолел этот возрастной рубеж, как, например, тот 148-летний житель Кавказа, о котором Вы упомянули, и другие. Более того, и в самой Торе говорится о людях, которые прожили – уже после Потопа – более 120 лет.

Можно было бы сказать: в Торе речь идёт о большинстве людей, но, конечно, не исключается возможность того, что некоторые люди проживут дольше 120 лет.

Однако Ибн-Эзра указывает на проблематичность такого понимания. Он пишет: "Шем жил шестьсот лет, и все поколения после него жили очень долго, до поколения Пелега". Поэтому Ибн-Эзра утверждает, что этот стих следует понимать в соответствии с переводом Онкелоса: Всевышний говорит, что даёт людям этого поколения отсрочку в 120 лет; если они за это время не раскаются, Он наведёт на них потоп.

Так же переведён этот стих и в Таргуме Йонатана, так его объясняет и Раши. И, действительно, я не нашёл, чтобы кто-то из наших мудрецов или комментаторов Торы выводил из этого стиха, что срок жизни людей после Потопа будет ограничен. Поэтому, вполне вероятно, что подобное понимание является ошибочным.

Если так, выходит, что и пожелание "до ста двадцати" является ошибочным.

Как все животные могли поместиться в ковчеге?

Как все виды животных могли поместиться в ковчеге? Существует столько видов слонов и прочих крупнокалиберных…

Александр, Россия

Вы задаёте правильный и хороший вопрос, который должен задать себе каждый, внимательно изучающий Тору. Уже Рамбан, один из величайших комментаторов Торы всех поколений, поднимает этот вопрос. Он пишет: то, что в ковчеге поместились все животные, а также еда для них на целый год, было чудом. Такая «разновидность» чуда называется на языке мудрецов муат эх-зик эт а-мерубэ – «малое вмещало большое». В Мидраше Йалкут Шимони (Йеошуа 14) приводятся различные примеры подобного рода чудес, которые происходили в различные времена.

Однако Рамбан не ограничивается этим утверждением. Он продолжает задавать вопросы. Если это было чудо, спрашивает Рамбан, зачем же Ноах должен был строить такой большой ковчег [143] ? Ведь достаточно было построить ковчег минимальных размеров, и он также вместил бы всех животных чудесным образом.

На это Рамбан даёт два ответа. Во-первых, говорит великий комментатор, масштабное строительство было необходимо для того, чтобы все современники Ноаха обращали внимание на происходящее, удивлялись гигантскому сооружению, рассказывали друг другу о ходе строительства и рассуждали о том, что за грехи поколения Всевышний может навести потоп. Так современникам Ноаха была предоставлена возможность сделать тшуву.

Второй ответ на этот вопрос такой. Творец приказал Ноаху построить столь вместительный ковчег, чтобы "уменьшить" чудо. Рамбан пишет, что почти все чудеса в Торе имеют следующую "структуру": человек делает всё, что способен сделать, остальное – в руках Небес. Поэтому Ноах должен был построить настолько большой ковчег, насколько мог, а остальное (размещение всех животных) было в руках Небес.

Во время потопа упал метеорит и суша раскололась?

В какой момент один большой континент разделился на несколько? И как это произошло? (Я почему-то считал, что во время потопа упало большое небесное тело в виде метеорита, которое раскололо континент на несколько).

Шломо

В Торе сказано (Бэрешит 1, 9): «И сказал Б-г: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». Из того, что слово «суша» употреблено в единственном числе, следует, по всей видимости, что изначально существовал только один континент (одна «суша»). В таком случае разделение на материки произошло позже. И это следует из книги Зоар (Зоар Хадаш, Бэрешит 21а): «Мы учили: одну землю выпустила земля, а из неё образовались 7 земель». Можно предположить, что 7 земель, на которые разделилась земля, это 7 материков: Евразия, Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Гренландия.

Однако Зоар не сообщает, когда произошло разделение суши: сразу же, в третий день Творения, или позже. Вполне возможно, что разделение суши произошло во времена поколения рассеяния, о котором сказано (Бэрешит 11, 8): «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город». Возможно, для того чтобы расселить людей по всей земле, Творец разделил материки, и таким образом люди оказались во всех частях земного шара. Это можно вывести и из того, что Эвэр назвал своего сына Пелег (слово пэлэг на иврите обозначает разделение), "потому что во дни его разделилась (нифлэга) земля" (Бэрешит 10, 25). Слова «разделилась земля», по-видимому, свидетельствуют о том, что разделение земли на несколько материков произошло именно во времена поколения рассеяния.

Наши рекомендации