Еще раз подумать, стоит ли ступать на этот путь*?
«Как же мне хочется увидеть облака с вершин гор. Как же я хочу, хочу, хочу… Мечты краси- вее, чем на деле», — заметил ленивый фантазер.
* Глава с корректировками текста от 11.01.2016.
Спешите к духовному возвышению? А нужно? Это ведь определенная, еще неизвестная для вас ответствен- ность и определенные неизвестные для вас последствия. Ведь это не красивая сказка о любви, где нужно лишь быть добрым и отзывчивым, читать писания с соблюдать правила. Да ведь что еще более того, что человек бывает и писания то примет превратно, и начнет проповедо- вать одно, ругая другое. Ведь многие даже не подозрева- ют, что духовным восхождением могут навредить себе, так как, если будем прикасаться к законам духовным и сохранять прежние зависимости в поступках — не лю- бовь разовьем, а лишь чаще разочарования встретим и кривые выводы сделаем. Это ведь предполагает другой образ жизни, другое поведение, другое мышление. Это ведь в какой-то мере работа, где вы своими мыслями и делами выбрали добровольно творить благое (явное — видимое — предсказуемое*) будущее, как для себя, так и для остальных. Здесь уже нет секретов и тайн**, к которым рвется ум, все известно, все открывается для того, чтобы вы творили благо, были созидателем, умеющим видеть свои плоды в будущем. Это ведь тот вариант, когда, если вы вдруг решили вернуться к прошлому образу жизни, многое закроется для вас и останется лишь сказкой, а для многих бесполезной сказкой — хотите ли вы развиваться в этом направлении? Зачем вам состояние Христа?
А ясно ли вы понимаете, что получить знания и даже научиться владеть тонкими чувствами — это далеко еще
* Не имею в виду, что исчезает неизвестность. Путь сердца — это путь неиз- вестности, но, выбрав такой путь, вы готовы к любым испытаниям, к любой неизвестности — вы готовы; поэтому будущее для вас начинает носить откры- тый характер — любое будущее — «ваше», вы начинаете по-другому осозна- вать жизнь — ее течение и влияние на себя.
** Имею в виду, что вы уже не гоняетесь за секретами и тайнами — вам по- нятен путь.
от того, чтобы называть это духовным делом? Ясно ли вы понимаете, что спеша к духовному возвышению, но не усвоив простых, но необходимых истин первых ступе- ней, вы легко можете все полученные знания обратить на дела корыстные, опорочить все полученные знания, пе- редать их людям в искаженном виде, а как следствие — умножите в мире уровень неправды и вреда?! Ясно ли вы понимаете, что ваша лень будет периодически тормо- зить ваше желание идти этой дорогой, ведь ленивый хо- чет отдыхать, хочет «халявы», чтобы все получалось без особого труда. Духовная жизнь — это ежедневная рабо- та внутри вас. Нужно это вам?! Ясно ли вы понимаете, что после первых побед вашего рвения и остервенелого интереса к знаниям вы, все дальше идя, будете прихо- дить к состоянию «и так сойдет», вы начнете халтурить, недорабатывать, обманывать самих себя тем, что мол вот я ведь потрудился, а на деле лишь почесали где чешется. Ясно ли вы понимаете, что столкнетесь с состоянием сво- ей приобретенной умности, самоуверенности в правоте своих выводов? Ясно ли вы понимаете — что путь духов- ный — это в первую очередь уничтожение старых вас и обретение чего-то нового, но чего — вам еще не извест- ного. Понравитесь ли вы новый себе? А что будет, когда вы встретитесь с теми, кто учит те же знания, что и вы, но вдруг оказалось, что поняли вы эти знания по-разно- му и не сможете общаться с этими людьми? А как вы себе представляете отделять правду от лжи? А как пред- ставляете себе передачу каких-то знаний другим? — ведь многие передают информацию лишь от своих впечатле- ний, не имея на то истинных познаний.
А ведь еще, о чем нужно подумать, что для многих такая жизнь может стать скучной, ведь те правила, ко- торые вам придется соблюдать в духовном росте прямо
пересекаются с интересами вашей повседневной жиз- ни. Придется перестать себя развлекать, перестать ка- призничать, придется больше терпеть. А ведь терпеть то нужно ради чего-то, а ради чего? Ведь многие что де- лают — они делают вид, что духовные, но на деле и те и те — две селедки в бочке, только одна кислая, другая сладкая. В одном месте они хорошенькие и добренькие, а в другом они хитренькие и себя не обидят. Ведь многие духовным делом занимаются лишь ради успокоения — мол, не одни только вредные и худые дела делаю, хожу ведь в церковь и молюсь, значит, мол, уже не такой пло- хой человек, и как-то спокойнее на уме. Этого хотите?
Святой никогда не будет тянуть за собой человека, если видит, что он не готов. А как понять, к чему вы гото- вы сейчас? И какие знания вам нужно изучать сегодня, а какие завтра? Ведь как я вижу часто происходит — чело- век начитался информации, услышал что-то от учителя, побежал скорее воплощать это в свою жизнь, но прошло время, ум его несколько окреп, и увидел он лишь свои ошибки и как будто все требуется начинать с нуля, но уже более осознанно подойти к тому, что хотел бы прак- тиковать. То есть, человек потерял время, грамотно не подготовившись. Ведь нужно что понять — рвение, это прекрасно, но наступать на грабли надоедает не с перво- го раза. А быть дураком может надоесть в один прекрас- ный момент. Ведь, когда вы практикуете, но результатов не видите — все надоесть может. Не так ли? А если не ви- дите результатов полгода, год? Зачем тогда заниматься бессмысленным? Не лучше ли обратить свое внимание и энергию на практичные вещи — защитить свое будущее правильными инвестициями, научиться покупать и про- давать квартиры, изучить гражданское право. А? Ведь на все сил и времени не хватит. Либо то, либо то. А как
можно вариться на работе, выполняя не совсем «духов- ные» поручения, и тем не менее стремиться и развивать- ся в духовном? Тогда и работу нужно менять? Не много ли жертв ради духовного пути? Нужно ли вам это?
Поэтому духовное созидание не всем интересно и не всем желанно. Ведь исчезает неизвестность авантюриз- ма*, неожиданность, непредсказуемость, приключения, азарт, эмоции, связь с вещами — все то, что так интерес- но большинству людей, поэтому большинство так и не решается вступить на эту дорогу. Страх потерять при- вычный образ жизни, страх остаться в проигрыше — вот одни из главных препятствий.
Но, тем не менее, если вы твердо намерены пробовать, бороться, искать правду для связи с душой — найдите в себе силы и начните уже сегодня сохранять, хотя бы не- возмутимость и улыбку, смотреть на все доброе вокруг вас и через увеличительное стекло, а в микроскоп смо- треть на все несовершенное. Если у вас нет возможности встретить действительно духовного учителя, имеющего право передавать знания и учить, тогда, хотя бы возьми- те за основу те труды, которые простым и прозрачным путем учат людей любви, смирению, красоте — всем тем добродетелям, которые присуще маленьким детям, лю- бящим матерям, мужественным отцам, истинным прак- тикам законов природы и блага. Ищите вдохновение! Это важнейший мотиватор в начале пути и для многих уже опытных, кто теряет вдохновение, вкус к духовному, и склоняется к сомнениям внутри о правильности своего выбора. Не стоит думать, что та книга, которая вас вдох-
* Не путайте ту неизвестность, когда выбираем сердцем, с неизвестностью, когда движимы искушениями и желаниями. Когда выбираем сердцем — это путь души, и уму нет дела до ожиданий. Во втором случае — наш ум окован в желания и суету.
новила поначалу, не сможет так же вдохновить уже по- сле пройденного пути, прочитайте ее снова, обновите те простые истины, которые уже скрылись у вас за массой полученных знаний. Запомните простое правило — все мощнейшие и необходимые духовные практики стоят на простейших правилах. Забывая о них, наши практи- ки превращаются уже в нечто ученое, чем мы и ломаем то необходимое состояние, которое присуще детям, ког- да они пробуют что-то в первый раз. Сохраняйте в себе состояние некого удивленного переживания, когда каж- дый раз вы влюблены в то, что начинаете делать.
Плоды сердца
Иисус сказал ей в ответ: всякий пьющий воду сию возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во- век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Евангелие от Иоанна: [4]
Все ответы в сердце. Плоды сердца дают нескончаемое счастье. Как дойти до сердца? Спешить не надо, но дой- ти нужно. Жизнь коротка и как вместить в себя, как уне- сти с собой все прелести жизни, все то, к чему не успе- ем прикоснуться?! Все уже есть в сердце и мудрые учат этому пути. Он самый короткий, ведущий к счастью и он же самый тяжелый. Ведущий к счастью — понимайте не так что получите счастье, но как то, что сами станете счастьем, которое будете дарить всему живому. Жить и питаться плодами, как пишет Рерих, означает сочетать теорию и практику в благом безусыпном созидании.
Какой смысл читать книги о сердце, учиться на чужих ошибках, если не живете сердцем?! Насыщаем знаниями ум и напыщенными становимся! В таких людях лицемерия больше чем у невежд. Без любви все знания в оскомину в горле превращаются и тошно станет. «Не тратьте время на листья, живите плодами», — о том говорит Рерих*, что нет времени на всё, но спешить не нужно и удаляться от идеи тоже. Как когда необходимо накормить голодных детей — узнаете рецепт, берете продукты и готовите! Нет смысла час разглядывать упаковку, когда нужно накормить. Живи- те благим действием, дающим сердечные плоды!
Задумывайтесь о том, что все, что имеем, что нам дано — было дано нам для попытки делать в этой жизни сердечные плоды. Мы многое что хотим попробовать да почувствовать, но далеко не многое истинно полезно и сердечно. И так получается, что когда мы делаем что-то, но это не приносит нам внутренней радости, мы понима- ем, что были лишь в искушении и попробовали лишнее.
Сердечное поведение
Как привести себя к безупречному сердечному пове- дению? Ведь святой человек ведет себя естественно, не- принужденно, без игры и лицемерия, он действительно таков, каков есть. У каждого есть характер, вот его то и есть самое сложное победить. Но не заставить себя вести по-другому, но как тогда стать другим? Теоретически все понятно, но нам мешают логика, наша адекватность, сте- реотипы, образ самого себя. Каждый из нас привыкает
* Плоды сердца — основа духовной нравственности, силы. Кришна дополня- ет, о плодах временных: «Прыгай по ветвям дерева, но не привязывайся к его плодам» («Бхавгават Гита», 2.47).
к образу самого себя, мы живем собой, своим типом по- ведения. «Я таков, какой я есть», — многие говорят; мы угадываемы нашими знакомыми, мы предсказуемы, так как манера нашего мышления и поведения — есть зако- стенелость образа, описания самих себя. Мы стараемся стать лучше, но это больше напоминает игру, нежели действительные перемены в себе. Пока мы помним, пока наше «Я» твердит о том, кто мы есть, нам не избавиться от образа самого себя — личности, увешенной различ- ными атрибутами поведения! Как измениться? — изме- ниться так, чтобы жить, мыслить, поступать как Иисус... Чтобы вместо личности в нас звучало сердце. Ведь нужна и сила воли, и сердце, и контроль над эмоциями, и уме- ние красиво говорить, и уметь прощать, и уметь забы- вать о своих желаниях, потребностях, забывать о себе...
Нет смысла стараться быть сердечным, если вы не вос- питываете в себе [сперва] нижние энергетические цен- тры. Поспешишь — людей насмешишь! Победить ха- рактер и его низкие качества означает «воспитать» три первые чакры, преобразить их работу не в угоду себе, но в угоду Богу, живущему в Вас! Многие ученики живут рвением к высоким результатам, когда ум их еще даже не окреп. Вспомните, что говорил об индусах*, которые даже не подумают прикоснуться к божественному, пока их ум не достиг определенного уровня сознания. Каждая чакра — ее энергия, ровно как и любая теория, может быть применена как во благо, так и во вред. Например, сексуальная чакра — можно развивать ее работу, нахо- дясь в постоянном поиске сексуальных удовольствий; но эту же энергию можно направить в другое русло, мы не
* В Индии, ровно как и везде на Земле — есть и чистые и напрасные люди. Говорю о тех индусах, дети которых с малых лет подготавливают свой ум и ведут соответствующий образ жизни.
блокируем работу чакры, мы не боремся с самим сексу- альным желанием, мы просто обращаем внимание на другую идею, связанную с красотой духовного развития и преображаем работу чакры, направляя энергию на из- учение духовной работы. Без добровольной, желаемой жертвы самого себя не измениться*.