Механизмы распространения инноваций
Инновация — не просто создание различного рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изменения в социальной жизни и практике. Отношение и на производстве, и в обществе к инновациям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Как правило, инновация встречает поддержку одной части населения и яростное неприятие другой.
Это связано с тем, что основной особенностью инновации является то, что инновация есть всегда разрыв с существующей традицией. Инновацию можно считать своего рода культурной девиацией, положительное значение которой состоит в том, что она стимулирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового. Если рассматривать процесс появления и распространения инноваций, то можно заметить, что инновация всегда начинается с проявления творчества, оригинальности, а, следовательно, отхода от существующих общепринятых традиций.
В свою очередь, такими способностями обладают не все члены общества, атак называемое «творческое меньшинство». Большая, консервативная (а зачастую и агрессивная) часть общества с помощью различных средств подавления, жесткого социального контроля, цензуры, всяческих запретов, законодательной обструкции стремится не допустить осознания или начального принятия инноваций более широким социальным сообществом. В зависимости от культурных механизмов, так называемых культурных селекторов, препятствующих принятию и распространению инноваций или наоборот способствующих этому, инновация может быть отвергнута, а может получить широкое общественное признание. Например, мусульманство в ряде восточных и африканских стран было принято, так как многоженство, разрешенное в исламе, было частью культуры местных жителей. В то же время католическая религия в России была отвергнута. В случае принятии инновации начинается фаза ее распространения. Здесь можно наблюдать несколько вариантов дальнейшего развития или, наоборот, регресса инновации:
■ может произойти так называемая «компенсация», когда начальные инновационные изменения вызывают отрицательные обратные связи, которые стремятся уменьшить значение инноваций, а то и вовсе уничтожить их средствами контрреформы;
■ может произойти и «чрезмерная компенсация», когда сопротивление внедряемой инновации столь велико, что компенсаторный механизм реагирует слишком сильно и как бы «переполняется», т. е. не только сохраняет существующее положение вещей, но и окончательно изменяет данную структуру в направлении, противоположном тому, что предполагалось инноваторами. Этот ответный удар именуется «эффектом бумеранга» ;
■ изменения, вызванные внедрением инновации, могут ограничиться заданной локальной областью (производства, науки, техники и т. д.) без каких-либо последствий для других сфер общественной жизнедеятельности;
■ встречаются ситуации, когда начальные инновации в какой-то области ведут к случайным трансформациям ограниченного количества компонентов в смежных социальных подсистемах, это придает существующему социальному пространству хаотический характер;
■ происходят некоторые модификации в различных его фрагментах, но, в конечном счете, оно сохраняется в прежнем виде;
■ наконец, наиболее важный вариант развития инновации заключается в системном усилении изменений благодаря действию положительных обратных связей. Здесь начальные инновационные изменения влекут за собой цепь последовательных сдвигов в других компонентах уже метасистемы и без непосредственного участия инициаторов нововведения вплоть до полной ее трансформации. Это часто случается в сфере технологии: например, с изобретением автомобиля, аэроплана, конвейерного производства, компьютера радикально изменяется сам образ жизни миллионов людей.
В целом, процесс проникновения инноваций в жизнь общества имеет характер диффузии — распространения инновационных черт и образцов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проникновения относительно новых для европейцев продуктов питания (картофель, кофе, некоторые фрукты). Инновацию можно рассматривать не только как результат, но и как процесс взаимодействия культур. Это может быть историческое взаимодействие, так как инновация — это рождение и внедрение нового в рамках существующей культуры, хотя и выводящее ее на новый уровень, за существующие пределы, открывающее путь к новой культуре. Но это и процесс взаимовлияния различных культур в одном временном пространстве. В обоих случаях это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с принимающей их культурой.
Если инновации вносят новые культурные образцы, не существующие в реальной культуре, то возможны следующие пути развития:
1) инновации присоединяются к существующим культурным образцам, обогащая культуру. Это вариант бесконфликтного принятия социальных инноваций. Новое входит в общество без отказа от старых культурных образцов. Общество медленно, эволюционно развивает новые образцы, сравнивая их со старыми, привычными. Только попрошествии достаточно длительного времени люди отказываются от старых, отживших форм и полностью принимают новые, ставшие привычными. Это — эволюционный тип социальной адаптации культурных образцов. Например, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные инновации (американский джаз, тяжелый рок и др.).
2) отдельные инновации способны только вытеснять культурные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним.Это креативный тип адаптации инноваций. Например, рыночные отношения (как социокультурный феномен) в современной России не могут просто присоединиться к имевшим место планово-государственным отношениям, они должны их вытеснить и занять это место.
3) инновации могут быть не совместимы с существующей культурой, вступать в конфликт с существующими культурными образцами. Тогда инновация отвергается обществом или социальной группой. Например, рабочую модель паровой турбины изобрел Герон Александрийский в 62 году н. э. Но это новшество не имело успеха в культуре, располагавшей практически неограниченными ресурсами рабского труда и не испытывавшей нужды в механической энергии. Конфликтом с существующими в обществах образцами объясняется, почему ислам в некоторых частях Азии и Африки получил большее распространение, чем христианство. Христиане отрицательно относились к многоженству, а это была часть культуры живших там людей. Ислам же разрешает многоженство.
4) возможен вариант, когда инновация принимается, несмотря на конфликт с существующей культурой. Конфликт вызывает протесты, делает адаптацию неустойчивой.
5) инновация принимается и происходит скрытая адаптация нового образца, не осознаваемая людьми. Хотя ее принятие сопровождается конфликтами и конфликт порождает новые проблемы, социальные напряжения в обществе, но они непосредственно не направлены против данной социальной инновации. Конфликт в этой ситуации имеет двойственную природу — цивилизационную и культурную. Например, внедрение идеологии классического либерализма, построенного на отношениях частной собственности, в нашей стране связано с фундаментальными изменениями привычных образцов социальных отношений, порождает материальные и моральные издержки.
В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. В социологии различают три вида социальных эффектов инноваций (В. Огбер):
- множественные эффекты отдельного изобретения или открытия (внедрение автомобиля привело к образованию отрасли промышленности, сократило время передвижения людей, оно влияло на человеческие ценности, на организацию рыночных отношений, стимулировало строительство дорог, изменило досуг);
- произвольные эффекты отдельного изобретения или открытия, создающего цивилизационные, социальные, культурные изменения в обществе. Например, эффект, произведенный изобретением автомобиля, вызывает в разных областях социальной жизни множество последующих эффектов: возникла автомобильная промышленность, изменившая характер деятельности людей, в свою очередь это изменение породило проблемы занятости, проблемы проведения досуга и т. д.;
- соединение эффектов различных изобретений (атомного реактора, ракеты, электронной системы обусловило появление оружия массового уничтожения; соединение социальных влияний таких изобретений, как автомобиль, конвейер, общественное разделение труда породило современное производство).
Таким образом, инновации, даже если они сразу не принимаются и вступают в конфликт с существующими культурными образцами, ценностями и нормами, оказывают определенный эффект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на общество, на систему существовавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.