Хлопотно это - дергать людей за веревочки


МАСКИ и ЛИЦА

- Я знаю, что одним советским визитерам опасно пить с католическим священником в центре Рима, а другим не опасно. Вот я и спрашиваю, к какой категории вы относитесь ?

- Мне не опасно. Но я отношусь к третьей категории: я на это...

- Вы на это кладете, - улыбнулся он.

В.Аксенов

Попытки создать типологию психологических характеристик людей, их характеров и темпераментов, чтобы объяснить особенности поведения и общения, их реакции на различные жизненные ситуации, восходят ко временам Гиппократа. Именно он предложил первую, известную теперь каждому школьнику, типологию темпераментов человека. Уже в нашем веке И.Павлов показал, что эти типы - холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик - отражают особенности высшей нервной деятельности человека, характеризуя процессы возбуждения и торможения.

Нервная система холерикаопределяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он очень быстро и часто необдуманно реагирует, не сдержан, нетерпелив и вспыльчив, неуравновешен и раздражителен, часто конфликтен. Сангвиникотличается сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, быстрой реакцией и жизнерадостностью, сознательно принимает решения и действует, устойчив по отношению к неприятностям, общителен и продуктивен. Флегматикреагирует и перестраивается медленно, он уравновешен и спокоен, неэмоционален и неразговорчив, работоспособен и может сопротивляться жизненным трудностям, хотя с трудом принимает инновации и отказывается от стереотипов. Меланхолик- человек со слабой нервной системой и повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, от них он способен впасть в растерянность и даже стресс, он обидчив и склонен предаваться переживаниям, часто подавлен, тревожен и неуверен в себе.

К.Юнг предложил деление людей на экстравертов{ориентированных вовне, коммуникабельных) и интравертов(направленных внутрь себя, малообщительных). Эти характеристики, кроме того, связаны с уровнем неиротизма- психологической неустойчивости, тревожности.

Хлопотно это - дергать людей за веревочки - student2.ru

Конечно, "чистые" типы встречаются крайне редко, как правило, речь идет о промежуточных вариантах, однако одна из характеристик является для каждого человека преобладающей, и диагностирование их (например, при помощи классических тестов Айзенка и Кэттела) часто оказывается полезным практически. Скажем, преподаватель-флегматик, несмотря на профессионализм, почти наверняка обречен на непопулярность в аудитории, где преобладают студенты-холерики.

Любая коммуникация помимо содержания передающегося сообщения предполагает тот или иной способ его передачи, помимо собственно информации (ЧТО передается} - стиль (КАК передается). У каждого из нас есть собственный любимый стиль поведения, хотя всего их может быть несколько, потому что мы можем быть требовательны с детьми, демократичны с друзьями и предупредительны с начальством. Каждый из нас - неповторимая личность, и каждый выработал свой уникальный, только ему присущий стиль общения. Однако, при всей уникальности, наиболее распространенных стилей совсем немного, и наша неповторимость, за редким исключением, есть разновидность одного из них.

Э.Фромм выделял пять типов социализации и, соответственно, формирования общественного характера: рецептивный (мазохистский), эксплуатирующий (садистский), деструктивный, рыночный и продуктивный (основанный на любви). Отталкиваясь от них, ученица Маслоу Эверетт Шостром попыталась дать короткие характеристики основных типов манипуляторов - самых распространенных стилей общения. Прочтите их, и, всего вероятнее, вы сразу же вспомните кого-то из своих знакомых, близких, коллег.

1. ДИКТАТОР или СУДЬЯ. Любит приказывать, доминировать, подавлять своим авторитетом, преувеличивать свою силу, директивно руководить окружающими. Он критичен, никому не верит, полон обвинений и негодования, с трудом прощает. Агрессивен и недоброжелателен.

2. ТРЯПКА или ПРИЛИПАЛА. Потенциальная жертва Диктатора, преувеличивает свою слабость, забывчивый, виноватый, непонятливый, очень зависимый, нуждающийся в руководстве и заботе, беспомощный, вечно отступающий.

3. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ или ЗАЩИТНИК. Преувеличенно заботлив, любвеобилен, угодлив и добродетелен, очень корпоративен. За всех болеет

шой ВСех прощает, всем готов помочь, особенно советом, а не конкретным делом.' Бороться с ним ввиду всего этого очень трудно.

4. КАЛЬКУЛЯТОР. Очень любит четкость, считает совершенно необходимым всех контролировать, проверять, просчитывать все варианты.

Каждый из этих типов, используя свой стиль, успешно добивается цели. ТРЯПКА - совсем не обязательно проигрывает Диктатору, скорее, просто добивается своего другими средствами. Так, жена-Тряпка чаще всего выбирает себе именно мужа-Диктатора и управляет им при посредстве своей беспомощности и беззащитности.

Независимо от Шостром, но во многом очень близко к ней, замечательный психотерапевт Вирджиния Сатир, используя богатейший опыт своей работы, создала собственную, гораздо более разработанную, классификацию -категории Сатир.

1. ОБВИНИТЕЛЬ (блеймер) Это хозяин, начальник, шеф, ведет себя так, будто он - самый главный, и от него зависит все. Говорит громким напряженным голосом, обычно в приказном тоне, опровергает всех, никого не выслушав - ответы для него не важны. Представьте себе хорошо знакомого отечественного чиновника за уставленным телефонами столом, армейского подполковника или гоголевского Собакевича.

Характерные слова: все, каждый, любой, всегда {универсальные квалификаторы), неужели ты не.., почему ты не... (отрицательные вопросы), надлежит, должен, следует (императивы). "До каких пор вы все будете продолжать проваливать каждое дело?!"

Внутреннее состояние: скрываемый комплекс неполноценности, одиночество, неуверенность, потребность в самоутверждении за счет других.

Упражнение: встаньте, упершись одной рукой в бок, а другой (с вытянутым указательным пальцем) размахивайте перед собой. Глаза выпучены, ноздри раздуты, голос громкий и резкий - обвиняйте всех.

2. УГОДНИК (плакатор). Всегда заискивает, благодарит и извиняется, со всем согласен. Демонстрирует свою беспомощность и зависимость от других, чувство вины за все происходящее, терзается сознанием собственной ничтожности. Акакий Акакиевич - "я человек маленький, куда уж мне"...

Характерные слова: если бы только, мог бы, был бы (сослагательное наклонение).

Внутреннее состояние: "ничего у меня не получается, я ни на что не гожусь".

Упражнение: стоя на коленях и пошатываясь, максимально вытяните шею, говорите плачущим тоном (другого, впрочем, в такой позе и не получится), со всем соглашаясь.

3. РАЗРУШИТЕЛЬ (дистрактор). Никогда не говорит и не делает ничего конкретного, на вопросы отвечает невпопад, перескакивает с одного на другое, за свои слова не отвечает, не может ни на чем сосредоточиться, не способен хоть как-то расставить приоритеты, при этом вроде бы вечно занят, суетлив и говорлив, но часто на первый взгляд обаятелен. Хлестаков с его "легкостью в мыслях необыкновенной".

Речь: частая смена функциональных стилей языка, отсутствие четкого содержания. "Я понимаю, как это тебя расстроило. Кстати, где мой галстук?" Вспомните также недавний диалог журналиста с лидером российских коммунистов (Я вас спрашиваю, который час, а вы отвечаете: "Спасибо, я уже пообедал").

Внутреннее состояние: не знает, за что взяться, чувствует свою никчемность, бессмысленность своей деятельности. "Никому до меня нет дела".

Упражнение: представьте себя подобием вращающегося волчка, старающегося не упасть,

4. КОМПЬЮТЕР, Всегда очень корректен и сверхразумен, не эмоционален, хладнокровен и собран. Движения лишены живости, голос невыразителен, интонации монотонны, речь абстрактна и изобилует умными правильными длиннотами, даже если его никто уже не слушает. Зануда-Знайка,

Характерные обороты речи: безличные {"как можно заметить" вместо "я вижу"), безотносительные (некоторый, некто, в каком-то смысле), уход от сильных глагольных форм - номинализация (вместо "нужно увеличить скорость" -"представляется своевременным увеличение скорости").

Внутреннее состояние: острое ощущение своей уязвимости.

Упражнение: представьте себе, что вместо позвоночника у вас металлический прут, а на шее - груз весом в несколько килограммов, старайтесь, чтобы ваши слова никак не отражали ваших чувств.

Каждый из этих стилей поведения вырабатывается у многих людей с детства (см, "Сценарий жизни"), причем часто родители из благих намерений мостят своему наследнику эту дорогу. "Не будь лапшой, никому не давай спуску", - первый урок будущему Обвинителю, "Не высовывайся, веди себя скромно" -будущему Угоднику, "Перестань умничать, никому это не интересно" -Разрушителю, "Держи себя в руках, не показывай свих чувств" - Компьютеру. Постепенно усвоенный урок доводится до автоматизма и, начиная применяться для достижения определенных результатов во многих случаях, становится натурой.

Конечно, как и любая модель, эти описания доведены до крайности. Обычно картина более расплывчатая, а поведение любого человека разнообразнее. Однако в стрессовых ситуациях большинство людей склоняются к одному из этих стилей поведения, и умение диагностировать их бывает полезным при общении, помогая понять, почему вашего собеседника иногда "заклинивает", и что нужно сделать, чтобы "переключить" его.

Приведенные упражнения позволяют почувствовать каждый стиль изнутри, понять его. Эффективность коммуникаций чаще всего зависит не от того, что говорится, а от того, как ведет себя при этом человек. Некоторые приемы, связанные с различными коммуникативными стилями, известны давно и почти каждому. Многие знают, например, что когда на вас кричат, можно также перейти крик (вероятно, это приведет к скандалу), а можно - на тихий спокойный голос (и это, возможно, скорее заставит перестать кричать другую сторону). Переключение в категориях Сатир дает более осознанный и универсальный инструмент управления межличностными отношениями.

Входя в кабинет обычного столоначальника и диагностируя в нем Обвинителя, знайте, что в глубине души это очень неуверенный в себе человек и подумайте над стратегией своего поведения. Он бы хотел видеть в вас Угодника, и сознательно приняв этот стиль, вы можете много достичь, но вы можете сыграть и более сильного Обвинителя, В одном из своих фильмов Аркадий Райкин сыграл человека, отставшего от поезда на маленькой станции и пришедшего с просьбой о помощи к начальнику станции - нормальному хаму-Обвинителю. Ничего не добившись, через пару минут он вошел в тот же кабинет совершенно иначе - не стучась, уверенной походкой, не спрашивая разрешения сел за стол, пододвинул к себе телефон и небрежно кивнул хозяину кабинета. Тот мгновенно опознал в визитере "шишку большой величины" и превратился в Угодника.

В другом классическом фильме дивный Буба Касторский, попав в лапы к начальнику контрразведки изображает суетливого болтливого идиота-Разрушителя и, совершенно заморочив белогвардейцам голову, уходит невредимым. Так же в большинстве затруднительных ситуаций поступал бравый солдат Швейк, серьезно отвечавший на просьбу не прикидываться идиотом: "Ничего не поделаешь, меня освободили от военной службы за идиотизм. Особой комиссией я официально признан идиотом. Я - официальный идиот".

Конечно, было бы очень печально, если бы четырьмя описанными стилями ограничивался наш выбор. К счастью, существует совершенно отличный от них пятый, названный В.Сатир ВЫРАВНИВАНИЕМ (левелингом). Для него характерны свобода, искренность и легкость отношений и реальное, а не наигранное чувство собственного достоинства и уважения к другим. Только этот стиль позволяет конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, находить выходы из коммуникативных тупиков, искать точки соприкосновения людей с различными мнениями. Это не значит, что такие люди никогда не прибегают к приемам Обвинителей или Угодников, но делают это осознанно, принимая на себя ответственность за это, а главное - не в манипулятивных целях, а в целях реальной гармонизации отношений.

Стили общения - результат в основном избранного в детстве жизненного сценария, о котором говорилось выше, и той позиции, которая является центральной в системе отношений человека к себе и к окружающим (хорошее отношение - " + ", плохое - "-"). Таких позиций "в чистом виде" всего четыре:

1. Я+, Ты+. Это позиция здорового человека, живущего по самостоятельному осознанному сценарию, она отличается самоуважением и личностной гармонией, принятием себя и доброжелательным отношением к людям. Эта позиция, в отличие от остальных, характерна для актуализаторов. выбирающих "выравнивание" как основной стиль общения.

2.Я + , Ты-, т.е. "со мной все в порядке, а с тобой - плохо". Позиция превосходства, свойственная конфликтным людям, мало ценящим окружающих. Стиль "Обвинителя".

3.Я-, Ты+. Депрессивная самоуничижительная позиция, свойственная страдающим меланхоликам и программирующая постоянные неудачи. Лозунг позиции: "Вам-то хорошо..." Стиль "Угодника".

4. Я-, Ты-. Наименее конструктивная позиция, с точки зрения продуктивности отношений самая безнадежная - "все плохо". Стиль "Отвлекателя- Разрушителя".

Конечно, в зависимости от ситуации человек может демонстрировать определенную гибкость позиций, например с Я+, Ты- на позицию Я-, Ты-, ими что характерно для любого тревожного клерка в момент выхода из его кабинета ординарного посетителя и появления в кабинете непосредственного начальника ("Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак"). Такие переходы естественны, т.к. являются результатом неуверенности в себе и, как следствие, нестабильности позиции.

В общем, он опять проиграл. И тут под общий смех усатого снова нагрузили шарами, в зубы дали ему кий и к ноге привязали ящик. Вдобавок друг выигравшего начал пихать усатого кием, чтоб тот быстрее проходил свой маршрут под бильярдом. Выигравший до того хохотал, что упал на стул и хрюкал от изнеможения.

Усатый вылез из-под бильярда сам не свой... А выигравший говорит, обращаясь к публике: - Другой там заставляет шофера ждать на морозе три часа. А я к людям гуманно подхожу. Это шофер с нашего учреждения, и я его завсегда в тепло беру. Я к нему не свысока отношусь, а я с ним по-товарищески на бильярде играю, Учу его и маленько наказываю.

М.Зощенко

Лицедейство - это искусство ДЕЛАТЬ ЛИЦО. У каждого из нас есть свой набор излюбленных масок - на разные случаи жизни. Функция их понятна, если помнить, что "маска" имеет один корень со словом "маскировка". Это определенный защитный механизм, выработанный человечеством очень давно. Не случайно так популярны были маски в античном театре, да и до сих пор - в обрядовых традициях разных племен и народов, как, впрочем, и в развитых европейских культурах - вспомнить хотя бы ежегодный венецианский карнавал или наши новогодние маскарады.

Когда нам нужно спрятаться, мы часто просто "надеваем лицо" сообразно ситуации. Кто-то довольно цинично заметил, что секрет успеха в том, чтобы максимально искренне изобразить искренность. У нас есть маска идиота для вСТречи с начальником, траурная маска для похорон, маска приветливости для родственников из Мариуполя и еще много масок. Некоторые из них - любимые: их можно подолгу не снимать, и они так сливаются с нашим лицом, что постепенно прирастают к нему. Обвинитель, Угодник, Разрушитель, Компьютер - самые распространенные из них

Принятые нормы этикета успешно убивают способность к естественности. Огромное число людей так привыкает подлаживать себя под ситуацию, настолько приучается контролировать свои эмоции, что уже не может заставить себя отказаться от этого. Исследования показывают, что большинство людей просто не может заниматься любовью при свете, и на самом деле не потому, что стесняется своего тела или самого занятия, а потому что боится даже самому близкому человеку показать свое лицо в момент сильнейшего эмоционального пика, когда очень трудно контролировать его выражение.

В наш век целые категории людей постоянно живут в ситуации утомительного нескончаемого Маскарада. Научившись подлаживаться под обстоятельства, они учатся без лишних комплексов ладить с проблемами нравственности ради своего благополучия. Со временем такой опыт приводит к возведению беспринципности в ранг принципа. Сложилась целая большая каста людей, верящих в эту стратегию как в единственную, приносящую то, что они считают успехом. Благодаря внешним атрибутам процветания каста эта стала для многих референтной группой,т.е. такой, которая воспринимается как образец для подражания.

Несколько лет назад наше традиционно-целомудренное общество было потрясено опубликованными результатами опросов, в соответствии с которыми едва ли не половина старших школьников крупных городов мечтали в будущем стать не космонавтами и учителями, как в "лучшие времена", а проститутками и бандитами. При этом наиболее частыми вариантами ответов второй половины были вариации на тему "крупный начальник".

Помимо традиционных, правда, коррумпированных гораздо сильнее, чем раньше, чиновников, описываемая группа стремительно пополнилась новыми королями по-быстрому приватизированных предприятий, бойко освоивших с их точки зрения основные элементы "элитарного" стиля жизни: большой теннис, верховую езду и др., и замечательно сочетающих все это с неистребимой нахрапистостью.

Пересыпая свою вполне провинциальную речь десятком выученных английских слов, они с воодушевлением играют новые роли, не замечая, как Убого выглядят в них, Александр Дюма называл их "гасконцами" - прибывших завоевывать Париж, не имея при себе ничего, кроме комплексов и тщеславия.

Вы все знаете их. Поначалу они голодны, злы и мускулисты, их ведет мотивация недостатка ("чем я хуже?"), страстное желание оторваться от своих корней и необремененность принципами. Не дай бог подумать, что я говорю о всех тех, кто приезжает в столицу и добивается успеха, среди них огромное число людей, всегда предпочитающих благодаря наличию у них чувства собственного достоинства честную игру и не нуждающихся в силу брезгливости в имитации и маскировке. Речь же идет о тех, кто избирает своим орудием и стилем жизни удивительную восприимчивость подлаживания и приспособления - СОЦИАЛЬНО ЛОВКИХ Иванах, не помнящих родства и выдающих себя не за тех.

Вы не задумывались, почему в истории нашей страны так много самозванцев в буквальном смысле этого слова? Ленин, Сталин, Троцкий, множество других -все они жили не под своими настоящими именами, часто с выдуманными (героизироваными) или, по меньшей мере, искаженными биографиями, сфальсифицированным (облагороженным происхождением, словом, -ПРИТВОРЯЛИСЬ НЕ СОБОЙ.

Убеждаясь в эффективности использования масок, такой человек начинает надевать их осознанно-рационально, все чаще пряча под ними лицо (тот же корень, что в слове "личность"), со временем с трудом уже разбирая, какая же из масок им - настоящим - является.

Есть лидеры по праву и есть маски лидеров, которые придумывают себе мечтающие покорить мир. В этом случае психотерапия запоздала. Существует принцип, на первый взгляд шокирующий: "Если ты встретишь на дороге шаолиньского монаха, ударь его". Дело в том, что настоящего шаолиньского монаха не ударишь - не получится. Монах-новичок будет благодарен за науку. А если это был не настоящий монах, а только тот, кто им прикидывается - поделом ему.

Наши рекомендации