Тема №6 Воля, мотивация, потребности

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном было отделено понятие мотив от потребности и цели (воля).Потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель (воля) — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель (воля)

Потребность — психический процесс, отражённый в сознании в форме дефицита в гомеостазе, устраняемую через целенаправленное поведение

Пётр Кузьмич Анохин в 1970 году выделил физиологическую структуру поведенческого акта, которая состоит из следующих стадий:

1. Афферентный синтез,

2. Принятие решения,

3. Акцептора результатов действия,

4. Эфферентный синтез,

5. Формирование действия и оценки достигнутого

Тема №6 Воля, мотивация, потребности - student2.ru

Тема №6 Воля, мотивация, потребности - student2.ru

Подробнее:

На первой стадии АФФЕРНЕТНОГО СИНТЕЗАГоловной мозг производит

обширный синтез всех тех сигналов внешнего мира, которые поступают в мозг по

многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных

возбуждений создаются условия для осуществления определенного целенаправленного поведения. Содержание же афферентного синтеза в свою очередь определяется

влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения (определяется типом потребности: витальной, идеальной, социальной), памяти (прошлый опыт) , обстановочной афферентации (условия, действующие на раздражитель), пусковой афферентации (изолированный раздражитель).

На второй: Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ,которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта — формирование аппарата акцептора результатов — действия- это аппарат, программирующий результаты будущих событий.

До того, как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия

поведенческого акта — стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии

осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный

поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано как центральный процесс, но внешне оно еще не реализуется.

Следующая стадия — это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы

поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной

информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т. е. с обратной

афферентацией

Потре́бность, нужда́ — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

У человека выделяют три группы исходных, первичных потребностей:

1. витальные.направлены на сохранение целостности индивида и вида (витальная функция) Они определяют пищевое, оборонительное поведение

2. социальныевключают стремление человека принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место в соответствии с субъективным представлением субъекта о иерархии данной группы. Среди социальных потребностей особо должна быть выделена потребность человека следовать поведенческим, нравственным, эстетическим нормам, принятым в том обществе, к которому он принадлежит.

3. идеальныепотребности познания и творчества человека относится потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования

Наши рекомендации