Задания для самостоятельной работы. 1.Ознакомьтесь с перечнем способов стимулирования различных видов деятельности ребенка: 1 - внимание

1.Ознакомьтесь с перечнем способов стимулирования различных видов деятельности ребенка: 1 - внимание, 2 - одобрение, 3 - выражение признания, 4 - оценка, 5 - поддержка, 6 - награда, 7 - повышение соци­альной роли, 8 - престижа и 9 - статуса ученика. Как данные способы стимулирования могут быть использованы педагогом с учетом возраста детей и какие из них могут наиболее эффективно влиять на:

а) усвоение знаний и формирование умений и навыков;

б) развитие определенных личностных свойств?

2.Проанализируйте приведенные ниже оценочные суждения педа­гога и определите, к какой форме педагогической оценки они относятся; насколько эффективны подобные педагогические оценки с учетом воз­раста ребенка:

а) "Петров, ты опять не выучил урока";

б) "Молодец, Саша, ты прекрасно рассказал";

в) "Кто подскажет Сидорову, он опять ничего не знает";

г) "Иванов, ну какой же ты лентяй!"

3.Проанализируйте оценочные суждения, которыми учитель под­водит итоги после проверки контрольных работ учеников 7-го класса: "Какая молодец Маша Иванова, у нее в работе нет ни одной ошибки, а вот у Пети Сидорова их, к сожалению, много!"

Можно ли считать, что такие оценочные суждения педагога стиму­лируют успеваемость обоих учеников? Как бы Вы прокомментировали успехи и неуспехи учащихся по итогам контрольной работы, представив себя в роли педагога в 7-м классе? Оцените эффективность действий учителя, исходя из имеющихся современных представлений о педагоги­ческой оценке и Вашей личностной позиции будущего педагога. Обо­значьте ошибки в оценочной деятельности педагога. Что предполагает комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании?

4.Проанализируйте следующие ситуации оценивания:

а) "Учитель истории поставил ученику двойку за то, что тот забыл тетрадь дома";

б) "Классный руководитель поставил ученикам высокие отметки в журнал по своему предмету за участие в концерте";

в) "Молодая учительница поставила двойку за то, что ученик разго­варивал на уроке и не услышал вопроса, обращенного к нему";

г) "Учитель поставил ученику единицу за подсказку товарищу".

Ответьте на вопросы: "Насколько оправданы подобные педагогичес­кие оценки?", "Можно ли считать отметку "кнутом и пряником" процес­са обучения?", "Всегда ли низкие отметки стимулируют успеваемость, вырабатывают у ученика требовательность к себе?", "Возможно ли ма­нипулирование учениками посредством отметок?", "Возможно ли обуче­ние без отметок?"

5.Определите степень эффективности предложенных ниже выска­зываний и суждений и их соответствие педагогическим оценкам в со­временной классификации:

1) "Пожалеть розгу - значить испортить ребенка".

2) "Будущее твое светло и прекрасно, а главное - чисто. В дворники ты, может, и сгодишься".

3) "Ты не умеешь считать! Да и пишешь ты грязно! И вообще ты весь какой-то неаккуратный!"

4) "Мы такими не были."

5) "Садись на место, гордость ты наша!"

6.Какими стимулами можно мотивировать ученика к интеллекту­альному и личностному развитию, который:

а) ленив, не занимается в полную силу, хотя имеет хорошие интел­лектуальные способности;

6) проявляет избирательное отношение к предметам: учит только то, что ему нравится;

в) имеет заниженную самооценку, нерешителен, пассивен, редко поднимает руку на уроках, хотя владеет учебным материалом?

7.Как поступить учителю в следующей педагогической ситуации: "Ученик успешно ответил у доски, получил высокую оценку, после чего учитель заметил у него шпаргалку"?

Варианты решений:

а) забрать шпаргалку и исправить оценку.

б) сделать вид, что не заметил шпаргалки.

в) пристыдить, но оценку не менять.

г) похвалить за хорошо подготовленную шпаргалку.

д) сказать, что эта отметка не будет учитываться при подведении ито­гов четверти.

е) выразить сожаление, что не заметил шпаргалки, но оценки не менять.

ж) выразить сожаление по поводу того, что ученик не мог самосто­ятельно так же хорошо ответить.

8.Составьте схему стандартизированного наблюдения, в которой по вертикали будут отражены этапы проведения урока, по горизонтали - критерии наблюдения. Определите цель наблюдения, например, изуче­ние оценочной деятельности педагога. Формулирование цели можно су­зить до изучения определенного вида педагогической оценки, например, изучение парциальных оценок. При разработке критериев наблюдения за парциальными оценками целесообразно проанализировать три груп­пы таких оценок: исходные - отсутствие оценки, опосредованная оцен­ка, неопределенная оценка; б) отрицательные - оценки, образуемые за­мечанием, отрицанием, порицанием, сарказмом, упреками, угрозами, нотациями; в) положительные - оценки, образуемые согласием, ободре­нием, одобрением [24]. Итогом такого стандартизированного наблюде­ния может стать определенное распределение от общего числа парциаль­ных оценок: исходных, отрицательных и положительных с последующим качественным анализом полученных данных. Разработанные критерии для проведения стандартизированного наблюдения по заданной теме обсуди­те в группе.

9.Обобщите усвоенные знания по теме "Психология педагогиче­ской оценки, и заполните таблицу 4.6.

Таблица 4.6.

Наши рекомендации