Цию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, а по-

этому и «сценарий», и «постановка» являются результатом работы не

Профессионала, а самих участников группы. В отличие от тренингов,

Психотерапия обращается к прошлому. В ходе психодраматической

Терапии раскрываются внутриличностные особенности и пережива-

Ния, комплексы и фобии, скрытые влечения личности.

Основные компоненты психодрамы (по Морено)

Ролевая игра — исполнение какой-либо роли; используется как

Психотерапевтический прием.

Спонтанность — сближает психодраму с другими психокор-

Рекционными антиавторитарными группами, делающими акцент на

Принципе здесь и теперь (группы встреч, гештальтгруппы и т. д.). В

Психодраматическом действии все переживается только в реальном

Действии в настоящем. Психодрама используется для исследования

Спонтанности.

«Теле» — двусторонний перенос между пациентом и терапевтом,

«вчувствование людей друг в друга» (Морено). Рудестам: «теле...

Связь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эм-

патии».

Катарсис — чувственное потрясение и внутреннее очищение

(Аристотель, также Фрейд). Морено: психодрама имеет лечебный эф-

Фект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис),

сколько по отношению к самому актеру, «который разыгрывает драму

и освобождает себя от нее». В психодраме катарсис выступает на пе-

редний план и по лечебному воздействию становится более важным,

Чем сценарий или последующий анализ связанных с представлением

Переживаний и действий.

Инсайт — вид познания, который приводит к немедленному

Решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озаре-

Ние. Целью психодрамы является создание такого группового клима-

Та, в котором было бы возможно максимальное проявление катарсиса

И инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пере-

Жить важные события своего прошлого, используя разнообразные

Приемы.

Основная процедура и техника психодрамы

Роли:

Режиссер-постановщик — психотерапевт (продюсер, терапевт,

Аналитик).

Протагонист (первый актер — другой греч.) — главное дейст-

Вующее лицо психодрамы, тот человек, чья проблема, ситуация в

Данный момент проигрывается.

«Вспомогательное Я» — участник, задействованный в работе с

Протагонистом, олицетворяет всех значимых других в жизни протаго-

Ниста. Этот участник должен играть роль так, как она описана прота-

Гонистом, или на основе своей интуиции (например, приукрашивать).

«Вспомогательное Я» может исследовать и свои проблемы.

Аудитория (зрители) — остальные участники группы, они эмо-

Ционально вовлекаются в психодраму и могут достичь состояния ин-

Сайта по отношению к собственным проблемам. В заключительной

Фазе занятия они демонстрируют свои эмоциональные отношения к

Происходящему и раскрывают собственные конфликты, аналогичные

Обсуждаемым на данном занятии.

Сцена — пространственная организация психодраматического

Действия.

Фазы развития психодрамы

1-я фаза. Разогрев или психическая разминка:

А) постепенное раскрепощение двигательной активности участ-

Ников;

Б) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;

В) фокусировка внимания членов группы на конкретном задании

Или теме.

Пример (по Рудестаму): «Подумайте о том, что бы вы хотели

Услышать (или не хотели услышать) от одного из людей в этой ком-

Нате; от своего друга; от члена семьи. Станьте этим человеком и вы-

скажите это требование».

Двигательные упражнения:

А) пройтись по комнате;

Б) в паре — один ведущий выполняет медленные движения и

Смотрит в глаза ведомому, который тоже смотрит ему в глаза и отра-

Жает его движение (зеркальный образ). Через 5 минут поменяться ро-

Лями, можно двигаться по комнате;

В) повторение походки каждого члена группы;

г) «статуя-чувства».

Я фаза. Психодраматическое действие.

Наши рекомендации