Количество километров бега в течение года в тренировке чемпиона XVII Олимпийских игр Л. Спирина
(по В. М. Зацнорскому, Н. И. Волкову, А. М. Фруктову, 1959)
Показатели | 1954 г. | 1955 г. | 1956 г. | 1057 г. |
Количество километров беад в году Лучший результат на 20 км . . ; | 243 1:40.01,8 | 731 1:31.44,0 | 1397 1:28.01,8 | 1554 1:27.28,6 |
При воспитании аэробных возможностей используются .равномерный и различные варианты повторного и переменного методов тренировки (Робинсон, 1941; Христенсеи и др., I960; И. Острзнд и др., 1960; Ларсен, 1964, и др.). Равномерный метод широко применяется ня начальных этапах воспитания аэробных возможностей (у новичков, на первом этапе подготовительного периода и т. п.). Это объясняется тем, что слаженность в деятельности систем, обеспечивающих потребление кислорода, повышается непосредственно в процессе самой работы. Эти улучшения проходят более эффектйвно, если тренировочные упражнения продолжительно воздействуют на организм. Важное значение имеет и то, что функциональные «потолки» некоторых органов и систем (о чем сигнализирует боль в области печени, селезенки) лучше всего повышаются при малоинтенсивной, но продолжительной работе (Н. Г. Озолин, 1949, а). Однако при непрерывной работе поддержание максимальных величин потребления кислорода — трудная задача для организма. Обычно длительность работы на уровне, близком к предельному потреблению 02, не превышает 10—30 мин,; лишь некоторые спортсмены высокой квалификации оказываются в состоянии сохранять такую интенсивность работы в течение часа. Например, в "лыжных гонках на ,15 км у лыжников высокого класса при длительности работы 55—60 мин. потребление Ог находится на уровне 85—90% максимального (Остранд, Хэллбак и др., 1963). В дальнейшем наступает дискоординация' в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, потреб-
f
Л
ление кислорода падает и тренирующее воздействие нагрузки снижается.
Наибольший эффект в развитии аэробных возможностей дает, однако, не длительная работа умеренной интенсивности, а анаэробная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха (Синисало и Инуртола, 1957; Рейнделл с сотр., 1959, 1962; Холмгрен и др., 1960} [35]. Продукты анаэробного распада, образующиеся при выполнении интенсивной кратковременной работы,, служат мощным стимулятором дыхательных процессов. Поэтому после такой работы,в первые 10—30-сек. потребление кислорода продолжает увеличиваться, растут и некоторые показатели сердечной производительности. Если повторная нагрузка приходится в тот момент, когда эти показатели еще достаточно высоки, то от повторения к повторению будет наблюдаться рост потребления кислорода. После достижения предельных величин потребление кислорода устанавливается на этом уровне и уже не снижается до конца повторной работы (рис;. 35). На рисунке видно, что примерно к третьему оовторению потребление 02 достигает максимума и держится на этом уровне. Видно также, что в данном случае наивысшие величины потребления достигаются во время отдыха, а не работы.
При определенном соотношении работы и отдыха в некоторых случаях наступает равновесие между кислородным запросом организма и текущим потреблейием кислорода, тогда повторная работа может продолжаться весьма длительнее время. Такое состояние организма в процессе повторной работы получило название «своеобразного устойчивого состояния» (Н. П. Еременко* 1956, I960). При повторных нагрузках величины потребления кислорода все время колеблются, то достигая пре
дельного уровня, то несколько понижаясь. Волны повышенного потребления, вызванные повторной нагрузкой, порой даже превышают уровень максимального потребления, свойственный данному спортсмену (Василь-* ее П. С, Волков Н. И., I960). Это служит мощным стимулом для повышения дыхательных возможностей. I При использовании с целью воспитания аэробных возможностей повторного метода упражнения основной
1 1 1 1 1 'И/И | 1 1 1 1 1 1 \ №. |
........ | ........ -.ДАТГ^- |
................. г | |
уровень покоя 1| 1 1 1 1 | i ^ i i ■ ; |
Рис. 35. Потребление Ojt и выделение СОг при повторной работе (Ван Гоор и Мостёрд, 1961)
хиоя pill I I ^ р I ^ /_ШЦЦШШЦШШИШ1Ш1- |
вопрос заключается в подборе ^наилучшего сочетания работы и отдыха.
При этом, помимо отмеченного выше, надо учитывать следующее. Функциональные возможности легочного дыхания, а также систем тканевой утилизации кислорода весьма велики,—в норме .они не ограничивают величин максимального потребления Ог. Наиболее «узким местом» здесь является производительность сердечнососудистой системы, характеризуемая минутным объемом крови (обзоры, см. Остранд, 1956; ХолАман и др., I960; Тэйлор, I960; В. В. Михайлов, В. М. Зациорский, В. В. Геселевич, 1966, и др.). Поэтому развитие аэробных возможностей «асто выражается прежде всего в повышении производительности сердца. Минутный объем крови по существу есть произведение систолического (ударного) объёма на частоту сердечных сокращений. У тренированных л*одей минутный объем при напряженной мышечной работе достигает очень высоких величин (до 35—40 л). Сердце в таких случаях должно сокращаться с большой силой, выбрасывая за одну систолу значительные массы крови (свыше 180—200 мл). Это приводит к увеличению систолического объема (Бевегард и др., 1963) и раз-
1-33
«еров сердца у спортсменов, тренирующихся на выносливость. Увеличение наступает по двум причинам: во-первых, вследствие функциональной, гипертрофии сердечной мышцы (прежде всего стенок левого желудочка), во-вторых, в резульгчте некоторого увеличения полостей сердца (так называемая гоногеиная дилятацн» сердца). Между объемом сердца, систолическим и минутным объемом крови, с одной стороны, и аэробной производительностью (или работоспособное 1ью), с другой, существует большая корреляция (Роскамм и др., 1961; Кеуль и др., 1961; Шмидт и др., 1962). Отсюда следует, что весьма ценной будет та методика воспитания аэробных возможностей, при которой создаются благоприятные условия для увеличения систолического объема. Специальными исследованиями (X. Рей и дел л, X, Рисками и др., 1959, I960, 1962) было показано, что наибольшие величины систолического объема достигаются не во время кратковременной работы, а непосредственно после нее. Если работа происходит в условиях кислородного долга, то после ее окончания потребление кислорода растет (Ван Гоор » Мостеря, 1961, а; Л. П. Макаренко, 1963), в это же время (правда, нередко с задержкой в 5—10 сек.) падает частота сердечных сокращений. Такое расхождение приводит к увеличению кислородного пульса (величины потребленного Qг, приходящейся на одно сокращение сердца), что свидетельствует о высокоэ^ономичной работе сердца в этот момент: высокие величины систолического и минутного объемов сочетаются с относительно небольшой частотой сердечных сокращений (Рейн дед л и др., 1959; Ван Гоор и Мостерд, 1961). При воспитания азро'бных возможностей стремятся дать последующую нагрузку до исчезновения этих благоприятных изменений (Рейнделл и др., 1959).
Учитывая сказанное, можно рекомендовать ориентироваться при воспитании аэробных возможностей на следующие характеристики компонентов нагрузки:
1) интенсивность работы — она должна быть выше критической, примерно на уровне 75—85% максимальной. Более высокая интенсивность приводит к тому, что активизировавшийся гликолиз угнетает дыхание (так называемый «обратный пастеровский эффект») и величина потребления Ог уменьшается (Н. И. Волков» 1962, а). Скорость подбирается с таким расчетом, чтобы к концу работы частота пульса равнялась примерно 180 ударам в минуяу (о прлине этого требования см, ниже).
Нагрузки низкой интенсивности, вызывающие частоту пульса ниже 130 уд/мин, не приводят к существенному увеличению аэробных возможностей (Родалл, Иссе- куц, 1962; Метцнер, 1962; Холльман, 1963);
2) длину отрезков—подбирается такая длина, чтобы длительность работы не превышала примерно 1,5 мин. Только в этом случае работа проходит в уело- виях кислородного долга и максимум потребления Oj наблюдается в период отдыха (рис. 36);
3) интервалы отдыха — выбирают интервалы, позволяющие начать работу при сохранившихся благоприятных изменениях после предшествующей работы. Если ориентироваться на величины систолического объема крови, то интервал должен быть равен примерно 45—90 сек. (Рейнделл и др., 1962). Наибольшая интенсификация дыхательных процессов (определяемая по величине потребления Оа)также наблюдается на I—2-й мнн.
А
Рис, 36. Потребление Оз при работа* разной длительное?» (Л, А. Клочков и Е. С Васильева, 1933}. • (Три небольшой продол ж и тел ь нйетн {бег Щ)' ы) наивысшие величиям потребления наблюдаются после работы — на I—2-Й мин. восстановления |
восстановления (Н. И. Волков). Во всяком случае интервалы отдыха не должны быть больше 3—4 мин., так как к этому времени происходит сужение расширившихся во время работы кровеносных капилляров в мышцах, из- за чего в первые минуты повторной работы кровообращение будет затруднено (Холльман, 1959);
4) характер отдыха —если интервалы отдыха заполнить малоинтенсивной работой {медленное свободное плавание и т. п.). то это принесет ряд дополнительных преимуществ; облегчится переход от покоя к работе и обратно, несколько ускорятся восстановительные процессы и пр. Все это даст возможность выполнить больший объем работы, дольше поддерживать «своеобразное устойчивое состояние». Поэтому при воспитании аэробных возможностей переменный метод несколько предпочтительнее повторного;
5) число повторений — оно определяется возможностями занимающихся поддерживать «своеобразное устойчивое состояние», т. е. работать в условиях стабилизации потребления кислорода на достаточно высоком уровне (см. рис. 35). При наступлении утомления понижается уровень кислородного потребления: прежняя интенсивность работы некоторое время поддерживается еще за счет анаэробных источников, после чего скорость начинает снижаться. Обычно это снижение и служит сигналом к прекращению повторной работы. При дозировке нагрузки в данном случае можно руководствоваться также показателями частоты пульса. Скорость передвижения, интервалы отдыха и число повторений выбираются таким образом*чтобы к концу паузы частота пульса равнялась 120—140 уд/мин (это соответствует примерно 170— 180 уд/мин в конце работы). Дело в том, что если при мышечной работе увеличивается частота сердечных сокращений, то первоначально вместе с ней увеличивается и ударный объем. Однако, если сердце начинает сокращаться еще чаще (свыше 170—180 уд/мин), то значительно уменьшается время диастолы/ Распавшаяся в момент сокращения АТФ не успевает-зв столь короткое время полностью ресинтезироваться, н сила сердечных сокращений надает. Это приводит к уменьшению систолического объема (Холмгрен, 1956; Холмгрен и Овенфорс, 1960, и др.). Поэтому при воспитании аэробных возможностей нецелесообразно давать слишком интенсивную нагрузку, вызывающую большую частоту сердечных сокращений. При воспитании аэробных возможностей увеличение числа повторений не должно приводить к росту так называемого «пульсового долга» (Мюллер и Ромерт, 1959), т. е. к повышению числа сокращений сердца в послерабочем периоде. Для контроля за пульсовой суммой (в частности, за пульсовым долгом) в последние годы используют портативные приборы — сумматоры пульса (Н. Г. Кулик и др., 1965; В. М. Зациорский и Н. Г. Кулик, 1966).
Iii.2.3. \ Методика воспитания анаэробных возможностей. При воспитании анаэробных возможностей стоят 2 задачи: 1) повышение функциональных- возможностей фосфокреатинового механизма; 2) совершенствование
гликолитического механизма*. Средствами воспитания этих способностей служат, как правило, те основные физические упражнения, в которых соревнуется спортсмен (бег — для бегуна, плавание — для пловца и, т. п.). Ког« да соревновательные упражнения почему-либо нельзя применять, используют и другие средства. Так, в лыжном, конькобежном и других сезонных видах спорта выполнение основного соревновательного упражнения в годовом цикле часто начинают со спокойного, неторопливого «вкатывания», в ходе которого стараются восстановить техник ку движений. Этап «вкатывания» длится обычно 2—3 недели; выполнение скоростной работы в своем виде спорта в это время нежелательно. Чтобы за этот период не снизились существенно анаэробные возможности, надо параллельно с выполнением соревновательного упражнения'включать кратковременную скоростную работу, используя иные средства (например, бег в тренировке лыжника, конькобежца). Важно помнить, что анаэробные способности весьма нестойки; при прекращении специальной тренировки их уровень быстро снижается (Н. Н. Яковлев, 1955).
Между креатинфосфокиназной реакцией и гликолизом существуют конкурентные отношения: одна из этих реакций подавляет другую. Поэтому методы решения поставленных выше задач различны, они подобраны с таким расчетом, чтобы возможно больше активизировать одну из реакций и затормозить другие.
Тренировочные нагрузки, направленные на совершенствование креатннфосфатного механизма, отличаются следующими характеристиками (Волков Н. И., 1964, а, б; 1965):
Иногда для краткости употребляют термины «а ■ и «шя&тйая» выносливость. Пол первой понимают способность использовать энергию креатинфосфокиназной реакции, под второй — гли- колитнческой реакции. |
1) интенсивность работы близка к предельной, но может быть несколько ниже ее. Выполнение большого объема работы на предельной скорости могло бы привести к образованию «скоростного барьера» (см. Ш.3.3.). Некоторое снижение скорости (например, до 95% от максимальной) позволит избежать этой опасности и облегчит контроль за техникой движений; в то же время столь небольшое снижение практически не скажет-
7 3exss Ml 173
ся на интенсивности метаболических процессов и, следовательно, не отразится на эффективности тренировочной работы;
2} длина отрезков подбирается с таким расчетом, чтобы длительность выполнения равнялась примерно 3— 8 сек. (бег 20—70.м, плавание 8—20 м и т. п.);
3) интервалы отдыха, учитывая значительную быстроту оплаты алактатного долга, должны равняться примерно 2—3 мин. Однако, поскольку запасы КрФ в
Время, мин. Рис. 37. Изменение кислородного потребления и содержания молочной кислоты в крови при повторном беге на 60 м (2 серии по 4 повторения в каждой). Сплошная линия — изменение уровня потребления Oj. пунктирная — изменение содержания молочной кислоты в крови (по Н. И. Волхову) |
мышцах очень малы, уже к 3—4-му повторению фосфо- креатиновый механизм исчерпывает свои возможности.. Так, в одном из опытов (рис. 37) на первых двух-трех повторениях Oj-долг увеличивался без одновременного роста содержания молочной кислоты в крови. Это указывало, что источником кислородного долга является алактатная фракция. Однако после 3-го и в особенности 4-го повторения содержание лактата стало резко увеличиваться, говоря о значительной активизаций гликолиза. Поскольку в данном случае не ставится задача развития гликолитических возможностей организма, то, очевидно,
дальнейшее продолжение работы нежелательно — надо дать дополнительный отдых.
Целесообразно разбить планируемой в занятии объем работы на несколько серий по 4—5 повторений в каждой. Отдых между сериями должен быть около 7—10 мин. Такие интервалы достаточно велики, чтобы успела окис- I литься значительная часть образовавшейся молочной кислоты, в то же время при этих интервалах сохраняется повышенная возбудимость нервных центров;
4) заполнять интервалы отдыха другими видами работы есть смысл лишь в перерывах между сериями повторений. В этом случае, чтобы не снижалась возбудимость центральных нервных образований, полезно включать работу очень низкой интенсивности, требующую участия тех же мышечных групп, что несут нагрузку в основном упражнении (например, спринтеру в паузах следует не сидеть, а спокойно ходить—Б. В. Тавартки- ладзе, 1958);
5) число повторений определяется подготовленностью занимающихся. В принципе такая тренировка сериями на коротких отрезках дает возможность выполнить большой объем работы без снижения скорости (у бегунов-спринтеров— до 1500—1600 м).
При совершенствовании гликолитического механизма тренировочййе нагрузки характеризуются следующими чертами (П. С. Васильев, И. И. Волков, 1960; Н. И. Волков, И. М. Бутин, Н. Н. Лаврентьева, Н. В. Кочеткова, 1960; П. С. Васильев с сотр., 1963, и др.):
1) и нтенсивность р а боты определяется длиной выбранной для тренировки дистанции. Скорость передвижения должна быть близкой к предельной на данной дистанции (§0—95% от предельного значения). После нескольких повторений, вследствие наступившего утомления, скорость передвижения может существенно снизиться, однако она все равно остается близкой к предельной для данного состояния организма;
2) длина отрезков подбирается с таким расчетом, чтобы время работы длилось примерно от 20 сек. до 2-мин. (дистанции от 50 до 200 м в плавании; от 200 до 600 м в беге и т. п.—Танзей, Такати и Киуши,Л960; Андерсен и др., 1960); f /
• 3) интервалы отдыха определяются динамикой гликолиза, о которой, судят по содержанию' молочной
Amp;
кислоты в крови. При работах типа указанных выше максимум содержания лактата в крови наблюдается не сразу после окончания работы, а несколько минут спустя, причем от повторения к повторению время максимума приближается-к моменту окончания работы. Поэтому в данном случае рекомендуется делать интервалы отдыха постепенно сближающимися, в частности между 1-м и 2-м повторениями—5—8 мин.; между 2-м и 3-м — 3—4 мин.; между 3-м и 4-м—2—3 мин. (рис. 38);
Вретя, мин- Рис. 38. Изменение потребления Ой и содержания молочной кислоты в крови при повторном беге 4X40Q м (одна серия) с уменьшающимися интервалами отдыха (по Н. И. Волкову) |
4j) заполнять интервалы отдыха другими видами работы в данном случае не следует. Нужно избегать лишь абсолютного покоя;
5) число повторений при работе со сближающимися интервалами отдыха обычно невелико (не свыше 3—4) из-за быстро развивающегося утомления. При этом уже к 3—4-му повторению отмечается большее содержанке молочной кислоты в крови, что свидетельствует о знаяительной активности гликолитического процесса. Если пытаться продолжать работу дальше, то гликоли- тический механизм исчерпывает свои возможности и энергетическое обеспечение деятельности переходит к аэробным реакциям. Скорость передвижения при этом падает. Учитывая сказанное, лучше всего такую повторную работу выполнять в виде серий, составленных из 3—4 повторений с сокращающимися интервалами отдыха. Время отдыха между сериями должно быть достаточным для ликвидации значительной части лактатного долга — не /менее 15—20,мин. Новички и спортсмены низших разрядов могут выполнить, как правило, в тренировочном занятии не более 2—3 серий, хорошо тренированные спортсмены— до 4—6.
Описанные методики воспитания анаэробных возможностей разработаны с таким расчетом, чтобы осуществить относительно избирательное воздействие на один из анаэробных механизмов (креатинфосфатный или гликоли- тический). При практическом их применении следует наряду с этими нагрузками использовать и другие — более широкого воздействия. -
III. 2.4. Сочетание развития аэробных и анаэробных возможностей. Общая схема этого сочетания следующая (Н. Н. Яковлев, 1955; Н. И. Волков, 1961): дыхательные возможности являются основой для развития анаэробных; гликолитические — основой для развития креатин- фосфатного механизма (иначе: лактатные — основой для развития алактатных). Если у спортсмена будут хорошо развиты анаэробное возможности и плохо — дыхательные, то он сумеет образовать большой кислородный долг, но накопившиеся продукты анаэробного распада будут устраняться весьма медленно. Ведь быстрота оплаты кислородного долга определяется мощностью дыхательных механизмов. Поэтому, если анаэробные нагрузки будут повторяться через малые интервалы отдыха, недостаточные для полного восстановления, то спортсмен быстро утомится, он попросту «задохнется» 'в обилии накопившихся анаэробных продуктов. Отсюда правило: приступая к развитию анаэробных возможностей спортсмена, предварительно необходимо создать у него определенную базу дыхательных возможностей («общей выносли» вости»),
Сказанное объясняет необходимость воспитания аэробной производительности у представителей тех видов спорта, где работа проходит по преимуществу в анаэробных условиях. Плавание иа 100 м длится у квалифицированных пловцов около одной минуты к обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии.
Если у пловца не будет хорошей «дыхательной базы», то он сможет 1 раз проплыть 100.м. Но сделать это в занятии достаточно большое число раз он окажется не в состоянии из-за того, что восстановление у него будет занимать чрезмерно много времени. Поэтому квалифицированные пловцы-спринтеры много плавают с умеренной интёксивностью на длинных отрезках (до 3—7 км). Другой пример; в хоккее с шайбой смену игроков проводят через каждые 1—2мнн. Сама деятельность осуществляется главным образом за счет анаэробных поставщиков энергии. Сумеет ли игрок оть!Урать это время с достаточной интенсивностью, зависит от его анаэробных возможностей. Но через 3—4 мин. отдыха ему вновь придется выйти на поле, к. то, насколько ycifeeT у негЬ произойти восстановление, будет определяться уже дыхательными возможностями этого спортсмена.
Аналогично обстоит дело с двумя составляющими анаэробных возможностей: воспитание способности использовать Энергию тликолитического татной» выносливости должно предшествовать совершенствованию способности работать за счет энергии креатин- фосфокиназной реакции («алактатной» выносливости)- Это объясняется тем, что энергия гликолиза используется в первой фазе восстановления для ресинтеза креатин- фосфата. Поэтому если гликолитнческие возможности человека развиты недостаточно, то скорость восстановления запасов КрФ У него после напряженной кратковременной работы будет замедлена, и это неминуемо отразится на работоспособности.
Последовательность воспитания различных сторон выносливости (например, в тренировочном цикле) должна быть такой: сначала дыхательные возможности («общая» выносливость), затем гликолитнческие и, наконец, «алактатные» возможности, определяемые способностью использовать ^энергию креатинфосфокиназной реакции. Что касается отдельного занятия физическими упражнениями, то здесь обычно целесообразной бывает обратная •последовательность,
II 1.2.5. Повышение устойчивости по отношению к неблагоприятным сдвигам внутренней среды является важной стороной воспитания выносливости. При этом решается 2 задачи: 1) повышение физиологических границ устойчивости (увеличение буферной емкости крови, тканевая адаптация к гипокеическим и гиперкапническим состояниям и т. п.); 2) повышение психологических границ устойчивости. -