Задания для лабораторных работ
Лабораторно-практическое занятие 1
Тема: Проективные методы в возрастной психологии
На занятии нужно представить рисунки человека и семьи, выполненные ребенком 6-8 лет.
Лабораторно-практическое занятие 2
Тема: Сравнительная характеристика психологических особенностей младшего школьника, подростка и юноши.
Повторить материалы, касающиеся возрастных особенностей детей школьных возрастов(младшего школьника, подростка, юноши), составить их психологические портреты, акцентируя внимание на различиях
Вопросы к зачету (модуль 3)
1. Предмет и основные проблемы возрастной психологии.
2. Методы возрастной психологии. Требования к проведению психологического обследования детей.
3. Понятие возраста в психологии, роль детства в психическом развитии.
4. Биогенетические подходы к проблеме психического развития, социогенетические подходы к проблеме развития, теории конвергенции двух факторов.
5. Деятельностный подход к проблеме психического развития. Условия, источники и движущие силы психического развития.
6. Социокультурная концепция психического развития Л.С.Выготского. Понятие кризиса возрастного развития.
7. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования).
8. Зарубежные периодизации: З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Валлон.
9. Периодизация интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).
10. Развитие морального сознания личности (Л. Колберг).
11. Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности.
12. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания
13. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.
14. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра, ее истоки и функции.
15. Психологическая готовность к школьному обучению (интеллектуальная, личностная, волевая).
16. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Адаптация к школе.
17. Психологические особенности познавательной сферы младших школьников. Мотивация учения.
18. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в младшем школьном возрасте.
19. Особенности личностного развития младших школьников. Основные личностные новообразования.
20. Особенности познавательных процессов в подростковом возрасте. Мотивация учения.
21. Особенности личностного развития в подростковом возрасте.
22. Развитие характера в подростковом возрасте. Акцентуации характера.
23. Типы отклоняющегося поведения подростков.
24. Работа с «трудными» подростками
25. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте. Проблемы общения в подростковом возрасте.
26. Особенности познавательных процессов в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения. Мотивация учения.
27. Особенности личностного развития в юношеском возрасте. Юношеское самоопределение и поиск идентичности.
28. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в юношеском возрасте.
Дидактические материалы
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006
3. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007
4. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005
5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.Кн.3.:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 4-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Дополнительная литература
Учебная
1. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагог. агентство, 1996
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – 2-е. – М.: Пед. общество России, 1999
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: деловая книга, 2002
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001
5. Немов Р.С. Психология: психология образования, кн.2. – М.: Просвещение, 1994
6. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2001
7. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973, 1979
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984
10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. – 2-е. – М.: Юрайт, 2002
Научная
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
2. Боулби Дж. Привязанность / Д. Боулби; общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
3. Внимание - суицид: методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения детей-подростков / сост. С. И. Шумилова [и др.]; ред. А. Н. Слажнев. - Барнаул, 2005. - 40 с.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 624 с.
5. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы: учебное пособие для средн. проф. образования пед. профиля / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
6. Волков Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 96 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
8. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский . - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 240 с.
11. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учебно-методич. пособие / А. В. Гоголева. - 2-е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.
12. Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.
13. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок: Как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл; пер. с англ. Е. Долинская. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 295 с.
14. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка / Р. Кайл. - 3-е междунар. изд-е. - СПб. : ПРАЙМ-Еврознак, 2002. - 416 с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника: кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
17. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
18. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учебное пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
19. Крайг Г. Психология развития: [учебное пособие] / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940 с.
20. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка: методическое пособие / Е. В. Ларечина. - СПб.: Речь, 2004.
21. Матюхина М.В. Психология младшего школьника: Учебно-метод. пособие / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
22. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. - СПб.: Изд-во гос. ун-та, 2003. - 288 с.
23. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: кн.для учителя / Натанзон Этель Шулимовна. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
24. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
25. Опыт системного исследования психики ребенка / ред. Н. И. Непомнящий. - М.: Педагогика, 1975. - 232 с.
26. Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - 18-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 160с.
27. Подростковый суицид: Феномен, причины, профилактика: Методические рекомендации / Т. И. Гурова [и др.]; сост. Т. А. Гусева. - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 50 с.
28. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / С. Н. Ениколопов [и др.]; ред. И. И. Соковня. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 158 с.
29. Психология детства: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А. А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.
30. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.
31. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 528 с.
32. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
33. Ребенок и семья: Хрестоматия: Учебное пособие по детской и возрастной психологии / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - 736 с.
34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст [Текст]: Проблемы становления личности / Ремшмидт Хельмут. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
35. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека: монография / ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 1988. - 336 с.
36. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
Интернет-ресурсы:
1.Мир психологии (http://psychology.net.ru/)
2.Psychology-online (http://psychology-online.net/)
3.Эти-дети (http://www.eti-deti.ru/)
4.Вопросы психологии (http://www.voppsy.ru/tr.htm)
5.Московский психологический журнал (http://www.mospsy.ru/)
6.ПСИХЕЯ (http://www.psycheya.ru/inf/info links.html).
7.Флогистон (http://www.flogiston.ru/)
8.Институт развития личности (http://www.ipd.ru/)
9.Psychology (http://www. psychology.ru/)
10.Психологический словарь(http://psi.webzone.ru/index.htm
11.http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt
12.http://www.child-psy.ru/
13.http://www.pbi.ru/dic/v/v_31.htm
14.http://de.ifmo.ru/--books/0050/
Средства контроля
Контрольно-измерительные материалы
Полные тексты контрольно-измерительных материалов хранятся на кафедре и являются закрытой для студентов информацией. Для тестирования используется 168 вопросов. Тестовая проверка знаний направлена закрепление и систематизацию учебного материала. Текущее тестирование является стимулом для регулярной подготовки к занятиям, позволяет студентам получить информацию об уровне усвоения, возможных пробелах в знаниях, помогает преподавателю выделить проблемные, трудные для усвоения области.