Цветовые символы христианства

Наиболее существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от

"христианского" заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет

окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а

становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но

сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей

Бога. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя

свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то,

что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с

Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между

определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее,

практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним,

трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.

Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и

духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие

за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и

непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в "Откровении"

Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый

саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, "лучший" мир,

очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность".

Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки

средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то

положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве

превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого

духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый

приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в

наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение

людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.

Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным

цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но

более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда

королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах,

сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских домах.

Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов

и философ Н. Кузанский называл фиолетовый "гармонией противоречий". Знаком

кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий

(голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал

на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным",

означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском

искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства,

искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета,

что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке

завистливости и жадности человека).

Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха

(красный в определенных ситуациях также символизировал грех - неправедную

кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у

первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти",

смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл,

особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали

нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это

касается, прежде всего, средневековой алхимии. Цвета в алхимии делились на

"высшие" и "низшие". К "высшим" относились цвета известной нам "триады" -

белый, черный и красный. Они символизировали три стадии "Великого

Превращения": первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный)

результатом которого было создание "камня" (золотой). Черный соответствует

стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния; белый - состоянию

просветления, восхождения, откровения и прощения; красный - ступени

страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу. Главным, исходным

цветом (порождающим все остальные цвета) в этой триаде считался черный.

Оставшиеся цвета входили в группу "низших" или "вторичных". В алхимии

существовала цветовая систематика химических элементов и специфические

цветовые наименования. Например, серебро именовалось "белой королевой".

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА

В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня

развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния

как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама

много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д.

способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных

средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых

символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами

блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с

Богом.

Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из "Тысяча и одна

ночь" белый называется "лучшим из цветов".

Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д.

Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали

и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.

Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других

культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую

"жизненную силу". Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета - рубины

и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие.

Символизировал он и любовную страсть. Вера в "великую силу красного" была

настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета

маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В

поэтическом творчестве мусульман были широко распространены "красные

символы", например, красная роза означала страстную любовь.

Почитаемым и "священным" считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка).

Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета

означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные

камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.

Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их

трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый - цвета

мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет

имел и значение обманчивости земной жизни, миража.

Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не

столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет.

Священный камень храма Кааба - черный. Черный - цвет земли. Он же был цветом

одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и

негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.

Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам

является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет

замутнен, нечист, "грязен", то он теряет для мусульманина всякую

привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится

к серому и коричневому. Они - цвета несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и

праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным обреченности их существования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный обзор истории развития содержания и форм цветовых символов является

далеко не полным. Но автор и не ставил перед собой такой задачи. Целями,

поставленными в первой главе, было, во-первых, показать глубокую и

неслучайную связь цветовой символики с различными пластами человеческого

сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых, -

охарактеризовать основные этапы развития цветового символизма.

Первый из них - "космологический" (мифологический), включает в себя цветовую

символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ

мировых сил, стихий и начал). Второй - "религиозный" (богословский), - от

поздней античности до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты

божественного). И, наконец, третий - "социально-психологический", Ренессанс -

двадцатый век (цветовая символика общественно-политических, социальных и

индивидуально-психологических процессов и явлений).

Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых

символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к

ним, - ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части

содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом

случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций.

Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не

лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Как

писал В. Ван Гог: "краски сами по себе что-то выражают". Иными словами, цвет

- не "чистая доска", на которую человек волен записать, все что ему

вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в

психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы

называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как

указывает А.Ф. Лосев: "никто, никогда не воспринимает цвет без этих и

подобных впечатлений... красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы

сами. Возбужденность - его объективное свойство".

Повторяя избитое сравнение, можно сказать, что цветовая символика - лишь

только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом

и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового

воздействия на человека.

Наши рекомендации