Предосторожности в окончании
Следует остерегаться постгипнотических внушений.
Они предполагают, что поведение, не исходящее от человека спонтанно, было введено в его бессознательное.
Для того, чтобы сохранить уважительную и свободную атмосферу Нового Гипноза, не следует давать постгипнотических внушений.
Если же гипнотерапевт их использует, что он должен вводить эти внушения как предписание упражнений по самогипнозу.
Необходимо предлагать возможную амнезию.
Милтон Г. Эриксон часто предлагал амнезию сеанса, помогающую бессознательному осуществить работу без “паразитарных” влияний сознания.
Напоминаем, что для того, чтобы добиться хорошего результата, следует “окружить” сеанс двумя идентичными фразами (или позами, или жестами) и сразу же после второй фразы осуществить отвлечение (якорение и отвлечение) — структурированную амнезию с якорением.
Вы можете также использовать фразу, вызывающую амнезию (см. предыдущую страницу), не забыв при этом об отвлечении.
Отвлечение — типичный инструмент Нового Гипноза, легкий в употреблении и рекомендуемый к использованию. Достаточно задать вопрос или сделать замечание, внешне неуместное. Его можно применять изолированно — разорвав нить — или сразу после финального якорения.
Например:
У человека, никогда в жизни не державшего в руках ракетку, внезапно спросите, выиграл ли он важную партию в теннис.
Пациент, без сомнения, усомнится в вашем психическом здоровье, но это активизирует процессы его реориентации, чего, собственно, мы и хотим добиться.
Все происходит так, словно сеанс заключается в скобки (якорение), а отвлечение прерывает нить воспоминаний о былом.
Верните на место все, что было изменено.
Необходимая предосторожность, позволяющая пациенту вновь обрести обычный способ функционирования:
l мышечный тонус;
l телесные ощущения (после гипнотической анестезии необходимо убедиться в том, что чувствительность у пациента полностью восстановилась);
l способность оценивать время (искажение времени — явление, часто наступающее в ходе гипнотического транса).
Для этого достаточно осуществить возврат к приятным ощущениям — в зависимости от того, что происходило и что мы изменяли.
Например:
“Располагайте всем необходимым временем для гармонизации мышечного тонуса тела, сохраняя приятные ощущения отдыха и хорошего самочувствия, чтобы вы смогли полностью вернуться сюда и вместе со мной проанализировать это упражнение”.
Упражнение 56
Найдите фразу, которая позволила бы вам реориентировать вашего пациента в конце сеанса.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Продолжение
Сле...
В беседе после сеанса затрагивается пережитое во время выполнения упражнения, но очень кратко, без деталей, чтобы на работу по переструктурированию, осуществляемую бессознательным, не повлияло слишком быстрое осознание.
Напротив, хорошо повторить возможные указания относительно самогипноза, подробно не останавливаясь на их описании, что облегчит реиндукцию в самогипнозе.
Перед уходом пациента смените свой тон на обычный, разговорный, чтобы убедиться в его хорошей реориентации.
Гонорар требуйте в зависимости от уровня вашей подготовки.
Основное
В предосторожностях
Детальный анамнез выявляет возможные противопоказания и обосновывает использование гипноза.
Гипнотерапевт должен:
Упомянуть окружающую обстановку, чтобы избежать любых неожиданностей.
Подготовить амнезию.
Принять меры предосторожности относительно косвенных внушений и понимания негативного.
Осторожно обращаться с постгипнотическими внушениями.
Вернуть на место все, что было изменено.
Отвлечь.
Проводить хорошо реориентированного пациента.
Теперь вы знаете главное из вводного курса. На следующих страницах мы предлагаем углубить ваши знания, изучив микродинамику транса.
МИКРОДИНАМИКА ТРАНСА
Эрнест Л. Росси и Милтон Г. Эриксон используют термин “микродинамика транса” для описания пяти последовательных стадий гипнотического транса:
l фиксации внимания;
l “депотенциализации” сознательных процессов;
l запуска бессознательного поиска;
l бессознательного процесса;
l гипнотического ответа.
На практике эти стадии тесно переплетаются и не настолько разделены.
Например:
Гипнотерапевт фиксирует внимание пациента, вводя элементы замешательства, что влечет за собой депотенциализацию сознательных процессов.
ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ
Гипнотерапевт стремится зафиксировать сознательное внимание пациента. Причем важно использовать язык пациента, изученный во время сбора анамнеза.
Имеются многочисленные техники применения фиксации внимания.
Например, можно попросить пациента:
l зафиксировать свой взгляд на каком-либо предмете — этот классический метод чаще всего используется традиционными гипнотерапевтами
l прислушаться к окружающим звукам
l почувствовать что-то (в ольфакторном или кинестетическом смысле)
l или вспомнить вкус какой-либо пиши и т.д.
Подобные методы часто применяются в Новом Гипнозе.
Иногда Милтон Г. Эриксон рассказывал истории, но при этом умел также использовать и невербальный язык, приковывая внимание пациента. Он превосходно владел искусством утилизации. Избавляя пациента от боли, Эриксон использовал ее для того, чтобы зафиксировать внимание пациента: детально расспрашивал о качестве, интенсивности, иррадиации, частоте боли. Работа, фиксировавшая внимание пациента на основной проблеме, влекла за собой быструю “депотенциализацию” сознательных процессов.
Упражнение 57
Используя ваши пять чувств, зафиксируйте на несколько минут внимание на своем окружении, затем начните выполнять упражнения по левитации (невербальные внушения, левитацию).
“ДЕПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ” СОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
При “депотенциализации” сознательных процессов обычный тип психического функционирования изменяется в сторону гипнотического функционирования. Такое естественное изменение происходит много раз в день.
Ваше мастерство должно заключаться в том, чтобы благоприятствовать этому изменению и использовать его в терапевтических целях.
Оно характеризуется в основном преобладанием правого полушария над левым в течение нескольких мгновений.
Следующий за фиксацией, данный феномен может быть достигнут при использовании четырех техник:
l замешательства;
l пресыщения;
l удивления;
l психологического шока.
ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО
Замешательство захватывает пациента врасплох, нарушая цепь его логических рассуждений. Введение в рассуждение алогичной фразы благоприятствует “депотенциализации” сознательных процессов.
Замешательство очень часто использовалось Милтоном Г. Эриксоном; достичь его можно различными способами.
Например:
l Неадекватное соединение жеста и фразы. Эриксон просил человека сесть справа от него, указывая на стул слева.
l В ходе наведения вы говорите: “Вы можете слушать, что я вам говорю, или не слушать, это неважно”.
l Появление левитации или постановка каталепсии являются источниками замешательства.
l Использование игры слов или парадокса (просмотрите свои дзэнские истории).
Упражнение 58
Произнесите три фразы или представьте себе ситуации, вызывающие замешательство.
ПРЕСЫЩЕНИЕ
Пресыщение приносит пациенту столько сенсорной информации, что это превосходит возможности его восприятия. Оно вовлекает пациента в умственную деятельность, которую тяжело поддерживать, и приводит к пресыщению его сознательной активности.
Вот примеры пресыщения:
l счет наоборот;
l беспорядочное перечисление дней недели или месяцев года;
l детальное и неясное описание неинтересного физиологичес-кого процесса;
l рассказ повторяющихся историй или историй без конца.
Упражнение 59
Постройте пресыщающую речь на основе беспорядочного перечисления дней недели и месяцев года.
УДИВЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК
Близкое к замешательству, удивление переживается пациентом как нечто более приятное. В нем присутствуют юмор и игра слов.
Этот прием нельзя применить ко всем, так как у некоторых людей чувство юмора ограничено, и мы должны относиться к этому с уважением.
Как утверждает Сидни Розен, “неожиданное всегда себя оправдывает”.
Употребление самого слова “удивление” (сюрприз) имеет свой особый смысл: оно считается словом, вызывающим позитивные ассоциации, которые облегчают возникновение воспоминаний, связанных с детством, подарками, со счастливыми моментами жизни.
Например:
В начале наведения вы говорите: “...В ходе этого упражнения по научению вы... меня научите (удивление)... вашему способу достигать отстраненности”.
Нам однажды пришлось наблюдать, как терапевт сказал пациенту, тепло укутавшемуся перед сеансом гипноза: “...Вы себя почувствуете как житель теплых СТРАН С... этим одеялом”[4].
Психологический шок (например, страх) очень эффективен для достижения “депотенциализации” сознательных процессов, но этот метод не используется нами ввиду его жестокости. И все же, несмотря на свою опасность, психологический шок иногда применяется в театре.
Упражнение 60
На свой первый гонорар гипнотерапевта купите подарок супругу (супруге) и тщательно пронаблюдайте внешние признаки удивления.