Руны и традиционная магия.

часть 1 (Средневековье)

Магия исходит из предположения, что все личные существа,
будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам,
которые контролируют все, но из которых, тем не менее, может извлечь выгоду тот,
кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар…
Проникнув в глубины магии, беспристрастный наблюдатель увидел бы в ней
ни что иное, как постоянную угрозу цивилизации.
Дж. Дж. Фрэзер
«Золотая ветвь»

Церковь справедливо осуждает занятие магией – хотя бы, потому что люди тратят на это лучшие и безвозвратные безвозвратные мгновения жизни.
Когда христианство пришло в Европу, оно столкнулось с сильной конкуренцией, что было вполне естественно – язычники, отнюдь не дикие и вовсе не заблудшие, испытывали довольство своими богами и жили в мире и согласии с ними, счастливые своим уделом. Церковь приступила к «зачистке», используя два традиционных метода – карательный и ассимилирующий. Первый состоял в искоренении бесовских верований и разорении языческих святилищ при поддержке влиятельных государей (так, как это происходило у нас на Руси, когда насильно крещаемый народ с проклятием взирал на византийских попов). Ассимиляция же проявлялась в хитроумном соединении христианских образов с архетипами языческого мира. Христианство ассимилировало язычество, чтобы стать истинно народной религией.
В чем-то эти две методы противоречат друг другу. Но удивляться нечему – христианство вообще вело себя очень непоследовательно. Например, искоренение магии на территории подвластной Риму сочеталось с настойчивыми уверениями в ее существовании. Осуждая магию, отцы церкви вместе с тем готовы были покарать всякого, кто не верил в демонов и колдовские чары!
Отсутствие индивидуальности, косность, подчинение масс неким целям вне зависимости от их собственных желаний, безликость, пренебрежение персональными, конкретными интересами конкретного человека были тем душным пологом, что накрыл Европу от Карпат до Северного моря. Считается, что переломной точкой этого процесса явился Ренессанс с его гуманистическими теориями, антропоцентризмом, интересом к личному мифу отдельно взятого человека.
Магия, безусловно, один из корней Возрождения. В эпоху мракобесия, когда внимание к отдельно взятой душе оказывали только мытари да инквизиторы, магия представляла собой основу для осознания и дифференциации личных потребностей. Магия раздвигала границы мира и ставила человека в его главе. Недаром Ф. Бэкон (1561-1626) включил магию в свою классификацию наук.
Ренессанс в противовес тоталитаризму Средних веков воскресил дух индивидуальности. В то же время произошли некоторые изменения в магической среде. Как результат интеграции старых магических традиций в новый мир Возрождения, куда более либеральный, чем прежде, возникли так называемые гримуары (черные книги, колдовские книги, - фр.), апофеоз магии, подчеркнутый эгоизмом, чрезмерным пренебрежением к интересам окружающих, направленный на удовлетворение потребностей - довольно корыстных и низменных. Стремление избавиться от оков и реализовать себя в потоке нового времени привели к появлению такого явления, как оккультизм, путь доктора Фаустуса.
Приведу перечень наиболее известных гримуаров, и если вы изучали оккультную литературу, вы сразу поймете, что к чему, а также убедитесь в том, что их бредовые заклятья почти без изменений перекочевали в нынешний оккультизм. Итак, вот они:
“Arbatel” (1575), “Theosophia Pneumatica” (1686), “Руководство Папы Льва III» (1523), «Ключ царя Соломона» (?), «Малый ключ царя Соломона» (1676), Четвертая книга Корнелиуса Агриппы (XVI в.)*, “Священная магия мудреца Абрамелина”(1458?), “Черная Курица” (XVIII в.), “Гримуар Гонориуса” (1629), “Grimorium Verum” (Истинная Черная Магия, 1750) и др.
На гримуарах была построена вся магия того времени, и надо сказать, что еще довольно методов, имеющихся в арсенале современных оккультистов, восходит к ним, продолжая свою жизнь и странствие по миру. Анализ любого из них дает ясное представление о запечатленных на пергаменте непомерных желаниях магов Возрождения, открывая чудовищную картину пороков и безумных фантазий. Заклинания, помещенные в гримуарах, должны способствовать овладению сокровищами, принадлежащими духам, вхождению в состояние невидимости, помогать в открытии всевозможных хитроумных запоров и замков, обретать способность выигрывать в лотерее или натравить на врага всех обитателей ада. Речь идет, конечно, о черной магии.
А вот в качестве примера выдержки из Договора с дьяволом, характерный для средневековой магии документ, составленный в 1676 году. Автор его, некий дворянин из Пиньеролля, опирался на те же ритуалы вызывания Сатаны, какими пестрят гримуары (взято из энциклопедии Р.Х. Роббинса, 1997).
«1. Люцифер, ты обязан немедленно доставить мне 100000 фунтов золотом! […]
10. Ты обязан заставит меня быть любимым и принятым королем… […]
12. Ты обязан защищать меня от всяческого вреда, причиняемого бомбами, огнестрельным и любым оружием. […]
18. Ты обязан наделить меня здравым смыслом, пониманием и умом, так, чтобы я мог обсуждать все проблемы логически. […]
26. Ты должен проследить, чтобы все выполняли мои распоряжения…»
Больше всего смеха вызывает пункт №18, но в целом ситуация выглядит безрадостно. Она рисует ущербного, неуверенного в себе, бездарного, жадного и ограниченного человечишку, скрывающего под напускной наглостью свои комплексы и неудачи, давлеющие настолько, что он мнит себя достойным повелевать самим Люцифером. Этот договор из черной магии смотрится как пародия на современных «потомственных колдунов», «епископов высшей магии», однако является подлинным документом XVII века!
Этот маг из Пиньеролля представляет собой архетип оккультиста, столь распространенный на Западе, а также, увы, и в нашей стране. «Перед волшебником должны были трястись небо и земля, он повелевал всеми своими богами, даже самыми главными, и грозил им, как простым смертным» (А.Ю. Григоренко, Ю.А. Сандулов, 1998).
Гримуары создавались, быть может, с благими намерениями, но последними, как известно, вымощена дорога в ад, куда и отправлялись все последователи доктора Фаустуса. Они оказались далеки и от народной мудрости, и от традиционной. Многие из гримуаров были написаны больными людьми (как пиньеролльский маг), свято верившими в могущество Дьявола. Гримуары во всей красе иллюстрируют жалкие стремления магов к дармовому богатству. Увы, эти книги стали основой современного оккультизма, традиционной магии, и жалки те люди, что пытаются провести описанные там церемонии с целью возыметь власть над окружающими.
По высказыванию А.Э. Уэйта, видного мистика, ставшего белой вороной «Золотого Рассвета» за пристрастие к Каббале, «здесь они [приверженцы оккультизма] имеют дело именно с отвратительными порождениями психического безумия, так что когда они начинают знакомиться с учениями, возникшими на этой почве, они сталкиваются с теми же глупостями. Тексты можно считать более безобидными, потому что они вызывают смех и им преимущественно невозможно следовать. Такая критика распространяется на все сохранившиеся ритуалы. Одни более абсурдны, другие, возможно, более жестоки, но все они пропитаны черной магией так же, как любое нецензурное слово – упоминанием греха» («Церемониальная магия, или Гримуары»).
Уэйт обращается к тем, кто не считает ниже своего достоинства называться приверженцами оккультизма и справедливо клеймит этот, по словам З. Фрейда, «поток черной грязи»:
«Письменные ритуалы, представляющие из себя низкую и скандальную, тривиальную и едва понятную пародию на истинную (курсив мой) магию, живы еще только благодаря своим самозванным толкователям. Если тайны и таинства есть результат не величия человеческого духа, а неизведанных сторон его психики, то Богу здесь нет места. И хотя милость Божья безгранична, грозная Божественная длань простерта над всем миром, поэтому магические ритуалы, как правило, приводят лишь к напрасному растрачиванию сил; поиски волшебной силы – я намеренно использую ненаучное выражение для определения столь неконкретного занятия – вот что представляет собой вся оккультная или, если сказать прямо, дьявольская наука».
Артур Э. Уэйт не был пустозвоном. Он много лет жизни отдал «Золотому Рассвету» и многие легионы оккультистов прошли перед его глазами. Его комментарии имеют особую ценность, ибо сделаны непосредственным очевидцем тех дел, о которых мы знаем только из смутных книжных источников. Сам он посвятил жизнь мистическому развитию, достиг высоких ступеней в осмыслении Каббалы и составил одно из самых лучших руководств по пиктографическому анализу Великих Арканов Таро. Он один из авторитетов мистики, с горечью подводивших итоги разрушительной манифестации таких махинаторов, как Леви или Папюс, чье дело, к сожалению, не умерло и буйно плодоносит в нашей родной стороне.

часть 2 (Третий Рейх и Арманен)

Ниже я хотел бы остановиться на самом громком и ужасном примере использования магии. А точнее – магии рун. Чудовищные стремления, получившие магическую поддержку, едва не поставили мир на грань гибели. Умалчивать тот факт, что шествие националистов под руническими знаменами происходило без поддержки традиционной оккультной системы, означает скрывать правду. Следует заметить, что человек с обычным мирским мировоззрением переживает историю и крах нацизма в соответствии со своим мировоззрением. Но те, кого Г. Гессе называл людьми с лишним измерением, чувствуют, что нельзя описать картину мира и, в частности, затронутую нами тему, пользуясь исключительно материалистическим аппаратом. Я убежден, что в известных событиях взлета и падения Третьего Рейха принимали участие нечеловеческие энергии. В таких случаях принято полагать, что магические средства попали в дурные руки. Но на самом деле, лишь руны нейтральны, а основанный на безумных и вздорных «откровениях» оккультизм, питавший нацистских магов, свидетельствует о себе. Мы уже извлекали исторические уроки из Второй Мировой войны, теперь настала пора извлечь уроки, касающиеся участия в ней оккультных и рунических потенциалов.
Имея разнообразное сокровенное значение и окраску, руны - как мистическая и магическая система – нейтральны в отношении собственной силы. Они не есть зло и, однако, не есть добро в чистом, рафинированном виде. Можно сказать, они представляют собой Путь между сталкивающимися скалами этих двух великих противоположностей. Внутренний рунический ресурс отдаленно напоминает могущество атомных сил. В честных руках, при толковой голове и благородном сердце эта мощь способна привнести в мир новые открытия и процветание, но, пребывая в распоряжении дурных людей, одержимых эгоизмом и бредовыми, фанатичными идеями, она влечет страх и разрушение.
Сейчас наши закономерные и оправданные опасения вызывает неконтролируемое распространение урановых компонентов, интриги вокруг «дамокловых мечей», висящих над нашими головами, ибо мы не ведаем, что за люди управляют так называемыми «гарантами безопасности государства», воплощенными в тактических и стратегических комплексах ядерного оружия. Но еще не очень давно, когда наука только находилась на пороге атомных процессов, критическая ситуация была инспирирована извращением древних знаний, попавших в руки фанатиков и убийц. Имеется в виду влияние рунических представлений на развитие и становление Третьего Рейха. Это был пик распространения рунической магии, и хотя все ужасы фашизма ни в коем случае нельзя списать на руны, последствия привлечения их на службу террора, рабства, геноцида и частных интересов – катастрофичны.
В первой четверти XX века в Германии разворачивались два взаимосвязанных между собой процесса – социально-политический и мистико-религиозный. Первый представлял собой всплеск национал-социализма, второй же – очередной виток так называемого Германского (рунического) Возрождения, ориентированного на возвращение к древнему арийскому духу.
Время Германского Возрождения отсчитывается примерно с 1100 года. С тех самых пор, по волнам истории пронеслась плеяда ярких, выдающихся личностей, вложивших вклад не только в восстановление культурного германского пространства, но и в духовную жизнь всей Европы. Это Снорри Стурлуссон, автор «Прозаической Эдды», Генрих Корнелий фон Неттесгейм, более известный как Агриппа, автор трактата De Occulta Philosophia, Теофраст фон Гогенгйм, он же Парацельс, упоминавшийся на этих страницах алхимик, ученый и маг, Мейстер Экхарт, знаменитый мистик, поэт и розенкрейцер И.В. Гете, братья Гримм, собравшие «Волшебные сказки», Рихард Вагнер, основоположник «тотального искусства». Что же касается национал-социализма, то вследствие Первой Мировой войны, русской революции, прочих политических и культурных проблем, он стал приобретать уродливые формы и перетекать в нацизм, который восторжествовал с приходом Шкильгрубера и возобладал в Германии в 1933 году.
В сферу интересов Германского Возрождения наряду с древними арийскими культами входили и руны – не только как основа до-романских северных алфавитов, но и в свете их магического использования. Следуя примеру предков, неотевтонские группы взяли их на вооружение, как неотъемлемую часть духовного наследия Старой Веры.
Непосредственно Руническое возрождение началось с Гвидо фон Листа (1848-1919), немецкого оккультиста. В 1902 году он перенес серьезную операцию на глазах и был вынужден по одной версии – носить на глазах повязку, или оставаться около года слепым – по другой. По его собственным утверждениям, в тот год он испытал несколько мистических озарений и видений, в коих ему нарисовался 18-рунный строй. Это событие он рассматривал как поворотное, своего рода инициацию. По словам его последователей, произошедшее напоминало инициацию Одина, принесшего себя в жертву на Древе Миров, где во тьме он получил видение рун. Точно неизвестно, насколько все описанное действительно произошло с Листом, или было просто сконструировано, чтобы придать продукту нуменозный характер. Так или иначе. 24-знаковая система Старших Рун была сведена к 18 знакам. Прозрев, Гвидо фон Лист назвал этот ряд Арманен или Арманический Футарк. Более того, оккультист утверждал, что лишь эта 18-рунная система является первоначальной и богоданной, тогда как все прочие не более чем домыслы.

Мистика Арманена основывалась на эддической поэме «Хавамал», более известной нам как «Речи Высокого». Некоторые исследователи рун имеют веские основания сомневаться в истинности Арманена и его толкования, поскольку «Эдды», призванные в данном случае обеспечить повышенную валидность и достоверность новых рун, исходящую чуть ли не из уст самого божества, не являются божественным откровением, а просто-напросто сборником преданий разных лет, записанных с чьих-то уст. Кроме этого, есть мнение, будто Лист неправильно интерпретировал «Хавамал». Поэтому я рекомендовал бы рунистам отдать предпочтение иным системам, имеющим более долгую историю и не столь сомнительное происхождение.
Тем не менее, на волне интереса ко всему арийскому Арманен широко распространился в Европе. Да и сейчас его практикуют многие, а некоторые авторы типа Д. Джаррела («Оздоровление магией рун», Спб, 1997) называют прочие системы не иначе, как псевдоруническими (кстати, есть подозрение, что под этим псевдонимом скрывается некая Н.Г. Зверева, особа, знакомая с работами Листа, Мэрби и Куммера, и являющаяся не переводчиком, но автором упомянутого текста, отчего закономерно возникает вопрос – зачем скрывать свою фамилию?).
Написав несколько книг, посвященных Арманену, фон Лист инспирировал создание так называемого «Общества Туле» (1908).
Как мы знаем, национал-социализм в Германии перетек в нацизм как противовес интернационализму и большевистским веяниям. Идея превосходства тевтонской расы была «подтверждена» многочисленными исследованиями. Культ готического духа отступил под более широкими принципами всемирного господства арийской расы. Древнее наследие предков и накопившийся за столетия Духовного Возрождения опыт стали основой возрождения национального. В целом подобному успеху можно было бы даже позавидовать, если бы он не оказался сопряжен с маниакальными идеями нетерпимости и убийства. Пьянящий тевтонский дух, атмосферу которого с разной степенью успеха пыталось воскресить «Общество Туле», руны как зримый символ Воли, Могущества, Доминирования и Победы, идея расовой чистоты привлекли в «Общество» всех увлеченных (или лучше сказать – одержимых). Так пришли в «Туле» люди, о которых мы достаточно наслышаны. Это Адольф Гитлер, будущий фюрер, злобный и глумливый демон убийства и разрухи. Это Генрих Гиммлер, спустя несколько лет – страшный глава «черного ордена» СС, свято веривший в то, что является реинкарнацией основателя Первого Рейха, короля Генриха I. Рудольф Гесс, Герман Геринг – как два ворона Одина, бросающие крыльями свастического орла жуткую тень смерти. Все они прошли через влияние Гвидо фон Листа и организацию Арманена.

часть 3 (Руны и немецкая духовность)

Немного забегая вперед, хочу отметить, что исполненная величия германская духовность, символика, мистика теперь однозначно ассоциируются с фашизмом. Отныне свастика навсегда связана со смертью и пытками, невзирая на то, что сама по себе далека от этого. В современной Германии она официально запрещена в любом виде, независимо от того, подразумевают ли ее носители фашизм или нет. В этом основная беда Возрождения. По выражению Э. Торссона, оно было застопорено на целое столетие и искажено до неузнаваемости. Нацизм извратил руны и использовал их в корыстных целях, и неудивительно, что еще до недавнего времени по всеобщему мнению на рунах лежал отпечаток зла. Ведь – «мы готовы к битве, нас вдохновляют Руны и Мертвая голова» – распевали эсэсовцы, бомбардируя Лондон, блокируя Ленинград, наступая под Сталинградом и Курской дугой.
Орден СС – отдельная тема. Как известно, главой его был Гиммлер, большой поклонник язычества и фанатик рун. Их символика щедро использовалась в СС и среди нацистов в целом. Рунические знаки были привлечены на службу тоталитаризму и обращены к власти, присвоению, агрессии. Изначально призванные в помощь духу для самосовершенствования и установления проникновенной взаимосвязи с Космосом и Природой, в руках оккультистов от фашизма руны стали фомкой, взламывающей Врата миров, магической системой для удовлетворения желаний, обретения власти и доминирования, неисчерпаемым кладезем силы, из которого черпало могущество болезненное честолюбие растлителей и убийц. Руны, к тому же, стали одним из средств контроля над толпами.
Основой рунического ключа нацистов был, как уже говорилось, Арманен. На нём основывался непременный инструктаж, проводившийся специалистами СС. Арманен также стал основой для создания дополнительных символов, созданных в недрах «черного ордена. Например, знак Хайльзейхен.

То был символ успеха и удачи. В качестве магической комбинации он использовался на эсэсовском кольце с мертвой головой (дублированная Sig, являющаяся одновременно и эмблемой ордена и частью активной магической комбинации - рунескрипта). Так же этот символ входил в эмблему СС вместе с мертвой головой и руной Hagal.
Разработкой магических символов и рунескриптов в СС занимался некто Карл Мария Вейстор (настоящее имя Карл Мария Вилигут), главный советник Гиммлера. Исследователи называют Вейстора «Распутиным» Гиммлера. Он был знаком со способами магического применения рун и изобрел рунные кольца.
Нацизм с апофеозным, харизматическим лидером во главе, с одной стороны подкреплялся оккультизмом и рунами, а с другой – псевдонаучными теориями Ганса Гербигера. Эта триада пирамидой возвышалась на основании из танков и батальонов. И пусть на танках белели гамма-кресты, путь им прокладывали руны. По этой причине на них пролегла длинная черная тень. Но то, что нацизм потерпел поражение – закономерно. Было бы подлостью отнимать заслуги у люто сражавшихся освободителей, тем паче – у солдат Советской Армии; но тот, кто намеренно и цинично использует руны во зло, будет повержен своим же злом. Я рассматривают произошедшие события с точки зрения метаистории и понимаю, что любой, кто расценивает богоданные символы развития как способ поставить мир на колени – свое получит.
Тот, кто желает управлять жизнью людей и природы для своей личной выгоды – преступник. Здесь я хочу постулировать одну мысль, которая окажет влияние понимание последующих глав. Для меня это очень важно, и мне бы хотелось поделиться этим с вами. Тот человек, который без разрешения берет себе чужое, не его, не заработанное, - вор. Так почему же мы должны иначе называть тех, кто пользуется рунами (магией), добывая себе вещи и события, не ударяя и пальцем о палец, не хочет заняться реальными действиями в реальном мире, а ловчит с магическими хитростями?! Закон человеческий справедливо карает воров. В состоянии ли общество привести воров к ответу, вопрос вторичный по отношению к нашей теме. Нацистов – смогло. Однако закон божественный и по определению всевидящий, неусыпный, как австралийский бумеранг вернет кражу и вред злосчастному рунному магу. И чем наглее посягательство, тем сильней возмездие.
Самый серьезный в истории рунический заговор провалился с оглушительным грохотом и воем. Под обломками погребены разможженые тела фанатиков с руническими перстнями на сведенных смертью руках. Виселицы Нюрнберга возводила сама Судьба. Weird. Ибо Космос не прощает воровства. Вполне может статься так, что кому-то все написанное здесь покажется довольно резким. В этом случае мне бы хотелось напомнить, что колыбель рун – нордическая мифология, путь которой пролегает между жгучими и опаляющими бичами Космического Огня и острыми, как бритва, арктически стылыми глыбами Космического Льда. Подчас руны категоричны и беспощадны, – когда в них играют, профанируют их, используют для ущерба и наживы. Об этом необходимо всегда помнить, чтобы шаткая грань, по которой ступает рунист, не покачнулась в ту или иную сторону. «Идет, бычок, качается…»
Но те, кто составляет магические талисманы и ритуалы «на все случаи жизни», почему-то забывают об этом предупредить…
Руны оказались втиснуты в убогие рамки оккультизма. Печально наблюдать, как они помещаются в магические энциклопедиями наряду с пантаклями, дарующими невидимость, и заклинаниями Люцифера. Печально, что даже Э. Торссон, написавший не одну книгу о рунах, уверен, что идея, лежащая в основе рунической концепции, является оккультной. А ведь он сам – авторитет для многих последователей рунических и неоязыческих таинств.
Несомненно, руны в оккультной магии принесут желаемый эффект – как уже говорилось, они нейтральны к собственной силе, к самому магу, будут работать и в хороших, и в дурных руках. Но те, кто прибегают к рунной магии оккультным способом, не отдают себе отчета в том, что проблемы, которые валятся-таки на них, есть ответ Космоса на магическое воровство. Увы, эти два момента не увязываются в одно целое. Но если человек рано или поздно установит такую связь, винить руны бесполезно. Кто виноват – понятно.
Пусть ему будет стыдно и совестно.

часть 4 (Руны и современная этика)

Магия – это ритуальные действия, влияющие на человека и природу, открывающие доступ к мистическим силам, обычно не подвластным человеку. Таково общераспространенное определение.
Когда мы говорим о рунной магии, в виду имеем косвенное воздействие мага на Космос, изменение, перекройку ткани реальности по замыслу индивидуальности, частной воли, с помощью потенциала рунических символов. Как правило, такая воля отчего-то забыла, что помимо нее в этом засиженном мухами Космосе существует еще очень много других индивидуальностей, и даже более того – есть ТАКАЯ веская Воля, на которую «частник» наедет, как коса на камень. Печальные последствия вполне предсказуемы.
Довольно многие личности, соприкасаясь с магией, задаются вопросом, – если они, конечно, достаточно развиты – «а насколько правомерны мои магические действия по отношению к Космосу?» В данном случае, под Космосом понимается не только межзвездное ничто, пронизанное радиацией, но также все одушевленное и неодушевленное, что мы только можем увидеть или вообразить. Подобные сомнения, терзающие упомянутых личностей, говорят, безусловно, в их пользу – как о людях думающих и в то же время не лишенных совести.
Однако каждый со своей совестью справляется сам. Когда победа над нею срочно необходима для достижения определенной цели, то какими только методами не гнушаются! У каждого свои способы, коими не принято делиться. В проблемах, касающихся применения магии – как рунической, так и всякой другой – есть один интересный аргумент, и уж о нем-то составители кулинарных книг по магии редко когда забывают упомянуть. Этот настолько успокаивающе воздействует на очаг противоречий, что не просто устраняет их, но и наполняет человеческую душу вдохновением – компонентом, необходимым для любой разновидности колдовства. Таким образом, наш веский аргумент успешно убивает сразу двух зайцев: успокаивает совесть и способствует усилению горячего энтузиазма и бьющей фонтаном энергии.
Итак, если вы еще не догадались, о чем идет речь, раскройте глаза шире, - вдруг, и вы терзаетесь подобными муками. Итак, магия – это творчество!
Понятно? Конечно! И все сомнения прочь! Какой вред, какая такая правомерность, о чем это вы? Я занимаюсь творчеством! Я реализую себя на яркой ниве эзотерики! Мой творческий материал это жизнь и Космос! Я хранитель забытой традиции и несу ее в мир, чтобы сломить инерцию косности и грубой материи. Моя душа полна буйством красок. Я художник, а вы мне завидуете. Вот.
Не правда ли, удобно? Творчество духа – вот как это обычно называют. Но зачастую цели, ради которых занимаются магией, настолько мелки и меркантильны, что ни с каким творчеством и рядом не стоят. Хотя после такого оправдания своих поступков, уже мало кто об этом задумывается. Мудрые говорят: «Кто хочет сделать дело – ищет способ, а кто не хочет – ищет причины». А в данном случае складывается как раз такая ситуация, когда находишь самый необременительный способ и самую убедительную причину.Voila!
На это есть лишь один ответ (адресую его авторам популярных рунических формул): в творчестве не бывает готовых рецептов.
Как мы отмечали на предыдущих страницах, руны ориентированы не на отдельную личность, не на конкретного человека, который наивно полагает, что его мешочек всецело ему принадлежит, а на все его окружение – как близкое, так и не очень. Эту мысль лучше всего выражает Raido по «Астрологическому толкованию рун»: «Космос устроен тонко и сложно. Человек на Пути движется сразу во всех направлениях. Дорога – символ воссоединения с другими. Продвижение человека неразрывно связано с судьбами огромного количества людей. Если человек сопротивляется Дороге (а любое заклинание, оживляющее хищный талисман, есть такое сопротивление), то он незаметно пинает остальных».

часть 5 (Wierd/Вирд)

Когда я задумываюсь о своем личном Пути, своем посвятительном путешествии, то – да простят меня рунисты, – я часто представляю себе воплощенный в Raido принцип в качестве движения на эскалаторе в метрополитене. Как и начавшее этот отрывок сравнение Высшей Воли с косой, так и последняя метафора определенно грубы, однако относительно верно передают общие свойства и индивидуальные ощущения. Сразу вспоминаются слова А. Платова об «индивидуальной точке сборки», личностных ассоциациях эзотерика. Возвращаясь к метро и эскалаторам, я представляю, насколько важно соблюдение установленных управлением метрополитена правил поведения. Если я, скажем, поднимаясь наверх, начну вдруг бежать сломя голову вниз, или толкать соседей, или танцевать гопак на ступенях, приводимых в движение скрытыми механизмами, то подобное безответственное поведение повлечет, по меньшей мере, мою госпитализацию или последующую инвалидность, а в худшем случае – травмы различной степени тяжести определенного числа пассажиров, не исключен чей-то летальный исход. В конце концов, эти выходки могут сломать эскалатор, нарушить ритм работы станции или означать ее возможное закрытие. А теперь скажите, – что произойдет в мегаполисе, если вдруг из-за разгильдяйства одного психа в час пик выйдет из строя станция метро (да еще и пересадочная)? Город встанет на уши со всеми вытекающими отсюда последствиями, вообразить которые может себе всякий, когда-либо побывавший в аналогичной или сходной ситуации. Далее можно не продолжать, ибо вы и так видите, как вине одного человека разрастается снежный ком проблем, множатся в геометрической прогрессии передряги, вовлекая массы посторонних и, вероятно, ни в чем не повинных людей.
Надеюсь, что кроме наглядного примера в данном клубке перипетий от вас не остались в тени вполне рунические подробности: система, управление, скрытые механизмы движения, правила, не ограничивающие, однако, свободного выбора пассажира, сложная взаимосвязь отдельного пассажира и целого города. Все это можно емко и точно охарактеризовать известным метафизическим понятием Вирд (Weird).
Позвольте подробнее остановиться на упомянутом Вирде. Нам известна эта концепция благодаря Р. Блуму, который добавил в «руны викингов» дополнительную 25-ую позицию, так называемую Пустую или Чистую руну, и назвал ее Вирд. В его концепции Вирд означает Недеяние, слепую веру, Пустоту, Непознанность бытия, кармическое колесо, довлеющее над каждым из нас. В нордической метафизике это понятие означало Судьбу, Рок. Любопытно, что тевтоны в незапамятные времена использовали это слово, обозначая «землю» и «закон» – сатурнианские аспекты известной нам руны Othal – символически живописуя взаимосвязь Природы и Дороги индивидуума. Вирд представляет собой готический принцип, аналогичный восточному Дао. Некоторые толкования Вирда как трансцендентной функции (не путать с трансцендентной функцией К.Г. Юнга!) описывают его очень сложной паутиной причинно-следственных связей. Это верно. Вирд можно представить как сплошную паутину, и каждый человек находится в узле нитей. Стоит ему дернуть за веревочку, и волна пойдет гулять к другим нитям, к другим узлам, за которыми, соответственно, стоят другие люди. Поэтому дурачиться, шалить, дергать из-за минутной прихоти – недопустимо. Нельзя разрушать тонкую организацию этой паутины. Нельзя отплясывать гопак на эскалаторе.
Человек может выбирать. Или ему пассивно висеть на клейких нитях Вирда, либо самому участвовать в процессе тканья. Но задумав самолично ткать свою паутину, человек рискует задохнуться, запутавшись в тенетах, или неосторожно свалиться вниз. Ибо он – не Паук и не знает, к чему прикреплены концы паутины.
«Подчиняясь миру и природе, вы открываете свое сознание тому факту, что люди, по словам одного индейского вождя из Сиэтла, - это “нити в паутине жизни”, а не сама паутина. Поэтому что бы мы ни делали с этой паутиной, мы делаем это с собой» (Т. Родерик, «Мистерии Темной Луны»).
Но откуда такое болезненное стремление к доминированию и реализации? Он объясняется рядом внутренних психологических комплексов, стимулирующих чувство неполноценности человека. «Проблема человека состоит в том, чтобы найти лучший способ взаимодействия с другими энергетическими системами с целью как можно скорее и с наименьшей опасностью удовлетворить свои желания. В некоторых странах для этого используется магия» (Эрик Берн). Единственный способ вернуть себе ощущение комфорта – заглушить голоса, кричащие, что ты хуже прочих, не такой умный, богатый, удачливый и крутой, как многие другие. И у этого явления имеется очень долгая история, восходящая к ранним периодам человечества. Дж.Дж. Фрэзер, автор «Золотой Ветви», посвященной исследованию религии и магии, относился к последней как к лженауке. И, тем не менее, его труд является классическим и непревзойденным в своей области. Разместив магию перед религией и наукой, обрисовав ее как промежуточную ступень в системе познания от мифологического к научному, Фрэзер описывает путь примитивного человека по этим ступеням. Некогда человек в страхе преклонялся перед своими грозными богами, готовил им жертвы умилостивления. Но впоследствии, преисполнившись самосознания и гордыни, решил повелевать божественными проявлениями, привлекать их для собственной выгоды, придумав ради этого целую систему ритуальных мероприятий. «Магия имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть вместо того, чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет» («Золотая Ветвь»). Впоследствии эти психические содержания получили распространение в форме мифа. Центром мифа стал доктор Фаустус, но корни этого темного архетипа восходят к древнейшим временам, породившим противостояние магов и служителей культа.
В этом есть некое зерно, активно культивируемое оккультистами. Ранее мы говорили об аргументах, использующихся для своеобразной формы приспособления, для оправдания своих действий против коллективной воли, Матери-Природы и Космического сознания – творчество духа и все такое. Вот вам еще один внешне красивый, но гнилой изнутри аргумент «за»: магия – это восстание против Предначертанности. Это благородный повстанческий акт против Произвола, Кармы и Участи. Просто обалдеть! В этом высказывании, искусно маскирующем истинные намерения, оператор от магии демонстрирует не только широту души, но и возвышенные стремления, байроновский романтизм, гордость независимой, свободолюбивой натуры! Одним словом, Фидель Кастро и Люцифер в одном флаконе!
«Желание повелевать можно обнаружить в любых действиях человека и, в частности, в тех магических церемониях, которые, как считается, помогают вызвать дождь, излечить болезнь или остановить наводнение, однако основным мотивом всех подлинно религиозных (в противоположность черной магии) церемоний является подчинение неизбежным проявлениям предопределения», - говорит Дж. Кэмпбелл, и с ним невозможно не согласиться.
Горделивые манипуляции человека с богами и духами в древности представляют собой скорее исключение. Чем правило. Все же магия древних не носила столь откровенно присвоительный характер. У того же Кэмпбелла встречаются упоминания о том, что тогда никому бы и в голову не пришло с помощью магии заставить землю зимой плодоносить. Главным образом, ритуалы древних сопровождали циклы Природы, не противореча, но подчиняясь им. К.Г. Юнг в своей биографии рассказывает об индейцах пуэбло, с которыми он имел честь встречаться в ходе своих путешествий. Эти индейцы всю свою магию направляли на то, чтобы помогать солнцу вставать на рассвете. В их действиях, наивных с точки зрения современного «просвещенного» человека, лежала забота о судьбе всего человечества. Как это далеко от известных нам «шаманов» и «магов»! Как это трогательно и величаво!

_________________________

Наши рекомендации