Тема. Руководство самостоятельной работы студента

План:

3. Самостоятельная работа на лекции и других видах занятий;

4. Самостоятельная работа студентов вне аудитории.

Вопрос.

Усвоение учебного материала не возможно без самостоятельной работы студентов: в ходе такой работы происходит перевод содержания в соответствии с индивидуальным стилем мышления, опытом студента. К сожалению, не у всех студентов к моменту обучения в ВУЗе имеется адекватная собственная модель обучения, поэтому представляется необходимым специальное обучение студентов способам освоения информации по психологии.

Самостоятельная работа студента начинается уже на лекции, а задача педагога – помочь вырабатывать им для себя продуктивные методы поиска и освоения информация.

Прежде всего, студенты должны научиться грамотно, работать с конспектами, например, составить опорные конспекты. Такой конспект включает основные теоретические положения, факты. Подготовка опорного конспекта приучит любого студента выделять существенное в тексте лекции, осмысливать иллюстративный материал к ней, кратко или схематично записать содержание лекции. Суть работы с такими конспектами на лекции такова: за 10-15 минут до ее окончания студенты должны составить схему описания конспекта по всей записи. Задача преподавателя контроль за процессом составить схемы в первый раз, в дальнейшем студенты проявляют индивидуальность в составлении схемы. Подготовка таких конспектов может быть задана на дом. Результаты должны оглашаться с комментарием преподавателя для демонстрации образца.

Учебный материал сохраняется в такой самостоятельно структурированной форме и может быть использован студентами на зачете и экзамене.

Другой эффективной формой самостоятельной работы студентов служит решение так называемых учебных задач: используется при этом как репродуктивные, так и творческие задачи; их решение осуществляется первоначально в совместной деятельности.

Задача, специально подобранная или сконструированная для цели обучения, называется учебной. Задание же это требует выполнения какого-либо действия; у него менее строгая, чем у задачи, логическая формулировка, но требования похожи: ответить на вопрос, выполнить действия (составить схему, таблицу, выявить параметры, характеристики, сделать конспект и т.д.). Исследование мышления всегда считается лучшим способом побудить человека думать постановку перед ним задач.

Одна из известных в науке классификаций учебных задач принадлежит Д. Г. Талленгеровой, которая выделяла 5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам:

1. Задачи на восприятие знаний;

2. Задачи на простые мыслительные операции;

3. Задачи на сложные мыслительные операции;

4. Задачи, предполагающие обобщение знание;

5. Задачи на продуктивное мышление.

Существует классификация учебных задач Г. А. Балла. В зависимости от познавательных операций используется при решении задачи, выделяется 5 видов задач: 1. Перцептивные задачи: рассмотреть рисунок, найти части объекта и т.д.; 2. Мыслительные задачи (сравнение, анализ, классификация объектов с использованием разных мыслительных операций); 3. Имажинативные задачи (образные). Если надо такие задачи опираются на уже имеющиеся знания у студента, а в таких задачах надо представить и описать события в сослагательном наклонении (представьте себе, что, чтобы было, если ….); 4. Мнемические задачи (запомнить, вспомнить, припомнить и прочее); 5. Коммуникативные задачи – на установление контакта, на поддержание общения или прекращение.

Если за основу классификации учебных задач принимать цели профессионального обучения, то можно выделить такие 2 группы учебных задач: 1. Задачи, целью которых является овладение учебной информации; 2. Задачи, целью которых является овладение не только профессиональными знаниями, но и выработки умений и навыков.

Каждая группа задач (последняя классификация) может содержать следующие вопросы: 1. Прямые вопросы требуют знание учебного материала и способность его припомнить. Такие вопросы актуализирует учебный материал, и дают возможность понять, какие знания наиболее существенны в освоении науки: основные понятия, функции, механизмы, свойства, виды, закономерности, например, психические явления; второй вид вопросов – это косвенные вопросы, на которые нельзя ответить через простое запоминание, косвенные вопросы требуют интерпретации психических фактов, особенности трактовки законов, сравнительный анализ разных концепций, точек зрения, представлений; проблемы, требуют продуктивного мышления.

Задачи первой группы могут быть такими вопросами-требованиями: какая память называется опосредованной; дайте определение вниманию, какими методами его можно изучить.

Вопросы второй группы (косвенные): какие цветы выглядят ярче в сумерках – маки или васильки; в чем сходны и различны ощущение и восприятие.

Вопросы проблемы: каковыми могут быть научные проблемы из диссертационных исследований.

Для задач второй группы применение вопросов, например, в психологии консультирования, могут быть следующие вопросы – требование: выберете правильный ответ из приведенных ниже. Косвенный вопрос на понимание профессиональных знаний, например, что из перечисленного является барьером для клиента и требованием для консультанта, умение их преодолевать, а варианты ответов прилагаются (В. Е Коган Практическая психология для психологов и врачей: обучающий тестовый контроль. – М., 1999)

Задачи-проблемы – реальные запросы клиентов, которые психолог решает в своей профессиональной деятельности. Проанализировать отрывок из художественного произведения по схеме, по вопросам.

Для обеспечения эффективности познания материала важно не только качество задач, но их набор, система: оптимальное количество учебных задач должно охватывать все основные понятия и закономерности по изучаемой теме; учебные задачи должны быть разнообразны по виду; задачи должны быть привлекательны по содержанию для студента: они должны быть минимальны по тексту, очень кратко сформулированы. Использование учебных задач в процессе подготовки студента обеспечивает результативность в освоении курсов психологии.

Весьма полезным оказывается использование в лекционном курсе фрагмента лекции, подготовленной студентами. Подготовка их заранее планируется, а изложение ведется студентами по очереди, причем содержание объектов должно дополнять материал преподавателя. Это может быть примером иллюстрации теоретических положений, исторические факты, описание экспериментов и другие варианты, которые могли бы украсить и дополнить текст лекции. В выборе видов самостоятельной работы студента на лекции должно проявляться педагогическое творчество.

Вопрос.

Самостоятельная работа может осуществляться и без преподавателя, но, как показывает опыт, студенты не склонны загружать себя работой, если она не регламентирована, они не чувствуют в этом нужды, особенно на младших курсах. Это приводит к слишком позднему осознанию необходимости самостоятельно постигать учебный материал. Такие студенты, как правило, к окончанию учебы не успевает приобрести навыки работы с научной литературой, ослабляя профессиональную подготовку.

Самостоятельная работа студентов обычно регламентируется преподавателем, контролирующих выполнение задания внеаудиторных занятий. Этот контроль осуществляется на коллоквиумах, зачетах, экзаменах. Это могут быть такие виды задания:

1. Специальные задания для осмысления пройденного материала (составить схемы, таблицы, подобрать примеры, термины, иллюстрации);

2. Самостоятельно изучить некоторые темы по нескольким учебникам по предлагаемому преподавателем плану, в котором он вносит все компоненты структуры, пройденного курса;

3. Мини исследование. Диагностика 1-3 испытуемых, результаты которой могли бы подтвердить уже имеющуюся у студентов теоретическую информац2ию. Это может быть повторение известного описанного опыта.

4. Описание эксперимента – для вырабатывания навыка анализа, интерпретации данных конкретных эмпирических исследований как подготовка к написанию курсовых и дипломных работ.

Кроме этого можно использовать:

5. Конспектирование первоисточников или составление тезисов лекций по курсу. Обычно для конспектирования предлагаются отдельные разделы, параграфы, фрагменты большого текста (как правило, монографий или учебников);

6. Написание и оформление курсовых работ и ВКР.

Наши рекомендации