Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. При ответе на первый вопрос, назовите предпосылки постановки вопроса о культурной обусловленности психики
При ответе на первый вопрос, назовите предпосылки постановки вопроса о культурной обусловленности психики, исходя из содержания классической психологии сознания В.Вундта. Раскройте суть основной идеи культурной обусловленности психики во Французской социологической школе. Объясните понятие «социальный факт» (Э.Дюркгейм). Приведите примеры «принудительного насаждения» культурно-исторического опыта индивиду.
Ответ на второй вопрос начните с критического анализа интроспективной психологии сознания Л.С.Выготским. Раскройте принципиальные различия в подходах к анализу человеческой психики в классической психологии сознания В.Вундта и культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Охарактеризуйте две линии психического развития и два вида орудий, опосредствующих жизнь человека по Л.С.Выготскому. Дайте определение понятию ВПФ и их характеристик (социальность, произвольность, опосредствованность). Приведите примеры, отражающие социальность, произвольность и опосредствованность высших психических функций как в филогенезе, так и в онтогенезе.
При ответе на третий вопрос объясните необходимость введения категории «деятельность» в психологию, исходя из существующих в психологии периода начала ХХ в. взглядов на соотношение сознания и деятельности. Назовите основные принципы деятельностного подхода и проиллюстрируйте их примерами. Охарактеризуйте научные теоретические основания деятельностного подхода. Дайте определение деятельности и раскройте ее принципиальное отличие от любого другого вида человеческой активности.
Ответ на четвертый вопрос предполагает схематичное изображение структуры деятельности. Дайте определение и объясните сущность компонентов структуры деятельности (действие – цель, операция – задача, потребность – мотив, мотив – деятельность, психофизиологические функции). Охарактеризуйте соотношение компонентов структуры между собой (действий и операций, цели и мотива, внешней и внутренней деятельности). Обоснуйте понимание П.Я.Гальпериным психики как ориентировочной деятельности субъекта и охарактеризуйте суть его теории поэтапного формирования умственных действий.
Отвечая на пятый вопрос, охарактеризуйте роль деятельности в психическом развитии в онтогенезе. Раскройте сущность концепции Д.Б.Эльконина и понятия «ведущий вид деятельности». Акцентируйте внимание на порядке чередования мотивационно-потребностного и операционально-технического видов деятельности в онтогенезе, объясните смысл этой последовательности через ориентировочную функцию психики.
Ответ на шестой вопрос начните с определения психофизиологической проблемы и ее соотношения с психофизической проблемой. Проведите исторический анализ вариантов решения психофизиологической (психофизической) проблемы (Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза и др.). Охарактеризуйте подход к решению проблемы в русле деятельностного подхода (М.И.Сеченов, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия). Раскройте психологическую сущность «неклассической физиологии» Н.А.Бернштейна. Отразите схему рефлекторного кольца и объясните суть его составляющих. Акцентируйте внимание на роли обратной связи в регуляции движений на уровне ЦНС. Охарактеризуйте уровни построения движений в ЦНС, приведите конкретные примеры регуляции движений. Раскройте содержание теории системной динамической локализации ВПФ (А.Р.Лурия). Назовите другие известные Вам подходы к решению проблемы соотношения физиологического и психического (И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, А.К.Анохин).
Практические задания:
1) Заполните терминологический и персоналистический словари.
2) Конспектирование работы Э.Дюркгейма [8]*.
3) Тезирование работ Л.С.Выготского [4]*, А.Н. Леонтьева [10]* и [12]*.
4) Составьте по одному примеру, отражающему:
§ механизм сдвига мотива на цель,
§ превращений действий в операции,
§ превращения операций в действия,
§ процесс экстериоризации,
§ процесс интериоризации,
§ уровень «действие – цель»,
§ уровень «операция – задача».
5) Запишите характеристики основных видов деятельности (труд, игра, учеба, общение).
6) Составьте матрицу идей по форме:
«Подходы к решению психофизиологической (психофизической) проблемы»
Подход к решению психофизической/психофизиологической проблемы | Авторы и сторонники подхода | Основная идея, содержание подхода |
Психофизическое взаимодействие | Р.Декарт | |
Психофизическое единство (монизм) | Б.Спиноза | |
Психофизический параллелизм | Г.Лейбниц | |
Принцип рефлекторной дуги | И.М.Сеченов, И.П.Павлов | |
Принцип рефлекторного кольца | Н.А.Бернштейн | |
Принцип обратной афферентации | А.К.Анохин | |
Принцип доминанты | А.А.Ухтомский |
7) Составьте вопросы к работам Н.А.Бернштейна [1]* и А.Р.Лурия [14]* с целью проверки усвоения содержания данных работ другими студентами (для использования данных вопросов на семинарском занятии).
8) Решите задачи:
Задача 1
Какой принцип деятельностного подхода проявляется в следующем описании?
Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И, наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубоким изменениям в структуре его личности — личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к функциональным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. (По Б. Г. Ананьеву.) [3].
3адача 2
В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?
А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем, трем осям (По К. К. Платонову.) [3].
Б. Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдет, остановится, затем пойдет в другом направлении. (По К.К. Платонову) [3].
В. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: “Раз—повернуть налево, два—потянуть к себе, три—толкнуть от себя, четыре—повернуть направо” (По К.К. Платонову) [3].
Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорт идти не может (По К. К. Платонову) [3].
Д. В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении [3].
Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания [3].