Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

М1.Б.7 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ

И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры

Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

Очная форма обучения

Составитель: Тучкова Т.В,канд.филос.наук, доцент, доцент кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 06 июня 2016 г.) Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич    

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий

Практическое занятие №1

Тема: Психология безопасности как направление психологической науки и практики

Вопросы для обсуждения:

1. Безопасность как социальное явление и категория бытия: этимология категории безопасности, ее структура, роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.

2. Понятие о психологической безопасности в науке. Основные категории концепции психологической безопасности образовательной среды.

3. Риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность.

4. Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить библиографический список по теме занятия.

2. Составить тезисы ответов на вопросы:

· Что общего и в чем различие понятий «безопасность жизнедеятельности» и «безопасность социальных систем»?

· Какова сущность современных тенденций в сфере безопасности социальных систем?

· Какие стратегии обеспечения безопасности вам известны?

· В чем суть и содержание образовательной безопасности?

· Образование – один из механизмов безопасности человека и общества. Что вытекает из данного положения?

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: теоретические основы и технологии создания. – СПб, 2002.

2. Баева И.А. Психология безопасности: история, становление, перспективы // Национальный психологический журнал. – 2007. № 1.

3. Барышева Т.Д. Концептуальные ориентиры в области образования: образовательная среда и личность /Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции, 1-30 ноября 2010 г. / отв. Ред. М.Ю. Двоеглазова. – Мурманск: МГГУ, 2011. с. 3-10.

4. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

5. Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление / Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 4-11.

6. Лаптев Л. Г. Образование и национальная безопасность / Лаптев Л. Г., Бельков О. А. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 17-23.

7. Минаев Г.А. Образование и безопасность: учеб. пособие / Г.А. Минаев. – М. : Университетская книга, Логос, 2009.

8. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования" ; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов ; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М. : Айрис-пресс, 2006.

9. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Практическое занятие № 2

Тема: Система образования как объект и субъект безопасности

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие вида безопасности в сфере образования.

2. Роль и место системы образования в безопасности человека и общества.

3. Категория угрозы в сфере образования.

4. Факторы образовательной безопасности.

5. Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды.

Задания для самостоятельной работы:

1. Написать эссе на тему: «Образование в условиях кризиса: проблемы, пути решения, перспективы развития».

2. Подобрать методики исследования факторов социально-психологической безопасности студентов в условиях образовательной среды.

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. Агнузумцян Р.В., Мурадян Е.В. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. - № 1.

2. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

3. Кора Н. А. Исследование факторов социально-психологической безопасности студентов в условиях образовательной среды / Кора Н. А. // Инновации в образовании. – 2011. - № 11. – С. 107-122.

4. Минаев Г.А. Образование и безопасность: учеб. пособие / Г.А. Минаев. – М. : Университетская книга, Логос, 2009.

5. Михайлов Л.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Л.А. Михайлов, Е.Л. Шевченко, Ю.В. Громов; под ред. Л.А. Михайлова. – М. : Академия, 2010.

6. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования" ; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов ; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М. : Айрис-пресс, 2006.

7. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

8. Сергеев С. Ф. Постклассические модели психологической безопасности в образовательных средах / Сергеев С. Ф. // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 66-71.

Практическое занятие № 3

Тема: Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая культура как важнейшее условие создания и поддержания безопасной среды. Уровни и компоненты психологической культуры.

2. Принципы моделирования психологически безопасной образовательной среды.

3. Механизмы обеспечения психологически безопасной образовательной среды.

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести эмпирическое исследование по изучению уровня психологической безопасности образовательной среды (в одной из школ г. Мурманска), представить результаты на занятии.

2. Составить расширенную аннотацию на книгу И.Ю. Млодик «Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога». – М.: Гнозис, 2011.

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. Девисилов В. А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска / Девисилов В. А. // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 11. - С. 25-29.

2. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

3. Лаптев Л. Г. Образование и национальная безопасность / Лаптев Л. Г., Бельков О. А. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 17-23.

4. 3.Кора Н. А. Исследование факторов социально-психологической безопасности студентов в условиях образовательной среды / Кора Н. А. // Инновации в образовании. - 2011. - № 11. - С. 107-122.

5. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Практическое занятие № 4

Тема: Психологическая безопасность и эмоциональное благополучие участников образовательного процесса

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональное «выгорание» педагога: проблемы, способы решения, профилактика.

2. Проблема безопасности организации и личной безопасности.

3. Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка.

4. Способы эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспект по статье Фельдштейна Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. – 2010. - № 4. - с. 47-56.

2. Подобрать методику и провести исследование уровня эмоционального выгорания у педагогов любого образовательного учреждения.

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов //Вопросы психологии. – 2005. - № 2. – с. 97-104.

2.Бусыгина И. С. Корпоративность как основание безопасности организации / Бусыгина И. С. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 43-52. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования" ; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов ; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М. : Айрис-пресс, 2006.

3. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. – 2008. - № 4. – с. 3-12.

4. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе : учеб.-метод. комплекс / Е. В. Гребенкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

5. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

6. Котова С. А. Как сохранить здоровье, работая в школе : учеб. пособие
/ С. А. Котова, В. А. Кулганов. - М. : НИИ школьных технологий, 2010.

7. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования" ; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов ; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М. : Айрис-пресс, 2006.

8. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

9. Синкевич И.А. Профессиональное «выгорание» педагога в условиях Крайнего Севера: проблемы, способы решения, профилактика //Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции, 1-30 ноября 2010 г. / отв.р Ред. М.Ю. Двоеглазова. – Мурманск: МГГУ, 2011. 78-84.

10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. – 2010. - № 4. - с. 47-56.

Практическое занятие № 5

Тема: Психологическое обеспечение инклюзивного образования

Вопросы для обсуждения:

1. Переход от интеграции к инклюзии в образовании: проблемы и перспективы.

2. Инклюзивная практика в дошкольном и школьном образовании: опыт Мурманской области.

3. Психологическое сопровождение учащихся классов инклюзивного образования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать опыт организации инклюзивного образования в Мурманской области и подготовить сообщение.

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. Богомякова О.Н. Психологическое сопровождение учащихся классов инклюзивного образования // Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011. – с. 107-110.

2. Бутко Г. Язык принятия : тренинги для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития / Бутко Г., Борисова Ю. // Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2011. - № 13. - С. 42-46.

3. Воскресенская Н. В. Родительские мастер-классы в детском саду / Воскресенская Н. В. // Современный детский сад : [методика и практика]. - 2011. - № 8. - С. 47-52.

4. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н., Ярыгин В. Н., Казьмин А. М. ; [под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой]. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 141, [2] с. : ил. - (Библиотека программы "От рождения до школы").

6. Назукина М. А. Переход от интеграции к инклюзии: проблемы и перспективы / Назукина М. А. // Начальное образование. - 2011. - № 6. - С. 44-47.

7. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования" ; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов ; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М. : Айрис-пресс, 2006.

8. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

9. Розенблюм С. Дети-аутисты в средней школе : достижения и проблемы / Розенблюм С. // Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2011. - № 16. - С. 50-51.

Практическое занятие № 6

Тема: Проблема обеспечения безопасности учащихся

Вопросы для обсуждения:

1. Причины детской беспризорности и безнадзорности.

2. Деструктивные особенности уличного досуга и философии свободного времени.

3. Профилактика правонарушений учащихся.

4. Профилактика и противодействие наркомании и токсикомании в образовательном учреждении.

Задания для самостоятельной работы:

1. Собрать информацию об опыте работы общественных и государственных организаций г. Мурманска по предупреждению девиаций в поведении учащихся общеобразовательных школ.

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

2. Малкина-Пых И. Г.Виктимология. Психология поведения жертвы / Малкина-Пых И. Г. - М. : Эксмо, 2010.

3. Малкина-Пых И. Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях / Малкина-Пых И. Г. - М. : Эксмо, 2010.

4. Михайлов Л.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Л.А. Михайлов, Е.Л. Шевченко, Ю.В. Громов; под ред. Л.А. Михайлова. – М. : Академия, 2010.

5. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

6. Психосоциальная поддержка семей группы риска как условие предупреждения се­мейного неблагополучия и семейного насилия : (пособие для психологов и психосоциаль­ных работников) / Беличева С. А. , Елизаров А. Н. , Линде Н. Д., Раскин В. Н. , Цветкова Н. А. ; [под ред. С. А. Беличевой] ; М-во здравоохранения и соц. развития РФ, Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию. - М. : Ред.-изд. центр Консорциума "Социальное здоро­вье России", 2005.

7. Романов В. В.Юридическая психология / Романов В. В. - М. : Юрайт, 2011.

8. Фурманов И. А.Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и пе­дагогов / Фурманов И. А. - М. : ВЛАДОС, 2010.

Практическое занятие № 7

Тема: Проблема психологической безопасности в образовательной среде семьи

Вопросы для обсуждения:

1. Стили семейного воспитания, их влияние на формирование личности ребенка.

2. Опасности, связанные с непедагогическим отношением родителей к детям.

3. Условия, методы создания благоприятного психологического климата в семье и организации оптимального общения.

4. Семейная психокоррекция и психотерапия: показания к применению и методы работы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать книгу по проблемам семейного воспитания и обучения и на практическом занятии представить ее презентацию.

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Флинта : МПСИ, 2009.

2. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008.

4. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. Психологии
/ О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2006.

5. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

6. Психология семейных отношений : учеб. пособие для студ. вузов / под ред.
О. А. Шаграевой и А. М. Сергеева. - М. : Академия, 2009.

7. Шнейдер Л.Б.Семейная психология : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - 3-е изд. - М. : Академ. Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2007.

Практическое занятие № 8

Тема: Безопасность и управление образованием

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие безопасности образовательного учреждения, система и структура системы обеспечения безопасности.

2. Физическая безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.

3. Информационная безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать систему организации безопасности любого образовательного учреждения г. Мурманска, представить результаты анализа на занятии в виде презентации.

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. 6.Психологическая безопасность: учеб. пособие / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин,
Т.В. Маликова, О.В. Шатровой. – М. : Дрофа, 2008. – 284 с.

2. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

3. Минаев Г.А. Образование и безопасность: учеб. пособие / Г.А. Минаев. – М. : Университетская книга, Логос, 2009. – 312 с.

4. Михайлов Л.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Л.А. Михайлов, Е.Л. Шевченко, Ю.В. Громов; под ред. Л.А. Михайлова. – М. : Академия, 2010. – 176 с.

5. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : рабочие материалы заместителя руководителя / сост. А. И. Котова [и др.] ; под ред. Л. Н. Антоновой, Н. В. Буркова ; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования специалистов Московской обл., Пед. акад. последипломного образования. - М. : Айрис-пресс, 2006.

6. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования" ; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов ; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М. : Айрис-пресс, 2006.

7. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / под ред. Л.А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2009.

Практическое занятие №9

Тема: Технологии формирования психологически безопасной образовательной среды

Вопросы для обсуждения:

1. Техники психологической профилактики.

2. Возможности психологического консультирования в процессе создания психологически безопасной образовательной среды.

3. Психологическая коррекция и ее направления.

4. Технологии психологической реабилитации: тренинги социальных и жизненных умений.

5. Технология социально–психологического обучения общению, свободному от проявления психологического насилия.

6. Основные методически–организационные условия осуществления психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы:

1. Представить на занятии техники формирования эффективных способов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия

Основная литература

1. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

2. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

3. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

4. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

5. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: теоретические основы и технологии создания. – СПб, 2002.

2. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе : учеб.-метод. комплекс / Е. В. Гребенкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

3. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

4. Котова С. А. Как сохранить здоровье, работая в школе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 050700.62 Педагогика / С. А. Котова, В. А. Кулганов. - М. : НИИ школьных технологий, 2010.

5. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

6. Психологическая безопасность: учеб. пособие / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин,
Т.В. Маликова, О.В. Шатровой. – М. : Дрофа, 2008. – 284 с.

Примерная тематика рефератов:

  1. Современные тенденции в сфере безопасности социальных систем.
  2. Основные этапы формирования науки безопасности общества.
  3. Теория безопасности и ее роль в формировании культуры безопасности организации.
  4. Характеристика стратегий обеспечения безопасности.
  5. Сущность социально-психологических факторов развития и безопасности.
  6. Системные факторы образовательной безопасности.
  7. Общая характеристика угроз, опасностей, рисков для образовательных учреждений.
  8. Структура концепции образовательной безопасности в системе управления образовательным учреждением.
  9. Сущность и структура системы обеспечения безопасности образовательного учреждения.
  10. Информационная безопасность образовательного учреждения.
  11. Формирование психологической устойчивости образовательной среды.
  12. Критерии и принципы моделирования психологической безопасности образовательной среды.
  13. Факторы риска нарушения психологической безопасности в образовательной среде школы.
  14. Психологическое насилие над ребенком в образовательной среде и способы его предотвращения.
  15. Обеспечение психологической безопасности в условиях инклюзивного образования.
  16. Технологии создания психологически безопасной образовательной среды.
  17. Психологическая культура педагога как основа психологической безопасности учащихся.
  18. Способы психической саморегуляции участников образовательной среды.
  19. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как составляющая школьной работы по предупреждению девиантного поведения.
  20. Методики исследования уровня психологической безопасности образовательной среды.

Вопросы к зачету/экзамену

Вопросы к экзамену по курсу

«Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»

1. Безопасность как социальное явление и категория бытия: этимология категории безопасности, ее структура, роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества.

2. Понятие о психологической безопасности в науке. Основные категории концепции психологической безопасности образовательной среды.

3. Риски и угрозы, деформирующие образовательную среду и снижающие ее безопасность.

4. Структурные компоненты безопасного образовательного пространства.

5. Понятие вида безопасности в сфере образования.

6. Роль и место системы образования в безопасности человека и общества.

7. Категория угрозы в сфере образования.

8. Факторы образовательной безопасности.

9. Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды.

10. Психологическая культура как важнейшее условие создания и поддержания безопасной среды. Уровни и компоненты психологической культуры.

11. Принципы моделирования психологически безопасной образовательной среды.

12. Механизмы обеспечения психологически безопасной образовательной среды.

13. Профессиональное «выгорание» педагога: проблемы, способы решения, профилактика.

14. Проблема безопасности организации и личной безопасности.

15. Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка.

16. Способы эмоциональной саморегуляции участников образовательного процесса.

17. Переход от интеграции к инклюзии в образовании: проблемы и перспективы.

18. Инклюзивная практика в дошкольном и школьном образовании: опыт Мурманской области.

19. Психологическое сопровождение учащихся классов инклюзивного образования.

20. Причины детской беспризорности и безнадзорности.

21. Деструктивные особенности уличного досуга и философии свободного времени.

22. Профилактика правонарушений учащихся.

23. Профилактика и противодействие наркомании и токсикомании в образовательном учреждении.

24. Понятие безопасности образовательного учреждения, система и структура системы обеспечения безопасности.

25. Физическая безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.

26. Информационная безопасность образовательного учреждения и ее обеспечение.

27. Стили семейного воспитания, их влияние на формирование личности ребенка.

28. Опасности, связанные с непедагогическим отношением родителей к детям.

29. Условия, методы создания благоприятного психологического климата в семье и организации оптимального общения.

30. Семейная психокоррекция и психотерапия.

31. Техники психологической профилактики.

32. Возможности психологического консультирования в процессе создания психологически безопасной образовательной среды.

33. Психологическая коррекция и ее направления.

34. Технологии психологической реабилитации: тренинги социальных и жизненных умений.

35. Технология социально–психологического обучения общению, свободному от проявления психологического насилия.

36. Основные методически–организационные условия осуществления психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? : учебно-методическое пособие / Е. Е. Алексеева. - [2-е изд.]. - СПб. : Речь, 2012.

3. Барановский Н.А. Антидевиантная политика: теория и практика. – Минск: Белорусская наука, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86671.

4. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система. – Астрахань: Прометей, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=211717.

5. Звонников Б.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход). – М.: Логос, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119434.

6. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецов М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Логос, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=85032.

7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения : учебное пособие для студентов вузов, [обучающихся по направлению и специальностям психологии] / И. И. Мамайчук, М. И. Смирнова. - СПб. : Речь, 2010.

8. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56579.

9. Охрана труда на производстве и в учебном процессе : [метод. рек. для студ. вузов, обуч. по спец. 050104 "Безопасность жизнедеятельности"] / М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. А. Канаев]. - Мурманск : МГПУ, 2010.

10. Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. – М.: Институт психологии РАН, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=220989.

11. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всерос. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. - Мурманск : МГГУ, 2011.

12. Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. – М.: Институт психологии РАН, 2012. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=220989.

13. Савельев А.Я., Мктчян С.С., Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М.: Дашков и К, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83406.

Дополнительная литература:

1. Бусыгина И. С. Корпоративность как основание безопасности организации / Бусыгина И. С. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 43-52.

2. Баева И. А. Психология безопасности : теоретическая основа практической помощи человеку в экстремальной ситуации / Баева И. А. // Журнал практического психолога. - 2008. - № 4. - С. 8-26.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: теоретические основы и технологии создания. – СПб, 2002.

4. Баева И.А. Психология безопасности: история, становление, перспективы // Национальный психологический журнал. – 2007. № 1.

5. Беляева Л. А. Образование в России и модернизация экономики (по результатам Европейского социального исследования) / Беляева Л. А. // СОЦИС. - 2011. - № 12. - С. 13-24.

6. Бутко Г. Язык принятия : тренинги для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития / Бутко Г., Борисова Ю. // Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2011. - № 13. - С. 42-46.

7. Воскресенская Н. В. Родительские мастер-классы в детском саду / Воскресенская Н. В. // Современный детский сад : [методика и практика]. - 2011. - № 8. - С. 47-52.

8. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе : учеб.-метод. комплекс / Е. В. Гребенкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

9. Грунина О.А., Зинченко В.Д. Теоретические и практические основы мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях / Грунина О.А., Зинченко В.Д., Окнянская А.А., Свинина Н.Г., Нахратова Е.Е. – М.: РГСУ, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=74004.

10. Девисилов В. А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска / Девисилов В. А. // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 11. - С. 25-29.

11. Демидов А. М. Исследование социокультурных стилей в России: десять лет спустя / Демидов А. М., Демидов А. А. // СОЦИС. - 2011. - № 12. - С. 131-136.

12. Дроздова А. В. Воздействие рекламы на безопасность личности в современном информационном обществе: социально-психологический аспект / Дроздова А. В. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 58-65.

13. Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление / Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 4-11.

14. Зотова О. Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп / Зотова О. Ю. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 84-91.

15. Зубова Г. Г. Здесь играют все : опыт реализации образовательно-игровой программы для родителей / Зубова Г. Г., Кукс О. С. // Современный детский сад : [методика и практика]. - 2011. - № 8. - С. 53-57.

16. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н., Ярыгин В. Н., Казьмин А. М. ; [под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой]. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 141, [2] с. : ил. - (Библиотека программы "От рождения до школы").

17. Кандыбович С. Л. Здоровье населения - залог стабильности и безопасности государства / Кандыбович С. Л., Секач М. Ф. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 32-38.

18. Кора Н. А. Исследование факторов социально-психологической безопасности студентов в условиях образовательной среды / Кора Н. А. // Инновации в образовании. - 2011. - № 11. - С. 107-122.

19. Котова С. А. Как сохранить здоровье, работая в школе : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 050700.62 Педагогика / С. А. Котова, В. А. Кулганов. - М. : НИИ школьных технологий, 2010.

20. Кремень М. А. Проблема экстремальности и безопасность личности / Кремень М. А., Герасимчик А. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 39-42.

21. Лаптев Л. Г. Образование и национальная безопасность / Лаптев Л. Г., Бельков О. А. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 17-23.

22. Лебединцев В. Б. Позиции и функции педагога при индивидуальном обучении / Лебединцев В. Б. // Школьные технологии. - 2011. - № 6. - С. 115-121.

23. Матвеева Л. В. Исследование трансформаций представления об опасности под влиянием СМИ / Матвеева Л. В., Лаврова Е. В. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 66-75.

24. Назукина М. А. Переход от интеграции к инклюзии: проблемы и перспективы / Назукина М. А. // Начальное образование. - 2011. - № 6. - С. 44-47.

25. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования" ; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов ; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. - М. : Айрис-пресс, 2006.

26. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

27. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста : современные технологии, программа адаптации, диагностические методики, игровой материал / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. - Волгоград : Учитель, 2013.

28. Розенблюм С. Дети-аутисты в средней школе : достижения и проблемы / Розенблюм С. // Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2011. - № 16. - С. 50-51.

29. Романова Е. Тьютор в современной школе / Романова Е. // Здоровье детей (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2011. - № 15. - С. 42-45.

30. Сергеев С. Ф. Постклассические модели психологической безопасности в образовательных средах / Сергеев С. Ф. // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 66-71.

31. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности : Учеб.пособие для студ.вузов / Сухов А. Н. - М. : Академия, 2002. - 256 с.

32. Уваров А. Ю. Инновационные технологии в современной школе : международный проект " Инновационные школы" / Уваров А. Ю. // Школьные технологии. - 2011. - № 6. - С. 72-85.

33. Шойгу Ю. С. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации / Шойгу Ю. С., Пыжьянова Л. Г. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 76-83.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Акимова А.К. Психологическая диагностика.- М., 2005. // http://www.klex.ru/3hc

2. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция // http://www.klex.ru/9gh

3. Анастази А. Психологическое тестирование.// http://www.klex.ru/97

4. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз // http://www.klex.ru/8e5

5. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения // http://www.klex.ru/8ci

6. Белова О.В. Общая психодиагностика // http://www.klex.ru/316

7. Бодалев А.А. Общая психодиагностика.// http://www.klex.ru/6oh

8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика // http://www.klex.ru/912

9. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике // http://www.klex.ru/y8

10. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика // http://www.klex.ru/14f

Психологические журналы и периодика:

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник

Наши рекомендации