Контактные сигналы и элементы касания 3 страница
Современники Райха не поняли, т.к. терапевтическим школам того времени не хватало психиатрической ориентации. Этология, наука о человеческом характере, делала лишь первые шаги. Разум все еще считался совершенно отделенным от тела. Интерес Райха к телесным проявлениям настолько расходился с практикой других аналитиков, что к нему отнеслись, как к эксцентричному еретику.
Тем не менее, ряд терапевтов стали последователями биоэнергетического подхода в Скандинавии, Голландии и затем в США, куда Райх переехал.
Слово "биоэнергетика" показывает, что мы имеем дело с мощными эмоциональными реакциями. Хорошо известно, что эмоция способна мобилизовать или парализовать тело. Можно с уверенностью сказать, что любой невротик или психотик утратил по крайней мере часть человеческой способности выражать полный спектр эмоций, присущей здоровому ребенку. Невроз в этом случае эквивалентен системе мышечных зажимов, или блоков, препятствующих свободному току чувств и ощущений в теле. Цель биоэнергетической терапии - преодолеть эти блоки и восстановить свободный поток энергии.
Я хотел бы прояснить, что в данной работе слово "эмоция" употребляется в буквальном смысле, эмоция, т.е. "движение наружу". В этом смысле эмоция — универсальное проявление всех форм жизни. Даже одноклеточные животные реагируют на стимул расширением или сжатием протоплазмы.
У высших животных прототипом такого движения является расширение физического пространства в предчувствии удовольствия или сжатие с целью уйти от боли в неприятной ситуации. У высших организмов процессы расширения и сжатия управляются двумя ветвями вегетативной нервной системы, симпатической и парасимпатической. Ее импульсы идут ко всем органам и мышцам тела, регулируют обмен энергии, кровообращение и работу сердца, пищеварение, дыхание, сексуальные функции и оргазм. В норме эти процессы ритмичны и переживаются здоровыми людьми как приятное ощущение в теле. У лиц, страдающих неврозами и психозами, нарушается ритм и свободное течение этих процессов.
В угрожающей ситуации у животного развивается состояние напряжения, когда нервная система мобилизует тело на преодоление стресса. Возможны две реакции — борьба или побег. Избавившись от стресса, животное возвращается к нормальному ритмичному состоянию, т.е. стрессовое расстройство было временным и острым. Исключение составляют домашние и лабораторные животные, поставленные в условия, когда они не могут ни напасть, ни убежать. У них появляются невротические и психосоматические симптомы.
Многие люди как будто постоянно пребывают в ситуации стресса. Состояние мышечного напряжения и поддерживающая его повышенная активность симпатической нервной системы стали для них хроническими. Нормальные, присущие организму процессы саморегуляции перестали действовать, и требуется помощь или стимуляция извне. Лишь преодолев мышечные зажимы и восстановив свободу движений, можно вернуть этим людям способность рационально и адекватно взаимодействовать с окружающей средой.
Больше, чем что-либо другое, этим людям нужно расслабиться, но именно этого они сделать и не могут. Если человека, на долгие годы закупорившего свою ярость, попросить расслабиться, у него ничего не получится. Он был вынужден создать жесткий контейнер для своего гнева. Если ребенку в ситуации безысходного стресса нельзя ослабить напряжение через плач, он продолжает держать себя в этом напряжении, как будто стрессовая ситуация продолжается. Если он может заплакать, вынести стресс гораздо легче.
Итак, биоэнергетическая терапия помогает людям испытать глубоко скрытую печаль, гнев, тревогу и тоску, а также выразить эти чувства со всей полнотой в рамках сессии. Только после того, как тело выпустило на волю свои заблокированные импульсы, оно вновь обретает радость жизни и способно ритмично и с удовольствием функционировать.
Теперь я хотел бы подробнее остановиться на описании некоторых мышечных блоков и тех изменений, которые происходят при их рассасывании. Это можно сделать двумя путями: обсудить различные сегменты тела с присущими им зажимами; либо рассмотреть разные паттерны характера и их отличия друг от друга по системам мышечного напряжения. Второй подход гораздо более тонкий и тщательный, но он требует разъяснения огромного числа деталей. Кроме того, не у каждого пациента встречается весь набор блоков одновременно.
Выбрав, таким образом, первый подход, обратим внимание на телесные зажимы, возникшие когда-то в стрессовой ситуации с целью ограничить движения, дыхание и чувства, поскольку это была единственная доступная альтернатива активному действию. Тело разделено такими зажимами на отдельные сегменты, подобно тому, как плотно сдавливающее кольцо расщепляет плавное движение змеи па две несогласованные половины. Райх описывает сегменты тела от головы до пальцев ног.
Начнем с верхней части лица. Терапевта прежде всего интересует выражение глаз. Пациент может смотреть на терапевта с заученной серьезностью, тревожным избегающим взглядом, свысока или озабоченно нахмурившись. У шизоида характерный отсутствующий взгляд, как будто он смотрит куда-то в пространство. Райх назвал такой взгляд "нездешним". Различные выражения глаз отражают, как эти люди смотрят на мир; в них так же заключен опыт ранних отношений с родителями, братьями и сестрами.
Паттерны напряжений в теле можно рассматривать как застывшую историю жизни человека, и прежде всего эта истина проступает в лице. У аутичных детей в области глаз — огромное напряжение и неподвижность, для их лечения крайне важен контакт взглядов. Все невротики страдают в той или иной степени напряжением в области глаз, которое переходит на лоб и мышцы волосистой части головы, а затем накапливается в шее. Подавление плача, страха и гнева может вызывать страшное напряжение в скальпе и мышцах основания черепа, что создает физиологическую основу сильных головных болей, столь характерных для определенных типов личности.
Для мобилизации этой зоны необходимо широко раскрывать глаза и активизировать движения мышц волосистой части головы. Простор для работы остается так же в плане осознавания пациентом, каким образом его взгляд реагирует (или не реагирует) на терапевта. Прежде, чем восстановится здоровое видение и полный контакт с реальностью, нужно высвободить эмоции этой области: паническое желание убежать, скрытые подозрения, убийственную ярость, выражаемые взглядом, а также запертые между глаз слезы.
Каждая последующая часть тела естественным образом связана с предыдущей, и деление весьма условно. Напряжение в верхней части лица функционально соответствует зажимам вокруг рта и челюстей. У пациентов на губах застыла усмешка, либо рот скорбно изогнут. У компульсивных личностей жесткая верхняя губа. Сжатые челюсти, слабые подбородки и впалые щеки показывают, как человек научился использовать лицевые мышцы. Здоровый ребенок или здоровый взрослый могут выражать весь спектр соответствующих случаю эмоций при помощи мимики. Это гибкий и принимающий человек. Тот, кто постоянно находится в напряжении, обладает лишь ограниченным набором выражений лица, который требовался в прошлом, чтобы справиться со стрессом. Такой человек не может с легкостью менять эти выражения; его мимика изменится коренным образом, только когда освободится эмоция, скрытая за напряжением лицевых мышц.
Поскольку первые блоки на пути выражения эмоций обычно возникают в младенчестве, на сессии проявляются инфантильные эмоции. Из этой зоны могут высвобождаться подавленные импульсы кусать, сосать, кричать и гримасничать, каждый из которых несет такой мощный аффективный заряд, что пациент часто вспоминает травмирующий опыт раннего детства. Но это совершенно не обязательно для исцеления. Обязательным является лишь освобождение эмоции от блокирующего ее напряжения. Лицо в этом случае получает возможность нормально расслабиться, первый раз за многие годы. Человек способен смотреть на мир без калечащих его ограничений прошлого.
Шея — одно из двух главных сужений тела, вторым является талия. Шея — это своего рода проводящая трубка, связывающая голову с остальным телом. Напряжения в этой зоне особенно часты. Независимо от Райха, их описали Фельденкрайз и Александер; их функция — лишить голову чувства связанности с телом. Многие люди идентифицируются с головой и как бы отрезаны от собственного тела. Некоторые шизофреники, наоборот, страдая от невыносимого давления в голове, полностью идентифицируются с телом и считают свою голову чужой, даже хотят убрать ее и заменить новой.
В области горла зажаты громкие рыдания, крики и вопли. В нашей культуре считается, что дети не должны слишком шуметь. Но что еще может сделать младенец в невыносимой ситуации стресса? Он может выучиться проглатывать гнев и душить печаль. Годы спустя, в процессе терапии, эти невыраженные и подавленные эмоции могут проявиться во всей своей первоначальной силе, в результате стимуляции мышц горла и шеи. Во время высвобождения эмоций меняется цвет кожных покровов, пациенты чувствуют "прояснение" в голове, единство головы и туловища. Их движения становятся координированными и грациозными, что кажется само собой разумеющимся тем счастливцам, которые изначально свободны от напряжений.
Гнев, удерживаемый в шее, связан с напряжением в мышцах плеч и большой части спины. Поразительно, сколько ярости содержится в спинах некоторых людей. Разумеется, это мертвая ярость, делающая спину и плечи жесткими и ригидными, а руки нечувствительными, с недостаточностью кровообращения. Единственный способ восстановить подвижность этой зоны — дать возможность отреагировать этот гнев в безопасной ситуации через мощные движения рук, плеч и кулаков. В специально оборудованном кабинете можно обеспечить безопасный выход импульсам с помощью ударов, в которые вовлекалась бы вся спина. Безусловно в этом случае должна существовать хорошая связь между терапевтом и клиентом. Как ни странно, вполне доступно дать волю застарелой ярости и в то же время осознавать реальную ситуацию, не разрушая комнату и не задевая терапевта.
После шейного сужения перейдем к сегменту туловища. Здесь содержится ключевой индикатор для данного вида терапии. Дыхание — основа жизни и выражения эмоций в любой форме, работа с ним является базовой в нашем подходе и сопровождает работу с напряжениями в определенных областях.
В здоровом состоянии туловище мягко волнообразно пульсирует в процессе дыхания, грудная клетка и живот подвижны в полном объеме. Однако контроль за дыханием — первое, чему ребенок выучивается, стараясь подавить свои чувства. Такой контроль нужен, чтобы подчинить телесные процессы целям рассудка, избегающего конфликтов: в некоторых семьях опасно открыто выражать свои чувства.
Все невротики в той или иной степени страдают расстройствами дыхания. Существуют два крайних варианта:
1) высокая грудная клетка и втянутый живот при характерной военной осанке, которую критиковал Матиас Александер в работах о координации и позах;
2) общая дефицитарность дыхания, когда в легкие проходит минимум воздуха. Шизоиды, а в особенности некоторые истерики, начинают испытывать головокружение, как только их дыхание углубляется. Принять более полное дыхание для таких людей сравнимо с акклиматизацией — нужно это делать постепенно, чтобы они научились выдерживать повышенный уровень витальности.
В конце туловища находится еще одно сужение — талия. Она связана с напряжением нижней части живота, поясницы и мышц тазового дна, которое фиксирует таз в сжатом, втянутом состоянии у большинства невротиков. Неподвижность таза естественно приводит к сексуальным расстройствам, но нельзя сводить их только к данной области. Нормальная сексуальность включает в себя всестороннее проявление личности. Описанные Райхом нарушения оргазма были неверно поняты теми, кто считал, что он предлагает сексуальную панацею от всех бед. Нет ничего, более далекого от истины. Способность полностью отдаться какому-то переживанию является единой и неделимой, идет ли речь о работе, реакции па музыку или живопись, вовлеченности в близкие отношения с другим человеком или еще каком-нибудь важном жизненном опыте. Напряжение в любой части тела делает переживание недостаточно полным.
Таз переходит в ноги — главную опору тела. Напряжение в ногах ведет к нарушению контакта с землей. Эмоциональным выражением здесь будет стремление лягаться — как агрессивно, так и с удовольствием. Лоуэн и Келеман особо подчеркивали важность восстановления свободного потока ощущений в ногах, чтобы появилось чувство "заземления". Многие в буквальном смысле не чувствуют под собой земли, некоторым шизоидам кажется, что они плывут. Слабость в суставах характерна для шизоидной личности. Напряженные ригидные ноги могут дать твердую поддержку при отсутствии гибкости, "прыгучести" в ногах, что указывает на потерю радости жизни. Понаблюдайте за танцующим от радости ребенком и вы поймете, что я имею в виду.
Если преодолеть основные напряжения в теле с помощью специальных упражнений и массажа, пациент совершенно по-новому переживает свое тело, иначе оценивает себя и окружающий мир. В терминах биоэнергетики чувствовать себя хорошо — значит быть свободным функционировать ритмично, без хронических мышечных зажимов. Именно Райх выявил тончайшую взаимосвязь телесных защит и содержащейся в них эмоциональной жизненной энергии, а также нашел пути изменения баланса сил в сторону здоровья. Это одновременно и физическое, и психическое здоровье.
В заключение я хотел бы привести слова Д. Лоуренса:
"Жизнь тела — жизнь ощущений и эмоций. Тело чувствует истинный голод, истинную жажду, истинную радость на солнце или в снегу, истинное наслаждение от запаха роз или взгляда на сиреневый куст; истинный гнев, истинную печаль, истинную нежность, истинную теплоту, истинную страсть, истинную ненависть, истинное горе. Все эмоции принадлежат телу, ум их только признает."
2.4. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия*
Бразильский психиатр Карлос Бриганти, тренер обучающих программ по биосинтезу в области психосоматической медицины, недавно опубликовал статью, где так описывает мифологический образ Нарцисса: "Нарцисс не дышал. Ни разу не вздохнул. Он всегда ощущал себя наполненным до предела, в нем не осталось места для изменений, обмена с миром." Бриганти ссылается на статую работы Бенвенуто Челлини. Нарцисс изображен как человек, задохнувшийся в собственном объятии. Этот архетип крайней степени самоотождествления показан с двух сторон: он лишен социальных связей — и лишен дыхания.
Такая метафора делает очевидной роль дыхания как посредника между внутренним и внешним миром. Дышать значит строить связи с миром, общаться, наводить мосты. Там, где мостов нет, дыхание угасает.
Осознав, как много миров дыхание связывает между собой, мы можем еще острее ощутить его богатство.
Прежде всего, связь бессознательного с сознанием. Процесс дыхания непроизволен и бесконечен, "оно" дышит нами, пока мы живы. В то же время мы можем произвольно управлять дыханием, сознательно формировать его.
Кроме того, диафрагма соединяет верхнюю часть тела с нижней, а также спину с передней частью тела.
*Веховски A Andreas Wehowsky Breathing Dialogues "Energy and Character", Vol.25, № 1, April 1994, p 8-14. Перевод с англ Г Ченцовой
Идет обмен импульсов между областью сердца и "хара", между двигательной сферой и сферой чувств, — при условии, что мы позволяем этот обмен.
И наконец, этимология греческого, лапшского, ивритского и санскритского слова напоминает нам о тесном сплетении дыхания, жизни и души, о вечном взаимодействии между священным духом, создающим жизнь, и естественным природным дыханием, жизнь сохраняющим.
Традиционно считается, что душа соединяет нематериальный мир чистого духа с плотской, чувственной природой тела. Дыхание связывает эти два мира, привносит дух в материю.
Осознав роль дыхания как посредника, следует так же помнить, что оно не только регулирует другие системы, но и само подвержено воздействию различных факторов. В учебниках можно найти впечатляющие иллюстрации тесных связей дыхательной системы со всеми остальными системами тела. Эти связи отнюдь не односторонние, скорее системы саморегулируются с помощью двойных и множественных обратных связей.
Из учебников можно много почерпнуть о роли дыхания ВНУТРИ тела, что крайне полезно с терапевтической точки зрения. Однако ряд важных факторов, связанных с дыханием, практически не затронут в литературе. К ним относятся: окружающая среда, социальный контекст и духовное измерение. Без этих факторов невозможно, на мой взгляд, истинное понимание процесса дыхания и глубинная работа с ним. Цель данной работы — ближе рассмотреть СОЦИАЛЬНЫЕ аспекты дыхания.
В курсе биосинтеза я научился у Дэвида Боаделла некоторым простым способам интерпретации дыхания клиента. При любом терапевтическом вмешательстве, особенно связанном с телесным контактом, возможны лишь три реакции клиента: "да", "нет" и нейтральная. Эта модель оказалась очень эффективной. Если дыхание углубляется либо становится ровным, я расцениваю такую реакцию как "да". Если оно стало более поверхностным и редким, — это сигнал "пет". Если ничего не происходит, — реакция нейтральная, что может быть признаком отсутствия контакта с клиентом. Это три варианта базовых паттернов или сигналов невербальной коммуникации. Остается открытым вопрос, до какой степени клиенты осознают эти процессы и насколько они способны описать, что происходит у них внутри? Разумеется, тот же вопрос актуален и в отношении терапевта, т.к. взаимодействие с клиентом влияет и на наше дыхание.
Однако терапевтическая ситуация — лишь один из примеров социального взаимодействия: повсюду в ежедневном общении людей встречаются те же паттерны, просто обычно они остаются незамеченными.
Позднее я вернусь к практическим аспектам терапевтической работы, но сначала я хотел бы обсудить концепцию паттернов взаимодействия и соответствующих дыхательных паттернов, преобладающих в каждом из них.
Теория паттернов взаимодействия выполняет две важных функции. Я хотел бы начать с аспекта развития
Психологические и социологические теории XX века по-разному подходят к развитию младенца.
Основной вопрос этих теорий: что является движущей силой развития человеческого существа? Что важнее — биологический или социальный фактор? Простейший ответ — оба, а также сущностный, духовный аспект — не был самоочевиден. Фрейд говорил о стадиях психосексуального развития, о биологических влечениях, которые общество приводит к социально приемлемым формам через конфликт
В теории объектных отношений центральное место занял психосоциальный аспект: потребность в социальном взаимодействии является ключевой для развития ребенка. Не конфликт, а дефицит адекватных интеракций приводит к дефицитарному развитию эго. Разница биологического и социального подходов видна даже на уровне лингвистических терминов: Фрейд говорит об оральной, анальной и генитальной стадиях, а М. Малер использует понятия "аутизм", "симбиоз", "сепарация" и "постоянство объекта".
Вильгельм Райх, ученик Фрейда, применил психосексуальный подход как точку отсчета для изучения энергетических процессов, в которых он видел функциональное единство психики и сомы, души и тела. Его последователи Александр Лоуэн и Джон Пиерракос развили собственную теорию структур характера, выделив пять областей патологического развития, частично совпадающих по времени' шизоидная, оральная, психопатическая, мазохистическая и ригидная структуры. Огромное влияние раихианская традиция оказала на Стенли Келемана, чья работа основана также на "Индивидуальной психологии" Альфреда Адлера и др. Келеман разработал концепцию о совпадении глубоко биологических и высоко когнитивных процессов. Он вводит понятие о связующих паттернах.
Однако к сходной концепции приходит и английский исследователь Фрэнк Лейк, находившийся под влиянием теории объектных отношений. Изучив самые ранние взаимосвязи биологических и социальных процессов, он разработал модели формирования характера в пренатальном периоде.
Работы Ф. Лейка и С. Келемана оказали влияние на Дэвида Боаделлу, создателя теории биосинтеза. Он описывает 4 фазы взаимодействия в развитии ребенка. Голландский психотерапевт Мартин Аальберс синтезировал подходы Боаделлы и Келемана, обобщив различные линии данной традиции. Ниже я привожу краткий обзор четырех базовых паттернов.
В терминологии Аальберса видна явная связь биологически — либидозной и социальной сферы. Названия четырех фаз: 1) тактильная, или фаза рождения; 2) оральная, или фаза кормления; 3) анальная, или фаза роста и контроля; 4) генитальная, или фаза поиска близости и единства.
Для 1-й фазы критическим является построение базовой связи, взаимоотношений матери и ребенка, — с тем, чтобы рождение человеческого существа произошло в максимально безопасном и доброжелательном окружении. На карту поставлен процесс глубинного укоренения в физическом и социальном существовании, процесс бытия и принятия. Ребенок получает представление о нем через кожу и органы чувств.
Во 2-й фазе основное значение имеет "радость получения от других". Потребности организма приводят к динамическому контакту с другим через область рта как моторного центра. Каково же взаимодействие с чувственной зависимостью ребенка? Является ли контакт, поддержка, принятие достаточными, чтобы ребенок научился определять и выражать свои потребности и фрустрации?
В 3-й, анальной фазе, фазе роста, у ребенка развивается все больше способностей. Моторные и речевые навыки помогают становлению воли и автономности. Вопрос регулирования анальной области распространяется на более общие вопросы контроля и сепарации, а также исследования возможных границ внутри конфликта.
И наконец, в генитальной фазе растет осознание половой идентичности в различных социальных контекстах. Возможности понимания, уважительных, доброжелательных отношений слишком часто оказываются нереализованными — они отвергаются или, наоборот, эксплуатируются. Однако, если коммуникация проходит в целом благополучно, закладываются основы для интеграции ума, души и сексуальности, а также для равновесия между либидозными импульсами и творческим выражением.
Таким образом, 4 базовых паттерна взаимодействия описывают 4 ключевых человеческих проблемы. Но сила этого подхода не в том, чтобы свести все проблемы к выше перечисленным терминам. Напротив, здесь есть место интеграции различных теорий развития при условии, что стадии сенсомоторного, когнитивно-речевого, аффективного и морального развития соотносятся должным образом.
Теперь я хотел бы вернуться к нашей теме — к паттернам дыхания в связи с проблемами биологического и социального развития.
Я не считаю своей задачей давать традиционный обзор всех паттернов дыхания и их социального значения, эго значило бы слишком упростить сложный набор имеющихся вариантов. Более того, я не считаю ИНТЕРПРЕТАЦИЮ дыхания надежным методом. Однако ИССЛЕДОВАНИЕ его значения в контексте работы с клиентом безусловно является достоверным. Поэтому я перехожу непосредственно к терапевтической работе с дыханием в рамках четырех паттернов взаимодействия.
Ключевая проблема ПЕРВОГО паттерна — быть здесь, присутствовать, существовать. Присутствие требует признания собственного существования. Мое внимание как терапевта направлено на то, в какой степени клиент присутствует здесь, находится в контакте с самим собой и со мной. Дыхание при этом является важнейшим показателем. Часто клиент входит в кабинет с выраженной задержкой дыхания, не в контакте с самим собой. Моя задача — помочь ему установить этот контакт, обрести свое дыхание. Поэтому, внутри данного паттерна, контакт клиента со мной не является самоцелью, у меня нет запроса на него. Скорее я пытаюсь стать хорошей социальной средой для клиента, где он может найти себя.
Как телесно-ориентированный психотерапевт я люблю работать с различными положениями тела
и прикосновениями, чтобы усилить контакт клиента с самим собой. Задача номер один — отпустить себя, расслабиться, отдохнуть, — короче, центрирование. Позиции лежа на спине, на животе или на боку хорошо подходят для этой цели. Некоторым больше нравится свернуться клубочком, другим — вытянуться. Когда первая поза выбрана и клиент принял прямое прикосновение, я стараюсь установить положительный контакт между моими руками и его телом в выбранной позе. Самое главное здесь — утвердить контакт, чего можно достичь, касаясь клиента, обнимая его или просто находясь рядом. Прежде, чем двигаться дальше, я отмечаю реакцию дыхания — "да", "нет", "никак". Если реакция на контакт положительная, можно перейти к медленным движениям тела или его частей, с целью углубить дыхание. Некоторым клиентам помогает сгибание тела, дальнейшее сворачивание клубочком, другим — постепенное раскрытие и вытягивание. Нарастание интенсивного контакта с самим собой может вызвать глубокие переживания, двигательные импульсы, усиление контакта с терапевтом — как невербального, так и вербального. Иногда актуализируются старые травмы, их следует осознать, прожить и интегрировать. Но независимо or содержания переживаний, пульсация сгибания — разгибания, сворачивания — разворачивания помогает терапевту следить за развитием контакта клиента с собственным "я". Принимающая позиция терапевта позволяет ему следовать за клиентом, даже если тот перестает дышать. Недавно одному из моих клиентов захотелось побыть во взвешенном состоянии под водой, что напомнило ему пренатальный период, когда он не дышал легкими. После некоторых колебаний он последовал за этим образом и идентифицировался со своей неродившейся частью. Его дыхание стало едва заметным, интервалы между вдохами удлинились до минут. Но поскольку он позволил этому процессу происходить, пришли импульсы с глубинных уровней тела. Позднее он описывал, как вся энергия устремилась к солнечному сплетению, пока оно не сократилось непроизвольно, посылая энергию обратно. Его тело затопила волна дыхания и тепла. Смысл этого опыта был ясен клиенту: он осознал степень своего истощения; в таком состоянии, сказал он, никакие действия помочь не могут. Единственная надежда — отпустить себя, дать телу глубинный отдых и возможность вновь обрести равновесие и способность к саморегуляции.
Суть ВТОРОГО паттерна — как обращаться со своими потребностями. Дыхание снабжает тело энергией, поэтому в основе данного паттерна лежат циклы накопления и выброса энергии. Поверхностное дыхание создает дефицит питания и энергии в организме, что препятствует распространению импульсов. Моя задача в этом случае — исследовать функции такого низкого энергетического уровня и возможности его повышения. Прототипом здесь может служить связь в раннем возрасте между процессами сосания и дыхания. Соответственно в энергетической работе с клиентом главным моментом является стимуляция импульсов вдоха. Я могу пытаться стимулировать вдох сильным, "засасывающим" надавливанием. В биосинтезе такое сочетание телесного контакта с дыханием называется "воздушный контакт".
Однако во многих случаях реакция на стимуляцию извне, от терапевта, остается слишком слабой. Тогда нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия. Активизируя руки, начиная с кистей, а также нижнюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей. Например, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. Здесь помогают сопровождающие образы "источника жизни" и др. Могут проявиться самые разные варианты проблемы осознавания собственных потребностей, а также их выражения физически и вербальио. Пульсация соединяет внутренний мир с внешним, наполняет энергией периферию тела, повышает его способность глубоко принять потенциально благоприятную внешнюю среду, чтобы переработать и вновь высвободить эту энергию.
Суть ТРЕТЬЕГО паттерна — сепарация и автономия. Для этого нужны границы, защищающие от того, чего я не хочу, и определенные навыки, чтобы добиться того, чего хочу. Развитие ребенка на этой стадии включает такие важные виды деятельности, как ходьба и речь. Воля и способности быстро развиваются, а вместе с ними растет и борьба за контроль, власть и влияние. Для работы с дыханием в рамках этого паттерна крайне важны две темы: равновесие границ и адекватность выражения.
Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере — с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом лучше в положении стоя. Главным в работе является отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.
Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. Как я защищаю мое пространство от угрозы вторжения? В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт — давление, отталкивание,- так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.
Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр здесь широк: от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсических выбросов эмоций и вегетативных реакций. Центральная тема пульсации данного паттерна взаимодействия — это связь дыхания с самоутверждением, интеграция "селф" с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.