Способность видеть, слышать, чувствовать.
Ребенок любит проводить "осязательные" эксперименты - трогать скользкоежеле, липкую, влажную глазурь и твердые холодные кубики льда. Невозможноудержать малыша от того, чтобы во время кормления он не дотрагивался до еды.Он размазывает по столу овсяную кашу, разбрызгивает яблочный сок и окунаетпальцы в молоко. Даже самые аккуратные и придирчивые родители не в состояниипомешать этому. Ребенок полон желания узнавать новые звуки, так же как иновые предметы. Он стучит ложкой по стакану, тарелке, миске и по стульчику.Малыш экспериментирует и со своим голосом -- иногда он вскрикивает, иногдаподолгу невнятно бормочет, подражая разговору и пению. Бывает, что,проснувшись утром, он начинает бормотать так целых минут двадцать, покакто-нибудь не обратит на него внимание. Большинство "научных открытий и опытов" происходит, когда ребенокзанимается с игрушками и другими предметами. Он любит стучать и перемешиватьчто-нибудь ложкой, переворачивать коробочки, баночки и другие ем- кости, высыпая оттуда содержимое, или дергать игрушку за веревочку. Вконечном счете, все действия малыша направлены на то, чтобы научитьсяиспользовать предметы по назначению. Стремление находить что-то новое развивается параллельно с физическойсилой и проявляется в попытках узнать, можно ли предметы разделить насоставные части. Вместо того чтобы спокойно играть с соской, он будет трястии стучать ею и в конце концов, размахнувшись, выбросит. Теперь ребенокупорно стремится соединить вместе отдельные части предметов, чтобы придатьим ту форму, которую он видел изначально, -- он складывает кубики обратно вкоробочку, соединяет вместе рассыпанные бусинки. Хотя это не всегда ему удается и он при этом расстраивается, тем неменее постепенно его попытки становятся более успешными. Малыш уже можетперекладывать ложку с едой из одной руки в другую, держать чашку и открыватькоробочку с изюмом. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной спомощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока онне развяжется, отрывает листочки от растения, снимает бусы через голову,чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки. К концу первого года жизни большинство детей уже умеют использовать, покрайней мере, одно слово и делают это при каждом удобном случае. Это словобольше чем просто слово. Подчас оно заменяет целую фразу. "Мама" означает:"Мама, иди сюда и возьми меня". "Да-да" может означать: "Дай мне скорее моюбутылочку!" Хотя в этом возрасте ребенок не может произнести болеетрех-четырех слов, он уже хорошо понимает речь других. Малыш знает имякаждого члена семьи и смотрит на человека, имя которого произнесли. Вальбоме он узнает фотографии родных и указывает на них пальцем. Когда выспрашиваете его, хочет ли он печенья, голос малыша зву- чит совсем иначе, чем когда он отвечает на ваш призыв выпить лекарство.Вместо того чтобы говорить простыми предложениями, некоторые родителистараются произносить одно слово: "Спать" или "пойдем". По мере того как развивается способность ребенка понимать речь, онучится исполнять некоторые простые указания. Обычно дети понимают значениеодной-двух простых фраз, таких, как: "Дай мне" или "Покажи мне". Как толькоребенок усвоит эти ключевые слова, он сможет выполнять и другие вашипросьбы: "Покажи мне свои глазки", "Покажи мне свой пупок", "Покажи мне своиножки", "Достань мамину сумочку", "Достань мамины ключи". Хотя малышу нравится исполнять ваши указания, он иногда не прочь иподразнить вас. Когда вы просите его что-нибудь принести, он может пойти заэтим предметом, а принести совершенно другой. Тот факт, что он, наблюдая завашей реакцией, смеется, свидетельствует о том, что это игра. Вместе с умением подразнить взрослого к ребенку приходит пониманиетого, что значит слово "нет". Когда малышу было десять месяцев, услышав"нет", он останавливался на секунду, а затем снова возвращался к своемузанятию. Теперь он понимает, что это слово означает запрет. Когда взрослыйговорит годовалому ребенку "нет", тот обычно начинает протестовать илиплакать. Желание ребенка познать окружающий мир распространяется и на сферучеловеческих отношений. Он радуется возможности поиграть с другими детьми.Общаясь со старшими детьми, особенно с братьями и сестрами, малыш сначаланаблюдает за тем, с какими игрушками они играют. Затем все его усилиянаправляются на то, чтобы завладеть этими игрушками. Когда годовалый ребенок находится рядом со своим сверстником, ихобщение заключается в том, что сначала малыши изучают один другого, а затемповторяют действия друг друга. Познакомившись, они начинают обмениватьсяигрушками или, наоборот, отнимать их, при этом наблюдая за реакциейтоварища. Контакты такого рода являются значительным шагом вперед посравнению с тем, как про- водили время вместе девятимесячные дети. Тогда товарищ по игрепредставлял собой лишь интересный объект, который можно было ущипнуть,подергать и толкнуть. Теперь ваш ребенок без сомнения по достоинству оценитреакцию товарища на свои действия. В течение года, поначалу лишьэпизодически, а затем все чаще, он будет радоваться общению с другиммалышом. Желание играть, любопытство, стремление к новым открытиям -- все этоделает вашего ребенка отличным партнером для игр. Занимаясь с ним в течениевторого года жизни, вы будете свидетелем того, как он превращается вличность со своими особенностями характера и поведения. Иногда малыш будетозорным и непослушным. Порой он будет использовать вас как средство длядостижения своих целей. Он будет с гордостью делиться с вами своимиоткрытиями, и ему будет необходима ваша любовь и забота. Второй год жизни принесет вам и ребенку новые переживания, трудности иновые возможности для совершенствования. Время, которое вы провели вместе,игры, в которые вы играли, любовь, которую вы испытывали друг к другу,подготовили вас к встрече с трудностями и радостями следующего года.
Понимаем своего ребенка
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Помогите исследователю Годовалый малыш -- это активный экспериментатор, которому необходимыусловия для проведения его исследований. Постарайтесь сделать так, чтобыокружающая обстановка располагала его к этим занятиям. Поставьте в комнатекоробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом игрушки или привяжите к нимленточки, чтобы малыш мог дергать за них. Интересуйтесь открытиями ребенка Когда ребенок обнаружит что-нибудь любопытное -тень на стене, шуршащийкусочек фольги, гладкий теплый камешек, расскажите ему об этих предметах.Чем больше вы проявляете интереса к находкам малыша, тем энергичнее онпродолжает свои поиски.Время игр