Новейшие тенденции развития организаций

Глобализация- процесс свободного движ. товаров и инфо в масштабах Земли. Процесс глобализации коренным образом меняет деят. орг-ций. Конкуренция производителей в мировом масштабе привела к резкому повышению стандартов качества и критериев эффективности. Существенно снизился уровень издержек на производство, возросли скорости реализации и оборачиваемости средств.

Глобализация потребовала новых подходов к управлению организациями. Среди важнейших из новых подходов – децентрализация власти плоские структуры управления, творческие приемы и включение работников в процесс принятия решений, командный стиль управления, современные приемы мотивации. В этом смысле американский и европейский менеджмент по ряду позиций идут в «кильватере» японского. Основной экономико-конкурентный показатель – соотношение «цена-качество».

Глобализация вызвала к жизни две новейшие тенденцииразвития организаций:

1.Управл. тотальным качеством – это создание обстановки, при кот. качество становится осн. приорит. во всех звеньях и элементах работы орг-ции.

Управление тотальным качеством включает четыре основных элемента: Вовлеченность работников означает участие всех в процессе контроля над качеством.

Приоритет потребит. означает фокусирования внимания на покупателях продукции организации.

Контрольные сравнения заключ. в сопоставл. результатов труда организации с деятельностью аналогичных фирм.

Постоянные улучшения небольше усовершенств., но кот. осущ. с неизбежным постоянством.

2.Самообучение– это процесс постоянного освоения тех новинок, которые достигнуты в отрасли.

В деятельности самообучающейся организации выделяют пять основных элементов: развитие корпоративной культуры; видение будущего; свободный обмен информацией; плоская структура управления и командный стиль.

Глобализация вызвала новые подходы к управлению организациями: децентрализация власти, плоские структуры управления, творческие методы принятия решений, современные приемы стимулирования-мотивации. Глобализация вызвала к жизни две важнейшие тенденции в развитии организаций: управление тотальным качеством и самообучение.

Командный труд

Команда – это несколько человек разной квалиф., объед. для достиж. совместной проф. цели. Главная особенность - отдельные люди вносят разный вклад в общее дело.

По видам деятельности команды делятся на производственные и управленческие.

Показателями эффективности команды:

Экономич.- рез-ты совместной деят-, то, насколько они успешны и значимы.

Психологич.индикаторы-личная удовлетворенность каждого члена команды своей професс. жизнью (работой, общением, внутренним комфортом).

Различают пять типов рабочих команд:

1.Вертикальная команда включает менеджера и два-три иерархических слоя подчиненных. Отделы: технического контроля, кадров, бухгалтерию.

Горизонтальная команда формируется из специалистов примерно одного уровня, но разных отделов. Обычно они решают межфункциональные задачи. Специализированнаякоманда созд. для разового необычного задания. Нередко это задание м.б. очень важным и треб. уникальных творч. реш..

Самоуправляемая команда отлич. большой степенью самостоят. в выборе путей достижения цели.. Упор делается на творческий поиск членов команд.

Виртуальная команда – это совместная работа группы людей без личного контакта, а через Интернет.

Команда м.б. описана двумя хар-ками: численность и роли участников.

Близкой к идеальной считается команда численностью 7 человек. Численность в 5—9 человек (7±2) рассм. как оптимальная. Малые команды (2—4 человека) имеют больше согласия и неформальных отношений. Но их професс. возможности ограничены малым числом участников.

Большие команды (более 10 человек) располагают широким деловым потенциалом. Но в них больше различий во мнениях, что может затруднить принятие решений.

Роли участников команд в образной форме обознач. след. образом: «спецы», «гармонители», «наблюдатели» и «смешанные». Отдельно стоит лидер команды.

«Спецы»-наиболее квалифицир. и трудолюбивые члены команды. На них ложится «львиная доля» выполняемой командой работы.

«Гармонители» - люди, вносящие гармонию в межличностные отношения в команде. Они играют важную роль в сплочении коллектива, создании в нем конструктивного психологиче. климата.

«Наблюдатели» — это члены команды, которые вносят малый вклад в общий совокупный продукт.

К «смешанным» относят тех, кого сложно квалифицировать по первым трем группам. Они занимают в этом смысле некие серединные позиции, играют двойные роли.

Командные процессы

Командные процессы – это изменяющийся во времени характер межличностных отношений внутри команды.

Выделяют четыре основных типа командных процессов:

1. Развитие команды, в свою очередь, проходит четыре стадии. Это создание, «притирка» и совместная работа.

2. Командная сплоченность – это степень привлекательности команды для ее членов, уровень дружественности и межличностных отношений.

Показателями командной сплоченности являются: признание членами команды единства цели; высокая привлекательность команды для ее участников; плотность личного неформального взаимодействия; гордость каждого за командные успехи.

Основными факторами, влияющими на сплоченность команды, являются:

-Психологическая совместимость предполагает адекватность коллективной и личной оценки членов команды. Каждый ее участник имеет собственное суждение о своих человеческих и профессиональных качествах.

-Характер совместной деятельности как фактор влияния на сплоченность включает степень сложности и креативности работы.

-Внешняя среда связана с конкурентностью и результативностью командной деят..

Преимущества командной сплоченности можно разделить на професс. и психологич.

3. Формирование общественного мнения как командный процесс связано с осущ. согласования професс.и человеческих ценностей, распредел. ролей в команде.Происходит координация усилий в рамках совместной деят..

Общественное мнение принимает командные нормы – стандарты поведения. Этапами формирования общественного мнения могут выступить:

-Критические события возникают на определенных «развилках» общественного мнения. Когда появл. различные варианты, выбор в пользу того или иного может быть осуществлен под влиянием к.-л. события.

-Прецедент фиксируется тогда, когда впервые приходится решать какой-то вопрос.

-Внешний опыт может быть привнесен в команду из иных коллективов.

-Требования лидера, заявленные четко и однозначно, являются наиболее эффективными способами нормирования.

4.Межличн. трения-неконструктивные взаимод. между членами команды.

Причинами трений могут быть: недостаток ресурсов; нечеткое разделение обязанностей в команде; кризис коммуникаций; несовместимость характеров; соперничество во власти и статусе; разногласия в путях достижения целей.И в удержании трений в рамках допустимого, и в протекании остальных командных процессов исключительная роль принадлежит менеджеру – лидеру команды.

Наши рекомендации